Полянская Наталья Юрьевна
воспитатель
МБДОУ ДС комбинированного вида №56
г. Полярный, Мурманская область
«Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми?
Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества,
но… не опаздывайте и, помогая… думайте сами».
Б.П.Никитин
Изменения, произошедшие в отечественной системе образования за последнее десятилетие, ее переориентация на гуманистические, личностно-ориентированные и развивающие образовательные технологии, изменили отношение к детям, проявляющим повышенные способности в интеллектуальной, творческой деятельности.
Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному.
Для развития творческих способностей современного дошкольника, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, недостаточно стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации.
Нам, взрослым, необходимо развить в ребенке чувство красоты. Именно от нас зависит, какой — богатой или бедной — будет его духовная жизнь.
Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, начиная с младшего дошкольного возраста, в своей работе мы стали использовать нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Со 2 младшей группы мы работаем по программе художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А.Лыковой и одновременно наблюдаем, совместно с психологом МБДОУ, за усвоением программы и развитием детей данной группы. Так стали появляться претенденты в подгруппу «Одаренный ребенок». Эти дети проявляли огромную любознательность в познании нового, легко усваивали программный материал, стали лидерами среди сверстников, и, подойдя к рубежу средней группы, показали огромный потенциал в творческом развитии. Подтверждением тому являются первые успехи в муниципальном конкурсе детского творчества «Служба спасения 01» и в открытом городском конкурсе «Наше будущее — в наших руках».
Поэтапно была проведена огромная работа по подготовке к реализации данной программы:
1. Создана предметно-развивающая среда — оформлены и пополнены атрибутами игровые уголки, приобретено много познавательной литературы, пособий для работы с детьми на занятиях и в свободное время;
2. Разработано перспективное планирование со значительным усложнением в соответствии с возрастными психическими особенностями развития;
3. Подготовлены конспекты занятий, праздников и развлечений для детей и совместно с родителями;
4. Проведено обследование детей специалистами на выявление творческих способностей, таланта детей.
5. Отдельным блоком являлась работа с родителями, которая заключалась в:
а) анкетировании, по результатам которого мы узнали об отношении родителей к данному направлению развития их детей;
б) проведении родительского собрания, на котором были показаны результаты усвоения программы детьми за учебный год;
в) подготовке рекомендаций, папок-передвижек, консультаций по вопросам воспитания и развития детей по данному направлению работы;
г) системе работы по организации лекций, семинаров, семинаров-практикумов, проведении мастер-классов, создании библиотеки в соответствии с тематикой программы «Одаренный ребенок»;
д) совместной деятельности: посещение музеев, выставок, вовлечение в совместную деятельность с детьми, привлечение к оформлению групповых помещений, музыкального зала и коридоров дошкольного учреждения.
Детское творчество требует к себе самого серьезного отношения. Поэтому в ходе индивидуальных бесед, мы стараемся убедить родителей, чтобы у них не было боязни, что у ребёнка ничего не получится, пренебрежения, что ребенок запачкается красками, принесёт с улицы веточку, камушки или песок для будущего шедевра. Для совместного творчества дома нужно лишь найти немного времени, подготовить рабочее место и подобрать материал. Мы уверяем родителей, чтобы они поддерживали интерес своего ребенка к художественно-творческой деятельности в кругу семьи.
Именно помощь и поддержка родителей в развитии детского творчества, их понимание ценности этой деятельности формирует самую важную особенность одаренного ребенка, — его индивидуальность.
Ценным в наших занятиях является то, что, разрабатывая занятия, мы стремились к развитию у детей творческого воображения, фантазии, возможности полноценно переживать и выражать свое эмоциональное состояние. Мы всячески старались поддерживать инициативу ребят и всегда были готовы изменить ход занятия в соответствии с ней.
Хотелось бы отметить, что используемая форма организации занятия, когда дети проживают какую-либо ситуацию, выполняя при этом разного рода задания, параллельно требует решение задачи по освоению детьми игрового стиля общения и развитию способности к перевоплощению.
Направленность на результат деятельности развивает усидчивость и трудоспособность.
Ведь именно в процессе художественного творчества дети сразу могут увидеть результат своей работы, причем, всегда положительный, а значит, у ребенка появится чувство удовлетворения, желание ещё творить и созидать, доводить начатое дело до конца.
С постепенным ростом творческих навыков, наши воспитанники подрастали как участники конкурсов различного уровня, — от муниципальных до областных, региональных, а затем всероссийских и международных. Создавая конкурсные работы, вместе с ребятами мы просматривали работы других участников и беседовали по их содержанию.
Таким образом, работая по программе «Цветные ладошки» основное внимание уделялось не только конкретным знаниям, умениям, навыкам, но и способам овладения ими, средствам решения познавательных и творческих задач самим ребенком, а при сходстве задач и направлений имеются особые линии усложнения работы, обусловленные высоким развитием ребенка.
Освоение детьми многообразных техник изобразительной деятельности предоставляет возможность почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунков.
Дети научились выполнять задания повышенной сложности по всем разделам программы, причем они это делают в более короткие сроки.
В течение учебного года, в результате дифференцированного подхода к каждому ребенку и проведенным мероприятиям, мы включили в эту подгруппу из 13 детей еще 3 ребят. Все дети показали усвоение материала по разделам программы на высоком уровне. Динамика роста составила 26%.
В ходе своей деятельности мы постарались развить у детей интерес к познанию и исследованию мира. Мы хотели, чтобы ребенок в процессе развития этого интереса мог реализовать свои творческие способности. Для нас было важно, чтобы ребенок уверенно демонстрировал качества креативной личности, хотел заниматься сложной творческой, умственной деятельностью. Такая подготовка, надеемся, даст возможность детям учиться дальше в школе по программам развивающего обучения.
Не менее заинтересованными в творческих успехах своих детей стали и родители воспитанников, которые с большим желанием помогают ребятам, охотно делятся друг с другом новыми формами и средствами создания творческих конкурсных работ.
В настоящее время воспитанники старшей группы «Непоседы» являются активными участниками творческих конкурсов самого разного уровня. Так, в 2013году — начале 2014 года дошкольники были награждены дипломами лауреатов Международного конкурса рисунков и поделок «Водное царство», «Космические фантазии», «Русские народные сказки», «Моя малая Родина»; дипломами победителей ГАОУМО ДОД «МОЦДОД» Лапландия» г. Мурманск областного конкурса творческих работ «Дети — за безопасность на дорогах» и областного дистанционного конкурса художественного творчества «Рождественские фантазии-2013»
«Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще неизвестные. Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Наша обязанность — помочь ребенку встать на этот путь». Б.П. Никитин.
Автор: Полянская Наталья Юрьевна
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ ДС комбинированного вида №56
Месторасположение: г. Полярный, Мурманская область
Дата изменения: 21.11.2014
Дата публикации: 21.11.2014