«Использование образов русской культуры в образовательной и воспитательной деятельности в детском саду»

Автор: Карпенко Светлана Геннадьевна
Должность: музыкальный руководитель
Место работы: Детский сад № 103 ОАО «РЖД»
Месторасположение: Воронежская область город Лиски

Воспитать из ребенка достойного человека во все времена было делом не простым. Различные народы использовали для этого одни и те же средства: сказки, мифы. Но смысл и содержание у них были разными.

Поэтому с малых лет у детей различных национальностей складывалась своя, в чем-то схожая, но в основном непохожая на другие, национальная картина мира. Используемые в народном творчестве образы героев, смыслы их поведения и поступков были неразрывно связаны с при­вычными, свойственными только этому конкретному народу культурными традициями. Они помогали ребенку успешно преодолевать трудности освоения окружающей действительности, представая в том виде, который был наиболее доступен детскому сознанию из-за его неразрывной связи с национальной основой.

Различие в восприятии образа мира — людей, животных, природы, погоды, истории, архитектуры как раз и поддерживало ребенка в ощущении себя русским, адыгейцем, французом, англичанином. Именно это различие помогало подрастающему человеку присоединиться к тем культурным, историческим и природным корням, которые подпитывали национальное сознание и способствовали сохранению той или другой общности людей как народа— единого и неделимого целого.

В настоящее время такой образ мира в нашей стране становится все более размытым. Благодаря телевидению, подменившему привычные речевые контакты человека с другими людьми, наши дети хорошо знакомы с Микки Маусом, Скруджем Мак Даком, Покемонами, Симпсонами и другими персонажами зарубежных мультфильмов. Эти славные герои детских сериалов по-своему очаровательны, милы и понятны. Как правило, своей борьбой со злом они призваны заложить достойную основу для подражания.

Зло и добро может пониматься по-разному у разных народов. Выравнивая и подгоняя детей различных национальностей под глобальный стандарт ценностей, мы неизбежно лишаем ребенка возможности связать свою жизнь с тем, что наиболее ценно в родной национальной культуре. Предлагаемое взамен качество борьбы со злом, подвигов героев мультсериалов, их отношений со старшими, с природой и т. д. имеет со­вершенно не свойственное российской ментальности смысловое содержание.

В первую очередь вызывает тревогу и беспокойство забвение русских традиций, отражающих многовековой опыт познания народом окружающей природы, способов гармоничной жизни в согласии с ней.

В связи с этим, одной из проблем воспитания и развития ребенка сегодня становится противоречие между богатейшим наследием русского народа, воплощённым в сказках, мифах, легендах, и недостаточными пред­ставлениями о традициях народа у педагогов и детей. Российское образование перестает быть российским, если его содержание не отражает жизнь определённой группы людей — русских, их специфичный быт, традиции, символику и др., создавая, таким образом, неповторимую, своеобразную национальную русскую картину мира. Устранить эту проблему можно, обращаясь к доступным и близким для ребенка истокам национальной культуры.

Мир русской культуры поражает поэтическим откровением своей красоты, восхищает тем, как грамотно и гармонично все в нем устроено по законам добра и мудрости «руссы жили в природе, считали себя её частью и растворялись в ней. Это была солнечная, живая, реалистическая религия». Природа для древних руссов была наполнена силами-богами, с которыми можно общаться, радуясь и восхищаясь силой и красотой природы.

Для русского человека весь мир был живым, охраняемым различными существами — добрыми и не очень — это лешие, русалки, домовые и пр. Практические рекоменда­ции по ведению домашнего хозяйства и земледелия пере­плетались в народном календаре с магией, суевериями, как вере в лучшее в суете дня. Суеверия считались порой более важными, чем хозяйственный и практический опыт. Такая картина мира предполагала построение жизни народа по определенным нормам, традициям, обрядам, обращающим человека к памяти предков и ведущим его в неизведанное будущее.

Добро и зло не противопоставляются друг другу, хотя в сказках их границы четко обозначены. Царство людей и мрачное, зловещее пространство злых сил не пересекаются, а герой сознательно идет к тёмным силам, чтобы разрешить какую-либо проблему. Добро, имеющее много сте­пеней, может быть познано именно постепенно, поднимаясь по лестнице познания. Зло также может быть большим или меньшим и по мере спуска по лестнице вниз его разрушающая сила увеличивается.

