Использование занимательного наглядного материала на занятиях по подготовке к обучению грамоте для детей с ОВЗ в ДОУ

Название: «Использование занимательного наглядного материала на занятиях по подготовке к обучению грамоте для детей с ОВЗ в ДОУ»
Номинация: Детский сад, Методические разработки , Презентации, Старший дошкольный возраст
Автор: Зайцева Ольга Львовна
Должность: учитель — логопед
Место работы: МДОУ «Детский сад № 228»
Месторасположение: г. Ярославль

 

Презентация на тему
«Использование занимательного наглядного материала на занятиях по подготовке к обучению грамоте для детей с ОВЗ в ДОУ»

 

Опыт показывает, что очень трудно бывает удержать внимание детей с нарушениями речи, пробудить у них интерес к содержанию занятия, процессу обучения в целом, добиться, чтобы усвоенный материал сохранился надолго в памяти и использовался в новых условиях.

Необходимо так построить обучающий процесс, чтобы на уровне эмоционального сознания способствовать появлению у детей с нарушениями речи элементарного познавательного интереса к родному языку как учебному предмету, а в дальнейшем и ко всему процессу обучения. Одновременно с этим удастся активизировать их память, внимание, фонематическое восприятие и ряд других высших психических процессов и функций.

Достигнуть же этих целей можно путем использования игровых приемов, занимательного материала, который усложняется на разных этапах обучения.

Выбор наглядных пособий обусловливается целями, содержанием, этапом занятия.

При подборе наглядных пособий, дидактических игр я учитывала следующее:

— Наглядность должна опираться на программный материал;

— Игровой материал должен вовлекать в коррекционный процесс самые сохранные анализаторы (зрительный и тактильный) в первую очередь;

— Назначение предметов, картинок, пособий, смысл вопросов, условия работы с материалом должны быть ясны и понятны детям;

— Используемое пособие должно обеспечить вовлечение всех детей в коррекционный процесс;

— Эти пособия должны быть внешне привлекательными.

Подобранный мною занимательный материал систематизирован в зависимости от периода и целей обучения и разделен на несколько блоков.

Слайд 1

Подготовительный этап.

I. Занимательный наглядный материал на уровне обучения навыкам звукового анализа и синтеза.

Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка. Обучение их звуковому анализу слова, т.е. определению порядка следования звуков в слове, установлению различительной роли звука, основных качественных его характеристик.

1. «Зрительные символы гласных и согласных звуков» предложены Т.А. Ткаченко). Каждый гласный звук обозначается геометрической формой красного цвета, похожей на положение губ при артикуляции соответствующего звука (звук «у» — маленький кружок, «а» — большой круг). Слайд 2

Согласный звук обозначается изображением предмета или явления, способного издавать соответствующий звук, и фишкой синего цвета (звук «в» — ветер воет).

Слайд 3

Использование данного наглядного материала целесообразно на всех этапах работы по изучению звуков речи. Это и изолированное произношение звуков, и составление звуковых схем и слогов, и определение позиции того или иного звука в слове, и подбор картинок к «зашифрованным» словам.

Слайд 4

2. Звуковые линейки. Служат для определения позиции звука в слове (начало, середина, конец). Могут быть разнообразны и даже соответствовать лексической теме: голова— начало слова, туловище — середина, хвост — конец слова.

Слайд 5

Это пособие представляет собой полоску картона с «кармашком» впереди, на котором написан числовой ряд. Количество цифр может варьироваться в зависимости от возраста детей (для старших дошкольников достаточно цифр от 1 до 5(6), для детей младшего школьного возраста можно использовать ряд от 1 до 9). К звуковой линейке прилагается конверт, в котором находятся «фишки» — небольшие прямоугольники из цветного картона (красного, синего и зелёного цвета) для обозначения гласных, твёрдых и мягких согласных звуков.

Звуковая линейка позволяет выполнять различные упражнения: — Составление звуковой схемы слова. — Преобразование схемы (добавление или замена цветных фишек). — Установление соотношения между звуками и буквами (в случаях, когда буквы обозначают 2 звука). Той же цели служат пособия «Лодка», «Домик», «Самолет», «Будильник», «Ромашка», «Солнышко», «Снеговик» (с помощью них можно определить, имеется ли определенный звук в слове и где он находится).

Слайд 6

3. Схема анализа артикуляции звуков позволяет дать характеристику любому гласному или согласному звуку. С помощью понятных ребенку условных обозначений он определяет участие в образование звука губ и зубов, положение языка, анализирует воздушную струю (она м.б. теплая или холодная), а также участие голоса (дрожит или нет горлышко).

Слайд 6

Малыш обучается самостоятельно анализировать звук, может определить гласный это или согласный, глухой или звонкий.

4. Согласные твердые звуки обозначаем синим, согласные мягкие – зелёным и/или заселяем в соответствующие домики или вагончики. Варианты могут быть самыми разными.

