В игре детей есть часто смысл глубокий.
(Ф. Шиллер)
В слове игра, казалось бы всего четыре буквы, два слога, но какой это колоссальный инструмент в учебном — воспитательном процессе для детей.
Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко характеризовал роль детских игр так: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…».
Игра создает «зону ближайшего развития ребенка» (Л.С. Выготский) «В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития; ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения» [1, с.40—41].
В начале жизненного пути, через манипуляцию с игрушками, маленькое дитя познает окружающий мир, знакомится со своими ощущениями.
Подросшего малыша из первого института родители отдают во второй институт «Детский сад».
Великие педагоги, такие как: Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, А. П. Усова рассматривали роль игры именно как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста: в ней происходит ориентация в отношениях между людьми, овладение первоначальными навыками кооперации.
В учебно—воспитательном процессе используются развивающие и обучающие игры.
Развивающая игра является довольно эффективным средством формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль и т. д. Ее обязательные правила регулируют поведение детей, ограничивают их импульсивность [2, с.6].
Обучение и игровая деятельность как форма обучения в детском саду направлена на развитие у детей произвольного внимания, наблюдательности, запоминания и припоминания, сравнения, первичных форм аналитико-синтетической деятельности, деятельности воображения, развитие любознательности и познавательных интересов [3, с.11 — 12].
Мир игр разнообразен:
— игры с предметами (куклой, конструктором);
— дидактические игры;
— сюжетно-ролевые игры;
— разные виды театральных игр: кукольный, теневой, настольный,
пальчиковый театр и т. д.);
— игры — развлечения;
— подвижные и музыкальные игры.
Рассмотрим нескольких игр и их значение.
Широко практикуются игры с куклой: «Уложим куклу Катю спать», «Кукла Аня принимает гостей», «Кукла Света помогает маме убирать игрушки», такие игры развивают у мальчиков и девочек логическое мышление и помогают использовать полученный детьми опыт в различных ситуациях. Игры ребят с конструктором подготавливают почву для развития технических способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности.
Общим в дидактических играх является направленность их содержания на ознакомление детей с предметами, фактами, явлениями окружающей жизни, на формирование правильного отношения к ним детей, способности их противостоять отрицательным фактам и явлениям: «Откуда к нам пришел стол?», «Кто построил дом?», «Кто принес письмо?», «Учим дорожные знаки», «Лото — пожарная безопасность» и т. д. Такие игры помогают развивать у детей мышление, память.
Для детей в дошкольных учреждениях организовываются сюжетно — ролевые игры: «Поликлиника», «Парикмахер», «Продуктовый магазин», «Магазин одежды и обуви». Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребёнка, — это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Роль является основой сюжетно — ролевой игры. Чаще всего ребёнок моделирует роль взрослого, проигрывает социальный опыт (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра), вступает в разнообразные отношения с другими играющими и приобретает опыт общения (хвалит или ругает дочку, осматривает больного и т. д.). Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме. Сюжетно — ролевые игры способствуют развитию детского воображения, а оно в свою очередь непосредственно связано с усвоением речи.
Особое место, как в младшем, так и в старшем возрасте у детей занимают игры — драматизации, как в свободной деятельности, так и на образовательной деятельности. Игра и драматизация в жизни ребенка взаимосвязаны между собой. Свои фантазии он стремится воплотить в живые образы и действия. Драматизация дает возможность мальчикам и девочкам проявить себя в различных видах творчества. Дети по своему желанию придумывают сказки, сочиняют диалоги или инсценирую хорошо знакомые литературные произведения, самостоятельно распределяют роли, намечают действия персонажей, создают творческие рисунки по сюжетам знакомых сказок. Детям очень нравится кукольный театр и использование всевозможных кукол: деревянные, куклы на гапите (гапит — это палка на которую насажена кукла), перчаточные куклы и т. д. Также широко используются драматизация различных сказок, через театры на фланелеграфе.
А какую радость доставляют детям подвижные игры, например: «Лохматый пес», «Волк во рву», «Лиса и зайцы» и т. д. Эти игры помогают развивать нравственно—волевые качества личности ребенка. Мальчики и девочки выполняются разнообразные движения: ходьба, бег, подпрыгивание, прыжки, ползание, метание, бросание, ловля и т. д. Воодушевленные игрой, ребята повторяют одни и те же движения много раз, не теряя к ним интереса. Это является важным условием развития и совершенствования движений. Вместе с тем активная двигательная деятельность детей значительно стимулирует работу самых разнообразных групп мышц, усиливает кровообращение и дыхание, улучшает обмен веществ. Все это ведет к наиболее полноценному физическому развитию и оздоровлению всего организма ребенка.
В завершении хотелось бы сказать: «Мир игр — один из составляющих элементов воспитания ребенка. Прекрасно происходит развитие познавательных психических процессов — ощущение, восприятие, мышление, воображение, память формируется информационная база, ориентировочная основа психики, а это надежный фундамент для учебной деятельности, следующей ступени развития дошкольников».
Библиографический список
1. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада.— М.: Просвещение, 1991. — 207с.: — ISBN 5-09-003256-4.
2. Касвинов С.Г. Система Выготского. Книга 1: Обучение и развитие детей и подростков. — Харьков: Райдер, 2013. — 460 с.
3. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду: (Ст. группы). Пособие для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1982. —96 с.
Сведения об авторе:
ФИО: Каверина Екатерина Михайловна
Место работы: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №4 города Сызрани г. о. Сызрань Самарской области, структурное подразделение, реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования, — «Детский сад» (проспект Королева, дом 7-А).
Должность: воспитатель.
Дата изменения: 23.08.2014
Дата публикации: 22.03.2014