Автор: Сухорукова Наталья Владимировна
Должность: преподаватель математики
Место работы: ГБОУ СПО «Волгоградский технологический колледж»
Месторасположение: г. Волгоград, Россия
Обучение как процесс представляет собой целенаправленное организованное с помощью специальных методов и разнообразных форм активное обучающее взаимодействие преподавателя и учащихся.
Процесс обучения имеет четкую структуру. Ее ведущим элементом является цель.
Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года определяет общие цели обучения на современном этапе. Она подчеркивает необходимость «ориентации обучения не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, умений и навыков, но и на развитие личности, его познавательных и созидательных способностей».
Помимо общих целей обучения, учитывая особенности математической науки, можно выделить специфические цели обучения математике:
· формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;
· овладение языком математики в устной и письменной форме, математическими знаниями и умениями;
· развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, математического мышления и интуиции, творческих способностей;
· воспитание средствами математики культуры личности через знакомство с историей развития математики для научно-технического процесса;
С моей точки зрения, в учебном процессе цель «работает» наиболее интенсивно, когда ее хорошо представляет себе не только преподаватель, но и учащиеся. Разъяснение целей обучения студентам, является мощным стимулом их познавательной деятельности.
Структурным элементом учебного процесса, вокруг которого развертывается педагогическое действие, взаимодействие его участников, является содержание социального опыта усваиваемого учащимися.
Центральной фигурой, началом процесса обучения является
учитель — носитель содержания образования и воспитания, организатор всей познавательной деятельности студентов. Преподаватель приводит в движение все внутренние и внешние механизмы процесса обучения: он передает знания, организует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, пробуждает интерес и формирует у них потребность в знаниях.
Главным участником, субъектом учебного процесса является сам учащийся. В процессе познания в сознании студента совершается сложнейший процесс отражения реальной действительности с помощью разнообразных научно обоснованных методов обучения.
Возникновение интереса к математике зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Следовательно, существеннейшим элементом структуры познавательного педагогического процесса являются методы обучения.
Я использую в своей педагогической практике обучения, следующие методы:
· словесные (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, лекция); наглядные (иллюстрация, демонстрация);
· практические (упражнения, задание по образцу);
· репродуктивные (алгоритмическое предписание);
· проблемно-поисковые (проблемная ситуация, игра, самостоятельная работа, лабораторная работа);
· самостоятельные (внеурочная домашняя, библиотечная работа).
При выборе методов обучения я руководствуюсь следующими критериями:
· соответствие целям и задачам обучения и развития;
· соответствие содержанию занятия;
· соответствие реальным учебным возможностям учащегося;
· соответствие имеющимся условиям и отведенному для обучения времени.
Процесс обучения немыслим без такого элемента, как организационные формы. Ведущая форма обучения урок. Какие же формы организации процесса обучения, помимо урока существуют в современной школе?
По параметру «количество» выделяют следующие: индивидуальная, групповая, фронтальная и коллективная работа. Каждая форма имеет свою структуру, специфические черты и особенности. Разнообразный учебный материал, в зависимости от его особенностей, требует гибких, подвижных форм организации познания.
Поэтому, особое внимание при разработке учебных занятий я уделяю организационным формам. Комбинирование коллективных видов деятельности с индивидуальной работой, гибкость в организации познавательной деятельности в соответствии с психофизиологическими особенностями студентов позволяют мне поддерживать их стремление к максимальной самореализации.
Как выше отмечалось, сегодняшняя парадигма образования акцентируется не на знаниях, умениях и навыках, а на личности, ее становлении и развитии.
С позиции личностного подхода обучения, игра представляет поле, в рамках которого происходит самоопределение и идет процесс «взращивания» личности. В игре актуализируются функции личности: происходит рефлексирование. Самореализация, учащейся принимает решение, за которое он в ответе, игра предполагает творческое начало.
«Педагог в отличие от актера, — отмечает И.А. Колесникова, — играет только самого себя, следуя своему внутреннему сценарию, развивая свой сюжет, решая свою сверхзадачу».
Использование игровых ситуаций на занятии дает возможность учащимся овладеть математикой «легко и счастливо». Легких путей в науку нет. Но я считаю необходимым использовать все возможности для того, чтобы большинство учащихся испытали и осознали притягательные стороны математики, ее возможности в совершенствовании умственных способностей.
В образовательном процессе я использую следующие виды контроля, структурируя их:
· по характеру получения информации: устный, письменный.
· по месту контроля в процессе обучения: предварительный (вводное тестирование); текущий (компьютерное тестирование, индивидуальный и фронтальный опросы); итоговый (компьютерное тестирование).
· по средствам: машинный (ПК), безмашинный.
Задачи, которые я решаю во время контроля знаний учащихся:
· установление обратной связи с учащимися;
· оценка эффективности применяемых методик и выявление способов их совершенствования;
· воспитывающая роль проверки знаний учащихся;
· закрепление, осмысление и систематизация знаний.
Таким образом, основой моей концепции обучения является его ориентация на создание оптимальных условий для самореализации каждого студента посредством широкого использования различных организационных форм и внедрения элементов игровой технологии в процесс обучения.
Я ежедневно у доски
Играю роль, сродни актрисе,
Печали горькие тиски
Порой сжимают мои мысли.
О, сколько раз из-под ресниц
Я взгляд ловила безмятежный,
Или бессмысленностью лиц
Меня сражал народ прилежный.
Как заронить в сердца зерно,
Что вырастет добротным злаком,
Не сорняком, не лопухом,
А мысли нестандартной знаком?
Когда нет сил, чтобы посеять
Разумное, что добрым станет позже,
Меня заставит вновь в себя поверить
Взгляд ищущий, что золота дороже.
И будто крылья за моей спиною
Я вновь горю, сжигая фраз обычность
Свершилось чудо! Знаете, какое?
Сейчас в одном из вас родилась личность!
Автор: Сухорукова Наталья Владимировна
Должность: преподаватель математики
Место работы: ГБОУ СПО «Волгоградский технологический колледж»
Месторасположение: г. Волгоград, Россия
Дата изменения: 21.08.2014
Дата публикации: 22.05.2014