Использование метода Су-Джок-терапии в ДОУ

Использование метода Су-Джок-терапии в совместной работе воспитателей и инструктора по физическому развитию.

Актуальной задачей в развитии дошкольного образования явля­ется повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста в настоящее время перед современным ДОУ стоит задача не только обучения, но и всестороннего развития ребенка. Поэтому очень важным является использование в работе различных методов и приёмов — как традиционных, так и нетрадиционных. Сегодня мы хотим познакомить вас с методом Су-Джок-терапии. Наблю­дая и анализируя результаты работы с использованием тренажеров Су- Джок- терапии совместно с работой по развитию пальчиковой моторики, мы заметили, что данный метод благо­творно влияет на речевую активность детей и положительно сказывается на коррекции у них речевых нарушений, проявляя живой интерес к занятиям с тренажёрами ребенок развивает не только пальчиковую моторику, ловкость, но и координацию движений, но и активизирует словарь и развивает чувство ритма. Немаловажным является и настрой положительного эмоционального фона занятия. Что же такое Су-Джок-терапия? Кто автор и что она собой представляет? Метод Су-Джок — это современное направление акупунктуры, которое объединяет древние знания восточной и последние достижения европейской медицины. Су-Джок-терапия направлена активизацию зон коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений, поскольку стимуляция биоэнергетических точек способствует созреванию нервных клеток и их активному функционированию.

Создателем метода Су-Джок явля­ется корейский профессор Пак Чже By. Первые сведения о Су-Джок появились в печати в 1986 г. С этого времени Су-Джок-терапия широко распростра­нилась по всему миру. В некоторых странах метод Су-Джок входит в го­сударственные программы не только здравоохранения, но и образования. В переводе с корейского су — кисть, джок — стопа. Вы можете спросить: как взаимос­вязан данный метод и процесс акти­визации речевых зон головного мозга? Известно, что речь — это результат согласованной деятельности многих об­ластей головного мозга. Анатомически в коре головного мозга речевая область расположена рядом с двигательной. Она является, собственно, ее частью — эта двигательная проекционная зона. Значительную площадь двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Это можно увидеть на человеке Пенфилда У.-Г. Пенфилд (1891 — 1976) — канадский нейрохирург, составитель карты речевых зон мозга).

Данные многих исследований гово­рят о том, что речевая область форми­руется под влиянием импульсов, посту­пающих от пальцев рук. Именно поэтому в коррекционной работе и логопеды, и воспитатели большое внимание уделяют развитию мелкой моторики: пальчиковым играм, вырезыванию, играм с мозаикой, с песком, играм с манипулированием мелкими предметами и т. п.

В нашем случае воздействие на речевые зоны коры головного мозга заключается в использовании Су-Джок-тренажеров — шариков и иппликаторов Кузнецова. Данный вид работы может быть применен как элемент занятия (фронтального, подгруппового или инди- видуального), как пальчиковая игра или в самостоятельной деятельности детей, например самомассаж, пальчиковые дорожки.

Главные преимущества использо­вания массажеров Су-Джок для само­массажа рук следующие:

— безопасность использования;

— самомассаж можно проводить как индивидуально, так и с группой детей;

— можно использовать многократно в течение дня, включая самомассаж

в различные режимные моменты в условиях ДОУ;

— самомассаж может быть включен в любое занятие;

— дети выполняют самомассаж само­стоятельно, под контролем взрослого;

— проводится самомассаж, как пра­вило, в игровой форме;

— обеспечивается тактильная сти­муляция в определенном ритме, что

способствует формированию чувства ритма.

Предлагаем вашему вниманию сказ­ку и несколько стихотворных форм по разным лексическим темам для самомассажа кистей рук с помощью тренажеров Су-Джок.

Сказка про Ежика

В сказочном лесу в маленьком уют­ном домике жил-был маленький Ежик.

Показать шарик в открытой ла­дони.

Еж был маленький и поэтому всего боялся. Он то выглядывал из своего домика, то прятался.

Несколько раз сжать и разжать ладонь с шариком Су-Джок.

Однажды ранним летним утром захотел Ежик погулять. Он вышел из своего домика, огляделся и побежал по дорожке своими маленькими ножками. Дорожка была узенькая, извилистая.

Катать шарик по ладони вперед-назад.

Долго бежал Еж. И вдруг очутился около большой бурлящей реки. А через реку был переброшен тонкий мостик.

Круговые движения шариком по ладони — сначала по часовой стрелке, потом против.