Слайд 7

Слайд 8

Также «Паровозик» и многоэтажные домики могут использоваться в разделе слогоделения. На первом этаже или в первом вагоне «поедет» слово из 1 слога и т. д.

Звонкость – глухость согласного на схеме обозначается соответственно колокольчиком, пчелкой или божьей коровкой.

Слайд 9

II. Занимательный наглядный материал на уровне обучения слогоделения.

С введением понятия «слог», ребенок знакомится со слогообразующей ролью гласных. Обучается составлению слоговых схем, в которые вводятся гласные звуки или буквы.

Слайд 10

Слоговые схемы позволяют ощутить ритмический рисунок слова, который можно простучать, прохлопать, прошагать. Точное восприятие и четкая артикуляция гласных звуков обеспечивают правильную передачу слогового образа слова, а также предупреждают замещение и перестановку слогов в слове. На этом этапе можно воспользоваться ручными позами, соответствующими гласным звукам.

Слайд 11

Такие приемы, направленные на совместную деятельность слухового и кинестетического анализаторов, очень эффективны.

Среди игр, опирающихся на зрительный анализатор, популярна игра «Паровозик», в которой дети делят слова на слоги и раскладывают картинки по вагончикам. В вагончик с одним окошком собираются картинки, названия которых состоят из одного слога, в вагончик с двумя окошками – карточки — из двух слогов и т. д. Также детям предлагается подобрать схемы к словам, учитывая ударный слог. Той же цели может служить пособие «Домик» с тремя этажами: на первом этаже «селятся» картинки, чьи названия состоят из одного слога, на втором — из двух слогов, на третьем — из трех. Аналогично проводится работа с пособием «Снеговик», где вместо трех этажей – три кома снега. И т. д.

Этап обучения чтению.

  1. Занимательный наглядный материал на уровне обучения знанию букв.

При знакомстве с графическим обозначением изучаемого звука необходимо связать его фонематический образ со зрительным. Это возможно лишь тогда, когда дети будут четко понимать: главное отличие звука от буквы — это то, что звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, пишем и читаем.

Игры на данном этапе позволяют детям быстрее усвоить графические изображения букв и предотвратить возможность дисграфии, с которой сталкивается большинство детей в школах.

1. «Учим буквы в стихах» ( по материалам книги В. В, Волиной «Занимательное азбуковедение»). Предлагаются графические изображения букв, обыгранные в стихах и представленные через простейшие ассоциации: зрительные, слуховые, тактильные и т. д. Например, буква «п» изображается в виде футбольных ворот. К ней прилагается стихотворение: «На хоккее, на футболе буква П – ворота в поле».

2. «Пальчиковый алфавит» — моделирование букв пальцами.

Слайд 12, 13

3. Моделирование букв из шнурков или счетных палочек. (Лучше под стихотворное сопровождение).

4. Игра «Сложи букву» предлагает сконструировать любую печатную букву из двух элементов (наподобие пазлов), перед этим можно предложить детям угадать букву по ее одному элементу.

5. Игра «Умные ручки» — вариация игры «Волшебный мешочек» — предлагает на ощупь узнать букву в тряпочном мешочке.

Слайд 14

6. Игра «Умные глазки». Это может быть алфавит с зашумлением. Или буквы с недостающими или скрытыми элементами. Графические изображения букв может накладываются друг на друга с совпадением общих элементов или без совпадения.

7. В игре «Найди буквы» можно использовать сложную геометрическую фигуру, в которой ребенок должен найти определенные буквы.

Слайд — 15

9. Рисование символов и букв на песке, крупе, на спине.

Слайд 16

Слайд 17

Наконец, на любом этапе обучения грамоте можно использовать графические схемы предложения, где само предложение обозначается зеленой «тропинкой», слова — домиками, первое слово в предложении — домиком с трубой, слоги — вазочками, звуки- цветочками разного цвета (красные, синие, зеленые). Звонкость и глухость согласных звуков изображается с помощью «пчелок» или «божьих коровок» соответственно. С помощью графических схем можно научить дошкольников проводить полный анализ предложений, слов, слогов вплоть до звуков.

Слайд 17

Игра для ребенка — это возможность самовыражения, самопроверки, самоопределения. Игровая ситуация требует от каждого, включенного в нее, определенной способности к коммуникации, способствует сенсорному и умственному развитию (зрительного восприятия, образных представлений, обучению анализу), усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогает закреплять и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности.

К. Д. Ушинский считал, что развитие речи может осуществляться только в деятельности, только в упражнениях, которые должны быть по возможности самостоятельными, систематическими, логическими, устными и письменными, причем устные должны предшествовать письменным.

скачать презентацию

Дата изменения: 28.04.2020
Дата публикации: 24.12.2016




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *