Киселева Любовь Викторовна
преподаватель первой квалификационной категории
КГАПОУ «Красноярский техникум транспорта и сервиса»
г. Красноярск, Красноярский край
Цель: воспитание чувства патриотизма и гордости за творчество соотечественников.
Задачи:
— Познакомиться с творчеством и биографией И.К. Айвазовского;
— способствовать развитию эстетического восприятия окружающего мира;
— расширить кругозор обучающихся, развить в них чувство прекрасного;
— развивать умение делать сообщение, развивать речь обучающихся;
— создать комфортные условия для восприятия информации.
Оборудование: портрет И.К. Айвазовского, краски, карандаши, кисти, уголь, бумага, магниты.
Ход урока:
Учитель: Здравствуйте. Сегодня мы поговорим об искусстве.
Искусство есть такая потребность для человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающего её, неразлучна с человеком, и без неё человек, может быть, не захотел бы жить на свете.
Федор Михайлович Достоевский
Искусство многолико. Это и поэзия, и театр, и кино. Но сегодняшний наш классный час об изобразительном искусстве. То есть о живописи.
Какие жанры, виды живописи вам знакомы?
ПОРТРЕТ — посвященный изображению человека или группы людей.
БАТАЛИЯ — посвященный изображению войны и военной жизни.
НАТЮРМОРТ — картина с изображением предметов обихода, цветов, плодов, битой дичи, выловленной рыбы.
ПЕЙЗАЖ — изображение какой-либо местности, картин природы: рек, гор, полей, лесов, сельского или городского ландшафта.
Остановимся подробнее на одном из этих жанров. Носящем имя Марина.
Как вы думаете, что означает это слово? Что или кого изображают художники, называемые маринистами?
Марина (от лат.marinus— морской)— жанр изобразительного искусства, изображающий морской вид, а также сцену морского сражения или иные события, происходящие на море.
К какому жанру относится марина? (пейзаж).
Маринист (фр.mariniste)— художник, пишущий марины.
Представьте себе море. Каким вы его видите? Какого оно цвета?
• Аквамарин — цвета морской волны, зеленовато-голубой.
• Аметистовый — цвета аметиста, прозрачно-фиолетовый.
• Бирюзовый — цвета бирюзы, голубовато-зелёный.
• Бутылочный — цвета бутылочного стекла, тёмно-зелёный.
• Васильковый — цвета василька, ярко-синий, светло-синий.
• Голубой — цвета неба, светло-синий .
• Зелёный — цвета травы.
• Изумрудный — цвета изумруда, ярко-зелёный.
• Индиго — тёмно-синий.
• Кобальтовый — тёмно-синий.
• Лазурь — светло-синий.
• Лиловый — цвета фиалки или сирени, светло-фиолетовый.
• Малахитовый — цвета малахита, ярко-зелёный.
• Нефритовый — цвета нефрита, мутно-зелёный.
• Перванш — серовато-голубой.
• Свинцовый — цвета свинца, сине-чёрный с мрачным оттенком.
• Сизый — тёмно-серый с густым синеватым отливом.
• Синий — тёмно-голубой.
• Сиреневый — цвета сирени, светло-фиолетовый, светло-лиловый.
• Стальной — цвета стали, светло-серый с отливом, серебристо-белый.
• Ультрамариновый — ярко-синий.
• Фиалковый — цвета фиалки, светло-фиолетовый.
• Фиолетовый — цвета фиалки, синий с красноватым оттенком, лиловый.
• Электрик — голубой, синий с серым отливом.
Посмотрите сколько цветов. А ведь море может быть еще и желтым, и черным — очень разным. Но только ли цвет воды старается передать художник, изображающий эту стихию?
Какие эмоции и чувства может вызвать море в человеке?
· Беспокойство· Вдохновение — Влюбленность — Возбуждение — Воодушевление — Восторг — Восхищение — Гордость — Гнев — Грусть — Любовь — Надежда — Отчаяние — Печаль — Радость — Расслабление | · Скорбь· Сожаление — Сострадание — Сочувствие — Страх — Счастье — Тревога — Трепет — Удивление — Удовольствие — Ужас — Уныние — Эйфория — Экстаз — Ярость |
Так много чувств в одном человеке. И художник старается передать их на картине. Сложно?
Одним из тех, кому это удавалось был Иван Константинович Айвазовский, написавший около 6000 картин на морскую тему.
Ведущий1: Вот уже более ста лет творчество Ивана Константиновича Айвазовского вызывает огромный интерес и чувство восхищения у самых различных людей. Выдающийся художник второй половины прошлого века, Айвазовский и в наши дни остается одним из самых популярных мастеров русской школы.
Как хорошо ты, о море ночное,-
Здесь лучезарно, там сизо-темно…
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно…
На бесконечном, на вольном просторе
Блеск и движение, грохот и гром…
Тусклым сияньем облитое море,
Как хорошо, ты в безлюдье ночном!
Федор Тютчев
Живописец Иван Константинович Айвазовский вошел в историю мирового искусства как маринист-романтик, мастер русского классического пейзажа, передающий на полотне красоту и мощь морской стихии.
Ведущий2: Родился Айвазовский 29 июля 1817 года в Феодосии в семье разорившегося армянского торговца. И возможно бы мир никогда бы не узнал талантливого художника, если бы не счастливый случай.
Уважаемый градоначальник Феодосии Александр Иванович Казначеев неспешно прогуливался по тихим улочкам и вдруг замер от удивления. На белоснежной стене дома обычным углём был нарисован удивительный пейзаж: древние развалины старинной крепости, напоминающей сказочный замок, а рядом — бушующее море, окатывающее старинные камни белоснежной пеной. И в ещё большее изумление пришёл Казначеев, когда увидел, кто сотворил это чудо… Возле дома стоял восьмилетний мальчик, увлечённо дорисовывая пейзаж.
При содействии А. И. Казначеева талантливый подросток в 1831 году был принят в Таврическую гимназию, а в 1833 — зачислен в Императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга, которую окончил с большой золотой медалью и с правом поездки в Крым, а затем в Европу.
Учитель: Возможно вы скажете — вот повезло. Но ведь не с целью обрести богатого покровителя юный Ваня разрисовывал стены домов. Море, на берегах которого раскинулась Феодоссия, жило в душе мальчишки. И то, что другим людям казалось простым и привычным, в нем вызывало восторг и трепет.
Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное
в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном.
Дени Дидро
Ведущий3: У Айвазовского была своя система творческой работы, которой он был верен до конца жизни. «Живописец, только копирующий природу, — говорил он, — становится ее рабом… Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны — немыслимо с натуры… Художник должен запоминать их… Сюжет картин слагается у меня в памяти, как у поэта; сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нем кистью…»
Айвазовский не зря сравнивал себя с поэтом. На его творчество большое влияние оказала поэзия А.С. Пушкина, с которым дружил художник.
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой. Как друга ропот заунывны Как зов его в прощальный час, Твой грустный шум, твой шум призывныйУслышал я в последний раз.
Ведущий1: В 1844 году, через четыре года учебы за границей, Айвазовский вернулся на родину. Ему было присвоено звание академика Петербургской Академии художеств. Сразу затем Иван Константинович причислен царским указом к Главному морскому штабу со званием живописца. В это время художнику едва исполнилось 27 лет, но за плечами уже была блестящая школа живописи, огромный творческий успех, мировая слава пейзажиста.
Во время Крымской войны 1853-1856 годов Айвазовский несколько раз приезжал в Севастополь. Первый раз он был там в 1853 году, вскоре после Синопской битвы (Морское сражение 18 ноября между русскими и турецкими эскадрами в Синопской бухте во время Крымской войны). Он сразу же задумал написать картины, которые бы позволи русскому обществу стать свидетелями подвига русских моряков, проявивших необыкновенное мужество под командованием адмирала Нахимова. Стараясь правдиво изобразить морские сражения, Айвазовский беседовал с моряками и офицерами, живо интересовался всеми подробностями боёв. Художник написал две картины: «Синопский бой днем» и «Синопский бой ночью». Полотна изображали первое в истории сражение двух военных пароходов — русского «Владимир» с турецким «Первас-Бахри» и были высоко оценены самим адмиралом Нахимовым.
Учитель: В изображении Айвазовского море предстает как главная сила всей природы.
Но какую еще стихию мы можем видеть на полотнах живописца?
Какие словесные характеристики ветра вам знакомы?
— Штиль
— Тихий
— Легкий
— Слабый
— Умеренный
— Свежий
— Сильный
— Крепкий
— Очень крепкий
— Шторм
— Сильный шторм
— Жестокий шторм
— Ураган
Море и ветер — вот основа картин художника. И одной из самых известных картин Айвазовского стал его «Девятый вал», написанный в 1850 году.
Ведущий2: Существуе поверье, что каждый девятый вал во время шторма сильнее предыдущих. Огромные волны, подобные горам, поднимаются и бушуют на безграничном просторе, сливающемся с небом, по которому мчатся гонимые бешеным ветром облака. Солнце, едва поднявшееся над горизонтом, разрывает густую завесу туч и пронизывает золотым сиянием волны, пену и повисшую в воздухе водяную пыль.
А на первом плане картины, на обломке мачты разбитого бурей корабля, спасается маленькая группа людей. Гребни валов поднимаются над их головами. Они судорожно прижимаются друг к другу, надеясь во взаимной поддержке найти спасение от нависшей над ними гибели.
Ведущий3: Противостояние людей и стихии — вот тема картины. Герои «Девятого вала» представлены единой сплоченной группой все еще верящих в себя людей. Они с честью выдержали суровое испытание, постоянно поддерживая друг друга. Замечателен жест одного из героев, который, сам еле-еле держась за мачту, из последних сил поддерживает своего обессилевшего товарища, не давая ему соскользнуть в пучину. И вся группа держится вместе, чтобы в случае чего подбодрить друг друга в критической ситуации.
Все это подтверждает, что есть смысл в борьбе, в воле человека к спасению, в его вере в то, что, проявляя героизм, своими собственными силами можно спастись, когда по всем законам ему было суждено погибнуть.
Страсть к морю — состояние души,
Раз, коль увидел… заболеешь тем навек.
Огонь порывом ветра не туши,
Теперь ты счастие нашедший человек!
Когда штормит, звучит тогда орган,
Душа с порывом ветреным взлетает.
Ввысь к небесам, где пятый океан,
Ее в свои объятия встречает!
Учитель: Из поколения в поколение, люди влюбленные в водную стихию, пытаются передать свои чувства с помощью красок.
И в наше время не мало людей, называющих себя маринистами.
Вечернее море. Притихшие волны
Рокочут негромко о солнечных днях.
Дыхание моря неспешно, спокойно
Уносит от зноя на лёгких крылах.
Но что же делать, если глаза видят всю красоту воды, душа поет, вторя плеску волн, но нет умения держать в руке кисть?
Нам, людям 21 века в этом безумно повезло.
И уходя в навигацию, захватите с собой фотоаппарат. Быть может и ваш случайный снимок украсит в будущем чью- нибудь презентацию.
Земля в конце концов выветривается, и пыль улетает с ветром,
все ее люди умирают, исчезают бесследно,
кроме тех, кто занимается искусством.
Экономика тысячелетней давности кажется нам наивной,
а произведения искусства живут вечно.
Хемингуэй Э.
А сейчас каждый из вас может почувствовать себя юным Айвазовским. Создайте свою картину на бумаге с помощью угля (ребята рисют углем, затем рисунки крепятся на доске).
Посмотрите, здесь нарисовано большое дерево, а здесь всего лишь маленький листик. Но все рисунки по-своему красивы и на них приятно смотреть. Главное ведь не умение красиво рисовать, а в желании видеть красоту мира.
Наш классный час окончен. Спасибо, ребята.
Автор: Киселева Любовь Викторовна
Должность: преподаватель первой квалификационной категории
Место работы: КГАПОУ «Красноярский техникум транспорта и сервиса»
Месторасположение: г. Красноярск, Красноярский край
Конспекты занятий Классный час «Художники маринисты. И. К. Айвазовский»
Шаблоны презентаций PowerPoint Киселева Любовь Викторовна
Дата изменения: 16.01.2016
Дата публикации: 20.04.2015