Программное содержание:
Обучающие задачи:
1. Закреплять знания детей о травах и цветах; их красоте, пользе и применении.
2. Развивать умение детей составлять рассказ по картинке с использованием плана.
3. Формировать умение использовать в речи разные типы предложений, поощрять полное высказывание.
4. Развивать познавательную активность детей в процессе формировании представлений о лекарственных травах.
Коррекционно — развивающие задачи:
1. Расширять, уточнять и актуализировать словарь по теме
» Целебные травы«.
2. Развивать мелкую и общую моторику с учетом принципов логоритмического воздействия (связь речи с движением).
Развивающие задачи:
1. Развивать экологическое мышление в процессе мыслительной деятельности, творческое воображение.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать у детей любознательность, интерес к изучению природы, любовь и бережное отношение к ней, чувство понимания прекрасного.
Оборудование:
Демонстрационный материал— иллюстрации с изображением лекарственных растений: одуванчик, ромашка, крапива, подорожник; план — схема; графическое изображение правил поведения в природе; картины с изображением луга и клумбы; запись песенки о лете с демонстрацией слайдов лекарственных растений.
Раздаточный материал — разрезные картинки лекарственных трав, эмблемы лекарственных трав: одуванчик, ромашка, подорожник; солнышко, карточки для игры «4 лишний», иллюстрации культурных и дикорастущих растений.
Методы и приемы:
Словесные: вопросы проблемного и поискового характера , художественное слово, поддержка и поощрение.
Практические: работа со схемами, моделирование, пальчиковая гимнастика; физкультминутка, дидактические игры; индивидуальный подход.
Наглядные: иллюстрации лекарственных растений.
Предварительная работа:
Целевые прогулки с целью знакомства детей с лекарственными травами; экскурсии; чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций; заучивание стихотворений о лекарственных травах.
Ход занятия:
Организационный момент:
Воспитатель — Ребята, давайте с вами вспомним и помечтаем о лете.
Дети — слушают аудиозапись » Песенки о лете» и просматривают слайды лекарственных растений.
Воспитатель — Вот и наступило лето, и у нас расцвели цветы:
Основная часть:
Дети ( читают знакомые стихи)
Ромашка: Я девочка ромашка
Полевой цветок.
Белый ,как бумажка,
Каждый лепесток.
Солнце в серединке
Желтеньким глазком,
И горят росинки
Золотым огнем«.
Одуванчик: Уронило солнце
лучик золотой.
Вырос одуванчик
Первый , молодой.
У него чудесный,
Золотистый цвет.
Он большого солнца
Маленький портрет.
Подорожник: Тонкий стебелек у дорожки
На конце его сережки,
На земле лежат листки,
Маленькие лепестки-
Нам он как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук.
Солнышко: Солнышко на улице
Ходит руки в бок
Где, какой цветок
Выросли правильно
Цветики на грядке
Солнышко довольно
Значит все в порядке.
Воспитатель -Ребята, как называются эти растения?
Дети — Лекарственные, целебные.
Воспитатель — Для чего они нужны человеку?
Дети — Чтобы лечиться.
Воспитатель Давайте побольше расскажем о лекарственных растениях.
Издавна люди замечали, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то траву, съев которую, они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений. Посмотрите на это растение (иллюстрация подорожника). Как называется это растение?
Дети — Подорожник
Воспитатель — Почему оно так называется?
Дети — Подорожник растет вдоль дорог.
Воспитатель — Какие листья у подорожника?
Дети — Листья его зеленые, упругие, с прожилками.
Воспитатель — Что еще есть у подорожника?
Дети — У него есть корень и стебелек с соцветием.
Воспитатель Подорожник — великий путешественник. Приклеившись к ногам людей, он без труда перебирается в другие места. Подорожник называется зеленым бинтом . Почему?
Дети — Потому что он лечит ранки. Если разобьешь коленку, нужно сорвать лист подорожника, очистить от пыли, поцарапать, чтобы появился сок и приложить к ранке.
Воспитатель — О каком растении говорят, что оно жжет?
Дети — О крапиве.
Воспитатель — Правильно, это крапива (выставляю иллюстрацию крапивы). Воспитатель — Но почему же все-таки крапива обжигает?
Дети — Потому что на листьях и стеблях растения имеются волоски, которые укалывают наши ручки и ножки.
Воспитатель — Чем богаты листья крапивы?
Дети — Они богаты разными витаминами, в них есть вещества, которые убивают микробы. Она хорошо останавливает кровь.
Воспитатель — Чем еще полезна крапива?
Дети — Из нее готовят щи, она укрепляет волосы, из нее делают бумагу.
Воспитатель — Историю о ромашке и одуванчике дети расскажут самостоятельно, согласно плана-схемы.
Дети — Это растение — ромашка….Она лечит горло, простуду, кашель.
Это — одуванчик….Лечит зубную боль. Из цветов варят варенье.
Воспитатель — Есть много трав полезных,
На земле страны родной
Могут справиться с болезнью
Ромашка, мята, крапива, Подорожник, одуванчик, зверобой.
Физкультминутка «Луговые цветы»
Вместе по лесу идем (Маршируют на месте)
Не спешим, не отстаем
Вот выходим мы на луг. (Поднимают руки вперед, разводят в стороны).
Тысячи цветов вокруг!
Вот ромашка, незабудка (Наклон, касаясь правой рукой ног)
Клевер, пижма, лютик хрупкий (Наклон, касаясь левой рукой ног)
Расстилается ковер (Наклон вперед, разводя руки в стороны)
Все цветы как на подбор ( Поднимают руки)
К небу листья повернули ( Тянуться вверх)
Стебли к солнцу потянули (опускают руки через стороны вниз).
Воспитатель — Ребята! Вы знаете, что лекарственные травы бывают культурными и дикорастущими. (Раздаю иллюстрации лекарственных растений). Вам нужно подойти к картине, где нарисован луг или клумба и прикрепить лекарственное растение туда, где оно растет.
( Дети выполняют задание)
Воспитатель- Почему у тебя мята растет на клумбе?
Дети — Потому что это — культурное растение.
Воспитатель — (Задаю аналогичные вопросы другим детям).
Предлагаю пройти и сесть за столы.
Д/игра » Четвертый лишний» (Дети объясняют, почему растение лишнее).
Д/ игра «Собери цветок»
((6 частей и 8 частей) Дети из разрезных картинок составляют лекарственное растение).
Воспитатель — Какое растение получилось?…
Дети — Крапива
Пальчиковая гимнастика
Здравствуй, солнце золотое
Здравствуй, небо голубое
Здравствуй, вольный ветерок
Здравствуй маленький цветок
Мы живем в одном краю
Всех я вас приветствую.
Воспитатель — Обращаю внимание детей на графическое изображение правил поведения в природе.
Дети — (объясняют правила поведения в природе).
Воспитатель — Цветы рвать нельзя, а как заготавливать лекарственные растения?
Дети — Можно сажать на огороде, клумбах, собирать и оставлять на семена.
Воспитатель — Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеет защититься
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
Давайте вспомним наш девиз
Дети — Все цветы для нас растут
Их не рвите! Пусть живут!
Заключительная часть:
Воспитатель — Вот ребята мы помечтали и вспомнили о лете, о лекарственных травах. Молодцы! Вам понравилось наше занятие? Чем понравилось ? Что было трудного на занятии? Давайте еще раз послушаем песенку о лете, а желающие посмотрят слайды.
Автор: Курыхалова Евгения Александровна
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ детский сад №1
Месторасположение: Нижегородская обл., г. Володарск ул. Набережная д. 10
Дата изменения: 28.04.2020
Дата публикации: 13.02.2015