Проблемы повышения качества образования являются на сегодняшний день самой животрепещущей темой педагогических коллективов на всех без исключения уровнях, начиная с самого начального звена в цепочке институциональных образовательных учреждений детских садов и яслей и заканчивая системой профессиональной высшей подготовки. Ученые и практики всего мира совместными усилиями пытаются определить сущность, подходы, содержание и возможные пути реализации концепций, обеспечивающих повышение качества образования.
Являясь неотъемлемым признаком человеческого бытия, образование напрямую связано с развитием духовного мира людей, успехами социально-политического и экономического реформирования общества, перспективами «интеграции в мировое сообщество и сохранения национальных традиций, выхода из тупиков сциентизма» [2, с.19]. Значение образования в современном обществе постоянно растет. Повышение его качества, связанного непосредственно с технологиями обучения, планированием работы, преемственностью между этапами и уровнями обучения, невозможно, по мнению многих российских ученных, без нового взгляда на человека как » самобытного, уникального и бесконечно самостановящегося индивида» [1,с.4-6].
Как считают Г.И. Петрова, Г.Б. Корнетов, В.В. Зайцев, В.Л. Матросов и другие отечественные педагоги, необходимо создавать индивидуум условия для реализации заложенных в нем возможностей, для «постижения им различных смыслов окружающего мира, диалога с ним» [3, c.3].
В этой связи решающую роль для развития личности играет самая первая ступень ее ознакомления с окружающим миром, т.е. дошкольный возраст. Особый интерес в решении проблем повышения качества педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении представляет опыт западноевропейских педагогов. Период дошкольного детства был тщательно исследован немецкими учеными М. Фтенакисом, Р.Мартином, Е.Василиосом, В.Титцем и др. За последние 10 лет ими проведена существенная научно-практическая работа, результатом которой является создание шкалы оценивания качества педагогического процесса в детском саду, яслях, группах продленного дня и других дневных учреждениях по присмотру и уходу за дошкольниками.
Если говорить о концепции качества педагогической работы в детском саду, то ее авторы исходят прежде всего из определения критериев соответствия дошкольного учреждения интересам и перспективе развития и воспитания ребенка, а также заинтересованных в этом процессе лиц, т.е. родителей.
Они считают приоритетными в этом отношении обеспечение педагогическими кадрами, хорошего самочувствия детей и предоставление им шансов для всестороннего развития. Названные выше ученые считают, что о педагогическом качестве в педагогическом окружении можно говорить лишь тогда, если в дошкольном учреждении созданы возможности для физического , эмоционального и интеллектуального благополучия ребенка, которые обеспечили бы его развитие на современном этапе и в будущем, а также служили бы задачам семьи и ее целям воспитания и присмотра за детьми.
Авторы выделяют три уровня педагогического качества детских садов:
1.Педагогические ориентиры качества, т.е. представления воспитателей о развитии детей, о целях воспитания, воспитательных мероприятий, о задачах семьи и учреждения, а так же восприятие ими целостного образа ребенка.
2.Педагогическая структура качества, т.е. условия, которыми располагает детский сад, педагогические кадры и материально техническая база дошкольного учреждения.
3. Педагогический процесс, т.е. динамика педагогических действий, общение с детьми, взаимодействие, направленное на соответствующее развитие ребенка с учетом его потребностей [4.с.6-7].
Критерии качества касаются не всего детского сада, а каждой конкретной группы. Качество процесса предполагает в широком смысле определенные предпосылки, включающие концептуальные аспекты, аспекты пространственно-материального оснащения и их оптимальное использование, но, в первую очередь, аспекты, касающиеся взаимодействия между воспитателем и детьми, детьми между собой и другими взрослыми. Таким образом, под педагогическим процессом они понимают все то, что создает конкретное пространство для получения опыта, т.е. предметной, коммуникативной и социальной компетенции, а также эмоционально- нравственных переживаний детей в учреждении.
На основе продолжительных эмпирических наблюдений за осуществлением педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях немецкие ученые остановились на 43-х рейтинговых признаках, на основе которых и должна осуществляться педагогическая работа. Эти признаки сгруппированы по семи характерным параметрам. Таковыми являются:
- Место детского сада и его оснащение (8 признаков);
- Присмотр и уход за детьми (6 признаков);
- Мотивация речевого и умственного развития (4 признака);
- Организация деятельности (10 признаков);
- Взаимодействие (5 признаков);
- Структурирование педагогической работы (4 признака);
- Родители и воспитатели (6 признаков).
Причем каждый из признаков оценивается по семи бальной шкале в соответствии с предлагаемыми аспектами осуществления педагогического процесса. Семь ступеней оценивания педагогического качества позволяют наиболее объективно представить общую картину работы в группе.
Выбор и формулирование признаков для оценивания качества педагогического процесса обусловлен их полным соответствием основополагающим ориентиром в организации педагогической работы с дошкольниками, а именно:
1. Активность. Дети учатся в процессе активно осуществляемой ими деятельности через слуховое, зрительное, тактильное и когнитивное восприятие.
2. Общение. Дети учатся в процессе взаимодействия с родителями, воспитателями и другими взрослыми людьми и сверстниками посредством вербальных и невербальных средств, играющих важную роль для мотивации процессов обучения.
3. Среда. Материально-пространственное окружение, обеспечивающее ребенку максимальную независимость и успешность, может предоставить детям больше возможностей для продуктивного взаимодействия, общения и расширения круга друзей.
4. Эмоциональность. Детям необходимо эмоциональное тепло и чувство защищенности, уверенности для реализации своих потребностей и эффективного использования пространственных возможностей.
5. Кадры. Условия, создаваемые для развития детей, удовлетворения их потребностей, должны соответствовать и потребностям взрослых, обеспечивающих воспитательно-образовательный процесс.
Таким образом, чтобы добиться высокого качества педагогического процесса, необходимо, по мнению авторов концепции, учитывать в большей степени такие его составляющие, как индивидуализация педагогической работы, а также планирование, которое должно быть гибким и вариативным, позволяющим воспитателю изменять содержание в соответствии с интересами и потребностями детей. На наш взгляд такой подход к определению критериев качества педагогического процесса в детском саду в полной мере отвечает основным задачам дошкольного воспитания, поскольку в центре работы дошкольных учреждений, согласно законам об образовательных учреждениях на элементарном уровне, стоит ребенок.
Используемая литература:
1. Петрова И.А. Преемственность из века в век// Обруч.- 2001,№ 2, стр. 4-6.
2. Корнетов Г.Б. Феномен образования // Магистр.- 2001,№ 1, стр. 19-31.
3. Матросов В.Л. Реформа образования и программа развития педагогического образования России на 2001-2010гг // Магистр.- 2001, № 1, стр.2-8.
4. Kindergartenskala: revedierte Fassung der Early childhood environment raiting Scala revised edition von Th. Harms, W.Tietze…-2., vollig neu bearbeitete Aufl.-Neuwied; Berlin, 2oo1.-S. 64.
Автор: Подлесная Екатерина Николаевна
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ Детский сад комбинированного вида «Елочка»
Месторасположение: г. Абакан, Республика Хакасия, Россия
Дата изменения: 23.08.2014
Дата публикации: 16.04.2014