Ежику стало страшно — он испугал­ся, но желание узнать, что находится на другом берегу, все же было сильнее. И он решился!

Зажать шарик в ладошке.

Аккуратно ступил он своими ма­ленькими ножками на узкий мостик — сделал шажок, потом второй, третий, четвертый, пятый — и перебрался на другой берег!

Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого.

А там поляна — большая, круглая, красивая!

Круговые движения шариком по ладони.

На поляне видимо-невидимо цве­тов: и маки, и васильки, и ромашки, и колокольчики, и незабудки! Красиво, как в сказке!

Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого, на каждое название цветка.

Решил собрать Еж красивый букет из ромашек, васильков, незабудок, маков и колокольчиков. Вот какой огромный букет получился! Обрадовался Ежик и отправился в обратный путь.

Круговые движения шариком по ладони.

Обошел круглую полянку ступил на мостик — один шаг; второй, третий, чет­вертый. Пятый… и он на другом берегу!

Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого.

Быстро побежал Еж — сначала по извилистой дорожке, потом по прямой. Добрался до своего домика! Поставил букет полевых цветов на круглый стол.

Катать шарик по ладони вперед-назад.

А когда пришел вечер, закрыл Ежик свой домик, лег в кроватку и уснул сладким сном!

Зажать шарик в ладошке.

Материал для работы по реализации проекта «Загадочный космос», посвящённый Дню космонавтики.

Пальчиковая здоровьесберегающая игра с шариком Су — Джок (авторская разработка инструктора ФЗК МБДОУ д/с № 19 «Колобок» п.Загорский Минераловодского района Ставропольского края Костяевой Н.С.) проводит инструктор ФЗК:

Наша планета похожа на шар — Перебирают Су — Джок пальцами.

Круглый, как шарик Су — ДжокПоочерёдно показывают Су — Джок правой и левой рукой.

Расскажем о ней, ничего не таяКатаем шарик вперёд — назад между ладонями.

Ведь наша планета зовётся Земляпоказываем шарик на ладони.

На третьей орбите от солнца вращаетсяКруговые движения — Су — Джок между ладонями.

С другими планетами не прикасается — Перебирают поочередно, каждой парой пальцев рук.

На нашей планете есть горы, моря — Вертикальное положение рук, движение Су- Джока вверх — вниз.

Озёра и малые реки — Ладони «Чашечкой», круговые движения Су — Джок

Широкие степи — Руки в горизонтальном положении, движения Су — Джок вверх — вниз.

Глухая тайга — Ладони «Чашечкой«,Су — Джок прижимаем одной ладонью к другой.

А также есть сёлаЗажимаем Су — Джок в одной руке и показываем на раскрытой ладони.

И есть города — Су — Джок перекладываем в другую руку, зажимаем Су — Джок в одной руке и показываем на раскрытой ладони.

Инструктор ФЗК: Вот как здорово у вас, я скажу вам в добрый час,

Путешествуйте, гуляйте, невесомость сохраняйте

Покажу — ка я сейчас, упражнения для Вас

Прошу Земляне не стоять

И за мной всё повторять.

Упражнения на равновесие:

1. «Ракета» — Стоя на носочках, руки над головой ладони сомкнуты.

Обратный отсчёт- 5,4,3,2,1. Пуск.

2. «Самолёт» — Стоя на одной ноге, другую ногу вытянуть назад, туловище наклонить вперёд, руки в стороны. Обратный отсчёт- 5,4,3,2,1. Пуск.

3. «Космический корабль» — Стоя в полуприсяди, пятка одной ноги прижата к пальцам другой руки на поясе. Обратный отсчёт- 5,4,3,2,1. Пуск.

4. «Летающая тарелка» — Стоя на носочках, руки в стороны, покружиться на месте, сначала вправо, потом влево. Обратный отсчёт- 5,4,3,2,1. Пуск.

Дорогие коллеги, мы искренне на­деемся, что наш опыт работы и пред­ложенный речевой материал помогут вам в трудной, но увлекательной совместной работе воспитателей и инструктора ФЗК в работе с дошкольниками.

Автор: Костяева Наталья Серафимовна
Должность: инструктор по физической культуре
Место работы: МБДОУ детский сад №19 «Колобок» п. Загорский Минераловодского района Ставропольского края
Месторасположение: п. Загорский, Минераловодский район, Ставропольский край

Дата изменения: 30.04.2021
Дата публикации: 24.04.2015




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *