Автор: Толмашова Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ Д/С «Ёлочка»
Месторасположение: г. Абакан, Республика Хакасия, Россия
В настоящее время социальные достижения и катастрофы, с одной стороны, а с другой, появление новых философских и психологических взглядов на человека, его предназначения и возможности постепенно привели к тому, что в социальной педагогике появилось понятие «социально-психологическая поддержка детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации». Это так называемые «дети группы риска», в которую традиционно включают детей из неблагополучных семей, детей с отклоняющимся поведением, учащихся с проблемами в обучении и развитии, а также детей с хроническими заболеваниями и инвалидов. Проблема психофизического благополучия детей приобретает особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации.
Деятельность социально-психологической поддержки детей включает в себя три основных составляющих: социальную, психологическую и педагогическую помощь.
Целью работы социальной поддержки является создание благоприятных условий для личностного развития ребёнка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребёнка в его жизненном пространстве. Педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением.
Целью сотрудничества педагога с психологом становится не просто обеспечение учебно-воспитательного процесса, но комплексное психологическое сопровождение ребенка на всем протяжении обучения, то есть система профессиональной деятельности, направленная на создание психолого-педагогических, социально-психологических условий для успешного образования ребенка. Педагог с помощью психолога проводит социальную диагностику семей, составляет программу помощи семье, просвещает родителей в вопросах воспитания детей.
Педагогический компонент социальной поддержки детей заключается в учете индивидуальных особенностей и в конкретных условиях социального созревания.
Задачи социально-психологической поддержки детей:
· раннее выявление детей, испытывающих затруднения в обучении и воспитании, в социальной и средовой адаптации и определения условий для ослабления и преодоления имеющихся у них недостатков развития;
· проведение специальной работы с детьми, направленной на коррекцию, имеющихся у них недостатков;
· обучение и воспитание детей в условиях, отвечающих их возможностям.
Социально-психологическая поддержка становится особенно актуальной тогда, когда взаимодействие макро- и микросистем носит характер конфликта. Ребенок в проблемной ситуации становится необычайно чувствителен к внешним воздействиям и как следствие — чрезвычайно уязвим. Проблема — это эмоциональный шок и деятельностный тупик: переживаний много, а выхода нет. Часто ребенок хватается за первое же решение, которое сулит ему облегчение, избавление от проблемы, но эта поспешность может породить еще большие проблемы. Создать условия для того, чтобы ребенок смог выбраться из жизненного тупика, но при этом еще обрел опыт осознанного действия в подобных ситуациях, — это образовательный минимум, на который социально- психологическая поддержка рассчитана.
Формы работы социально- психологической поддержки детей:
· диагностика (изучение личности детей, их семей и степени влияния микросреды);
· организационно-коммуникативная работа ( психолого-педагогическое просвещение родителей);
· организаторская деятельность (обеспечение культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной деятельности, технического и художественного творчества для детей и их семей).
· социально-ориентированные игры (создание мотивационной основы для общеинтеллектуального, общекультурного и социально-нравственного развития ребенка дошкольного возраста).
Игра, как известно — ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Игра для детей, естественная форма труда и активной деятельности, в которой ребенок упражняет свои силы, расширяет ориентировку, устанавливает свой социальный опыт, воспроизводя и творчески комбинируя явления окружающей жизни. Поэтому игра выступает в качестве основного средства, социализирующего мышление дошкольника и имеющего огромное значение для формирования основных категорий мировосприятия.
Педагог проводит социально-ориентированные игры с детьми, где дошкольники приобретают новый социальный опыт. Кроме того, игра как средство познания социального мира одновременно является средством его моделирования. В процессе социально-ориентированных игр, ребенок может взглянуть на проблемную ситуацию со стороны, посмотреть как ведут себя другие, и при помощи анализа выбрать правильное для себя решение проблемы. Задача педагога в социально-ориентированной игре состоит в том, чтобы изначально диагностировать проблему конкретного ребенка, создать игровую ситуацию, схожую с этой проблемой, и помочь дошкольнику найти правильное решение выхода из трудной ситуации.
Социально- психологическая поддержка направлена на главное — социализацию личности ребенка. Под социализацией мы понимаем овладение нормами и правилами жизни в обществе, знаниями и умениями строить отношения в обществе.
Социально- психологическая поддержка представляет собой систему средств, которые обеспечивают помощь детям в самостоятельном индивидуальном выборе — нравственном, гражданском, профессиональном, экзистенциональном самоопределении, а также помощь в определении препятствий (трудностей, проблем) самореализации в учебной, коммуникативной, трудовой и творческой деятельности.
Таким образом, социально-психологическая поддержка — это социально- психологическая помощь детям, заключающаяся в выявлении, определении и разрешении проблем ребенка с целью реализации и защиты его прав на полноценное развитие и образование.
Литература
Книга
Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога / Ю.В. Василькова. — М., 2001.- 234 с
Статья в журнале
Газман, О.С. Воспитание и педагогическая поддержка детей / О.С. Газман // Народное образование. — 1998 — № 6. — С. 108 — 111.
Статья в журнале
Кевля, Ф.И. Социально-психологическая поддержка семей и детей «группы риска» / Ф.И. Кевля //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 1998. — № 1. — С.
Статья в журнале
Крылова, Н.Б. Педагогическая, психологическая и нравственная поддержка как пространство личностных изменений ребенка и взрослого / Н.Б. Крылова // Классный руководитель. — 2000. — № 3. — С.92-103.
Книга
Кукушкина, Е.Ю., Самсонова, Л.В. Играем и учимся дружить. Социализация в детском саду/ Е.Ю. Кукушкина, Л.В. Самсонова.- М.:ТЦ Сфера, 2013. — 128 с.
Книга
Михайлова, Н.Н., Юсфин, С.М. Педагогика поддержки: Учебно-методическое пособие / Н.Н. Михайлова, СМ. Юсфин. — М.: МИРОС, 2001.-208 с.
Автор: Толмашова Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ Д/С «Ёлочка»
Месторасположение: г. Абакан, Республика Хакасия, Россия
Конкурсы для педагогов. Номинация: «Лучшая авторская публикация»
Дата изменения: 23.08.2014
Дата публикации: 08.04.2014