В сказках ребёнок учится находить верный путь на перекрестке, где стоит указующий камень. Это и есть тот знак, который позволяет отличать пути зла и добра, выбирать дорогу, ведущую к светлому, прекрасному миру. Именно в сказках отображен взгляд на мир, соответствующий видению мира детьми дошкольного возраста. Разнообразнейшие явления природы, духовные состояния человека, его взаимодействие с миром представлены в конкретности, рациональности образов и, одновременно, в их чувственно-эмоциональной обобщённости. В первые годы жизни ребенка русская картина мира формируется у него естественно, благодаря фольклору и лучшим произведениям отечественных классиков. Произведения искусства наиболее ёмко, цельно, ярко, динамично отражают логику жизни и познания мира -от ближнего к далёкому через действие. Открытие своего места в этом мире выстраивается в этой же логике — от того, что рядом к тому, что далеко: «Я» в семье, в детском саду, в транспорте, на отдыхе в другом городе, а затем в другой стране и т. д. В фольклоре и произведениях поэтов, писателей для детей отражен человек (взрослый и ребёнок) в динамическом взаимодействии, в причудливых образах отношений, поведения, природы и т.п.

С помощью различных сказочных и игровых сюжетов для детей младшего школьного возраста, отражающих основные представления русского народа о природе, доме, музыке, осуществляется духовное воспитание и развитие ребенка. Данные сюжеты являются основой для сценариев детских праздников, а также могут использоваться для сочинения педагогами и детьми собственных рассказов, сказок, рисунков, поделок. Прочувствовав образы русской культуры, ребёнок научится созидать мир на основе красоты и добра, так как эти ценности являются основополагающими в общении людей с природой и друг с другом, потому что главное у любого человека — это его Родина. Устремление в будущее возможно лишь на основе приобретения опыта предшествующих поколений, их обрядов и традиций.

В образах русской культуры, представленных в сказках, колыбельных, закличках, играх, сконцентрирована мудрость народа, его оптимизм, всемирная отзывчивость всему лучшему, что есть в мире. Основной путь восхожде­ния общества к духовным ценностям видится в сохранении и возрождении культуры своего народа.

Огромный воспитательный потенциал заложен в народных традициях, обрядах, произведениях устного народного творчества, музыке, где высвечены национальные идеи и гражданские ценности.

Воспитать начала достоинства и культуры у маленького человека, бесконечно «вовлекая» в малопонятную ему смену ритмов, образов, картин — практически невозможно. В лучшем случае мы получаем «мозаичную» личность, неспособную соединить в целое мелькающие образы добра и зла. В худшем случае, к сожалению, переходящем в кате­горию постоянного результата, мы получаем личность озлобленную неприятием игровых действий, далеких от детского понимания. Другая опасность «глобальной технологизации» состоит в попытках взрослых оградить мир детей от окружающей жизни, создать иллюзорный мир добра, порядочности, высоких ценностей, отгораживающих ребенка от правды жизни. В этом случае происходит преувлечение содержанием, которое, при всем «насыщении» благородными смыслами снова уводит ребенка от реальности. Целостность, гармоничность восприятия отличают мир детей от научного, рационального, порой жесткого и жестокого мира взрослых.

Сохранить, углубляя и расширяя целостное, гармоничное мировосприятие Детства возможно, если создать в школе интегральное образовательное пространство. Именно в таком пространстве возможно не поверхностное схватывание, а глубокое постижение и понимание ребенком взаимосвязей, взаимозависимости и гармонии реального мира и себя в нем.

Мир познаётся ребёнком как интегральная целостность, существующая в настоящем благодаря событиям прошлого и устремленная в будущее. Именно праздник представляет наглядно-образный, символический способ мировидения, адекватный мировидению детей, так как в нём присутствует игра, действие, роли. Потому и запоминаются на всю жизнь яркие праздничные образы, с воодушевлением выученные стихотворения, слова, жесты персонажей, которые порой остаются актуальными для ребёнка на долгие годы.

Таким образом, целостная картина мира формируется у детей путём сохранения и поддержания семейных традиций, воспитания и обучения, образования, что создает образ человека культуры. Средствами становления русского мировидения ребёнка являются образы русской культуры, представленные в сказках, мифах, песнях, хороводах.

Конкурсы для педагогов. Номинация: «Лучшая авторская публикация»

Дата изменения: 15.08.2014
Дата публикации: 29.07.2014




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *