Используемые функции программного обеспечения интерактивной доски:
№1. «Затемнение экрана» — решение или ответы спрятаны с помощью эффекта затемнения экрана (шторка).
№2. «Открой и узнаешь» — ответ на вопрос спрятан за геометрической фигурой на экране.
№3. «Переверни и собери» — собрать пазлы.
№4. «Аудио и видео эффекты» — на изображениях животных, картинок, мультимедийных героев.
№5. «Ластик» — правильные ответы, закрашенные под цвет фона страницы, стираются ластиком.
№6. «Электронное перо» — подчеркивание, писание правильных ответов и зачеркивание не правильных.
Тип. Изучение новой темы.
Вид. Ознакомление с окружающим миром.
Тема. «Космическое путешествие».
Цель. Использовать информационно-коммуникационную технологию для развития компьютерной грамотности, мелкой моторики, активизации внимания и познавательного интереса детей.
Программное содержание:
- познакомить детей с историей развития космонавтики;
- вызвать интерес к космосу;
- прививать любовь к родному краю и стране;
- активизировать словарь дошкольников, расширять их кругозор;
- познакомить детей со строением солнечной системы; с созвездиями; сформировать первоначальное представление о планетах (их размерах, расположении к Солнцу, некоторых особенностях);
- закрепить знания детей о Солнце как о раскаленном космическом объекте.
Словарная работа. Созвездие, солнечная система, название планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
Оборудование. Интерактивная доска, ноутбук, столы.
Место проведения. Интерактивный класс.
Демонстрационный материал. Слайды к заданиям.
Раздаточный материал. Пазлы; игра «Найди одинаковые космические корабли».
Предшествующая работа воспитателя. Изготовление раздаточного материала. Подбор слайдов. Составление конспекта занятий.
При подготовке к занятию были использованы материалы книг:
Т.И.Тарабарина; Н.В.Елкина; И учеба, и игра – Ярославль, академия развития, 2001г.
Н.Н.Малофеева; Энциклопедия дошкольника – Москва, «Росмэн», 2008 г.
Предварительная работа с детьми. Чтение книг о космосе, отгадывание загадок, решение логических задач, составление изображений из геометрических фигур, разучивание пальчиковой гимнастики и физкультурной минутки.
Методы и приемы.
Словесные (вопросы, индивидуальные ответы детей.)
Игровые (загадки, сюрпризный момент.)
Наглядные (слайды.)
Практические (пальчиковая гимнастика, опыт, выполнение заданий на интерактивной доске).
Структура занятия.
- Вводная часть – 2 минуты.
- Основная часть – 25 минут
- Заключительная часть – 3 минуты.
Сюрпризный момент. Раздача угощений.
Организация детей на занятии.
Интерактивная доска.
Дети сидят за столами.
Ход занятия.
Разминка.
Слайд №1.
Слайды №2.
Примечание: элементы «Затемнение экрана» — ответы спрятаны с помощью эффекта затемнения экрана (шторка).
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Шла девица из Питера, просыпала кувшин бисера.
Не соберет ни царь, ни царица, ни красная девица.
-Звезды.
Воспитатель: В безоблачный ясный вечер небо над нашей головой усыпано тысячами звезд. Они нам кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся далеко от Земли. На самом деле звезды очень большие. У многих есть свои названия: Полярная звезда, Сириус, Вега. Большие звезды соединяются в созвездия, у которых есть свои имена: Большая и Малая Медведица, Овен, Телец, Рак, Лев.
Слайд №3.
-Космос всегда интересовал человека.
Детям предлагается игра «Найди свое созвездие».
Слайд №4
Примечание: элементы «Затемнение экрана» — ответы спрятаны с помощью эффекта затемнения экрана (шторка).
Рассказ воспитателя.
-Почти сто лет назад в городе Калуге жил простой учитель Константин Эдуардович Циолковский. Он очень любил наблюдать в телескоп за звездами и изучал их. Он задумал сконструировать такой летательный аппарат, который смог бы долететь до какой-нибудь планеты. Циолковский проводил расчеты, делал чертежи и придумал летательный аппарат. К сожалению, у него не было возможности его построить. Но он рассказал об этом в своих научных книгах. Через много лет после опытов Циолковского русские ученые под руководством конструктора Сергея Павловича Королева изготовили первый космический спутник. Они установили на нем специальные приборы и запустили в космическое пространство. Полет прошел успешно.
Тогда ученые решили повторить полет, но уже с живыми существами на борту – это были две собаки-лайки: Белка и Стрелка. Они тоже благополучно вернулись на землю. И ученые решили осуществить свою заветную мечту – послать в космос человека!
Слайд №5; 6.
Примечание: элементы «Затемнение экрана» — ответы спрятаны с помощью эффекта затемнения экрана (шторка) и помогает Незнайка вытаскивая картинку.
-12 апреля 1961 года эта мечта сбылась. Впервые в мире космонавт Юрий Алексеевич Гагарин успешно облетел вокруг Земли на корабле «Восток». Это было очень важным событием для всего мира. Все люди планеты восторженно приветствовали первого космонавта. В память этого первого полета мы каждый год 12 апреля отмечаем День космонавтики.
Слайд №7.
Примечание: элементы «Затемнение экрана» — ответы спрятаны с помощью эффекта затемнения экрана (шторка).
Воспитатель: Юрий Гагарин вот такой увидел нашу землю. Показ слайда земля из космоса.
Воспитатель: А какого цвета наша земля из космоса?
-Земля — голубая.
– Почему?
Воспитатель: Как называется маленькая модель Земли, уменьшенная во много раз?
-Маленькая модель Земли это – глобус. Показать глобус.
Слайд №8.
Примечание: правильный ответ картинка глобус, вытаскивает Незнайка, который был спрятан.
Воспитатель: С какой целью летают космонавты в космос? А что космонавт делает в космосе?
— Космонавты делают разные наблюдения, ставят опыты.
-Да, правильно дети. Космонавты делают разные наблюдения, ставят опыты. Они даже выходят в открытый космос и работают: устанавливают и снимают научные приборы, чинят повреждения от метеоритов. У них специальная одежда – прочные скафандры.
Слайд №9.
Воспитатель: А как вы думаете, могут ли обойтись без пищи космонавты?
— Нет, не могут.
Воспитатель: Я хочу показать вам, что едят космонавты. Так как в космосе невесомость, еда находится в тюбиках, похожих на тюбики зубной пасты.
Слайд №10.
Примечание: «Открой и узнаешь» — ответ на вопрос спрятан за геометрической фигурой на экране.
-За прошедшие почти 60 лет многие космонавты побывали в космосе.
-Я приглашаю вас посетить наш планетарий.
В пространстве космическом воздуха нет.
И кружат там девять различных планет,
И солнце – звезда в самом центре системы,
И притяжением связаны все мы.
Воспитатель: Вокруг солнца вращаются 9 планет. Чем же Солнце удерживает все девять планет вокруг себя? Проведем опыт.
Опыт «Шарики на ниточках». Дети играют роль Солнца, а шарики – планеты. Вращаем шарики, а затем останавливаем движение. Что же помогает солнцу?
Воспитатель: Солнце излучает свет и тепло как электрическая лампочка.
(Воспитатель включает лампу – «Солнце», просит детей по очереди приблизить и удалить руку.)
– Что вы можете сказать об этом?
— Очень тепло, даже горячо.
— Солнце посылает нам свой свет и тепло. Весной оно начинает греть сильнее, и на земле тает снег. Вся природа оживает. Без солнца мир был бы темным, холодным, мертвым.
Слайд №11.
Слайд №12.
Незнайка: Дети, я побывал на многих планетах и сейчас вам расскажу, что там увидел.
Планета, на которой я побывал, самая маленькая во всей солнечной системе. Это Меркурий, он расположен ближе всех к солнцу. Он так горяч, что на нем плавятся олово и свинец, а вся вода превратилась в пар.
Я был на планете, сплошь затянутой облаками из едких паров. Из этих облаков на поверхность планеты проливается ядовитый дождь. Здесь настолько жарко, что я пеку пироги за 2 секунды. Это планета Венера. Она такая же большая, как наша Земля.
Название 3-ей планеты вы узнаете, если отгадаете загадку:
Эта планета – любимый наш дом,
На ней мы с рожденья до смерти живем.
Планета прекрасна: моря, океаны.
Цветы и деревья там, разные страны,
И солнце сияет с зари до заката,
Что за планета, скажите, ребята?
— Наша планета – Земля.
Я оказался на планете, которая выглядела красной и видна на небе как красноватая звезда. Раньше люди думали, что на этой планете есть живые существа, но они ошибались. Это планета Марс.
Шестая планета самая большая – это Юпитер. Это гигантская планета почти целиком состоит из жидкости и газа.
Кода я подлетел к этой планете, то заметил кольца, которые окружают ее. Это Сатурн. Планета Сатурн состоит из сгустившихся газов.
Слайд №13.
Воспитатель: Спасибо Незнайке. Что ж, посчитаем теперь, сколько осталось неопознанных планет.
-Три планеты.
– Это самые удаленные от Солнца планеты, а, значит, на них очень холодно. Людям очень мало известно об этих планетах. Называются они так: Уран, Нептун и самый далекий Плутон. Планета Плутон – не газовая, а твердая. Наша экскурсия с Незнайкой закончилась.
Воспитатель: Спасибо, Незнайка! Все запомнили, какие планеты есть. Сейчас мы проверим, как запомнили наши дети названия планет.
Кроссворд. Поупражнять детей в решении кроссворда, найти правильный ответ на заданный вопрос. Развивать память, мышление, внимание.
Цель: назвать как можно больше планет в кроссворде. В кроссворде на странице открыты только первые буквы названий. Ребята называют свои варианты, а воспитатель стирает ластиком на доске в тех клетках, где этот ответ находится.
Слайд №14.
Примечание: элемент «Ластик» — правильные ответы, закрашенные под цвет фона страницы, стираются ластиком после правильных ответов.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, каким должен быть космонавт?
-Смелым, отважным, здоровым.
Воспитатель: Я предлагаю проверить вашу смекалку, силу, здоровье.
Первая игра на внимание, она называется «Космодром, невесомость, приземление».
Игра «Полет на планету».
Ждут нас быстрые ракеты,
Для прогулок по планетам.
Но какую захотим –
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!
Дети играют, вставая в обруч по 2 (3,1) человека.
Воспитатель: Вот вы и доказали, что вы ловкие, смелые, сильные. Победителей отправляем в космос.
Прежде чем отправляться в космос, надо отремонтировать ракету. Игра «Ремонт корабля» собери пазл.
Слайд №15.
Примечание: функция перетаскивания объектов. Поупражнять детей в составлении целого из частей, воспитывать усидчивость.
Работа с раздаточным материалом. Один ребенок работает у доски.
— Сейчас можно и отправиться в полет. Спасибо всем!
Итог занятия. Воспитатель благодарит детей.
Сюрпризный момент – мультик «Космические приключения Лео и. Купера»; раздача детям маленькие брелочки модели Земли — глобуса.
Слайд №17
Примечание: установлено видео эффект.
Автор: Шайдуллина Расила Галимзяновна
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: МБДОУ №40
Месторасположение: г. Нижнекамск, Республика Татарстан, Россия
Дата изменения: 11.01.2016
Дата публикации: 28.04.2014