Конспект интегрированного занятия по музыке и изобразительной деятельности в старшей группе «Волшебные краски осени»
Цель: Формирование у детей художественного воображения и ассоциаций посредством музыки, пластики и изобразительного искусства..
Задачи:
Образовательные: — познакомить детей с музыкальными инструментами – скрипкой и флейтой;
— закреплять у детей умение узнавать музыкальное произведение, определять его характер, рассказывать о своих чувствах, вызванных музыкой;
— закреплять практические навыки выразительного исполнения песен;
— закрепить основные цвета и правила создания новых при рисовании осеннего ковра;
— учить детей нетрадиционной изобразительной технике «монотипия».
Развивающие:
— развивать музыкальные и художественные способности детей, их воображение, эмоциональность, фантазию;
— развивать музыкальное и художественное восприятие детей;
— развивать чувство ритма, вокально-хоровые навыки;
— развивать мышление при использовании схематических карточек;
— развивать способность к музыкальной импровизации в соответствии с текстом сказки.
Воспитательные:
— воспитывать бережное отношение и любовь к природе;
— воспитывать самостоятельность, расширять кругозор;
— приобщать детей к миру искусства.
Материалы и оборудование: осенние атрибуты для украшения музыкального зала, шкатулка, гуашь разных цветов, палитра, кисточки, бумага, прозрачная пленка, осенние листья разных цветов и оттенков, мультимедийная установка.
Предварительная работа: прослушивание пьесы П.И. Чайковского
«Осенняя песнь», разучивание песни «Виноватая тучка», экспериментальная деятельность по созданию новых цветов и оттенков.
В занятии принимают участие музыкальный руководитель и педагог по изодеятельности.
Музыкальный зал украшен согласно осенней тематики. Звучит фонозапись осенней мелодии. Дети заходят в зал. Останавливаются полукругом.
Муз. руководитель: Доброе утро, ребята! Посмотрите сколько гостей в нашем музыкальном зале. Давайте поприветствуем всех песенкой и пожелаем доброго дня!
Музыкальное приветствие «Добрый день»
Муз. руководитель: Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о том, как художники, поэты, композиторы рассказывают нам о красивом времени года — Осень. Вспомните, как художники могут нам рассказать об осени?
(П.о.детей: при помощи картин и красок.)
Музыкальный руководитель: А поэты? (С помощью стихов.)
Музыкальный руководитель: А композиторы? (С помощью звуков, мелодий.)
Музыкальный руководитель: Ребята, давайте вспомним, как мы любовались красотой осенней природы, гуляя по лесу, парку или саду (показ слайдов).
— По каким приметам мы с вами узнаем, что наступила осень?
(П.о. детей: наступают холода, дни становятся короче, птицы улетают в теплые края, листья осыпаются с деревьев.)
Музыкальный руководитель: Ребята, а какая бывает осень?
(П.о. детей: ранняя, золотая, поздняя.)
Воспитатель: Ребята, послушаем, как поэты рассказывают нам об осени.
1 ребенок: Небо холодное – в тучах;
Хмуры лужайки и чащи;
Слышен в березах плакучих
Ветер уныло гудящий… (А.М. Жемчужников)
2 ребенок: Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера… (Ф.И. Тютчев)
Музыкальный руководитель: Ребята, прислушайтесь, сама волшебница осень к нам спешит.
Звучит музыка, входит Осень (педагог по изодеятельности).
Осень: Здравствуйте, ребята! Я принесла вам волшебную шкатулку. В ней собраны осенние краски, мелодии, звуки. Из всего этого мы будем ткать осенний сказочный ковер. (Осень открывает шкатулку – звук металлофона).
— Ой, ребята, пока я к вам шла я растеряла все звуки и краски. Что же делать?
Воспитатель: Ребята, давайте поможем осени найти звуки и краски.
Осень: Ребята, для этого нужно вернуться обратно в картину. Поможет нам в этом волшебный ветерок. А мы с вами превратимся в осенние листочки.
Музыкальный руководитель: Ветер подует – листья сорвутся со своих веточек и полетят, как осенние бабочки. А потом покроют все дорожки чудесным ковром.
Под «Вальс» А. Гречанинова дети импровизируют движения с осенними листьями, которые сопровождаются рассказом Осени.
Осень: Однажды Ветерок почувствовал приближение холодов и решил улететь в теплые края. Путь туда лежал через лес, в котором жили его друзья — листочки. (Музыка). Он посмотрел вниз и ахнул: на земле лежали необыкновенный красоты листья: красные, желтые, багровые, оранжевые, лиловые. Ветерок опустился вниз и начал играть с листьями. Он поднимал их с земли и подбрасывал в воздух, кружил парами в осеннем прощальном танце, собирал в хоровод, разбрасывал в разные стороны, собирал в букет, а потом кружил, кружил. Но вот Ветерок последний раз взмахнул крылом и улетел, а листочки тихо опустились на землю, стараясь лечь так, чтобы получился яркий, красивый ковер. (Дети бегают врассыпную по залу, останавливаются, поднимают листья. Далее импровизируют в соответствии с текстом. В конце дети останавливаются, оставляя листья на ковре).
Осень: Ребята, мы с вами очутились в картине, на лесной поляне, и с помощью осенних листьев нашли разноцветные краски для сказочного ковра. Я их положу в волшебную шкатулку.
Ребята, а сейчас посмотрите, это моя подружка — тучка – летучка. (Осень передвигает тучку из воздушных шариков в центр музыкального зала). И она поможет нам найти осеннюю мелодию.
Муз. руководитель: Ребята, мелодия у тучки немного грустная, плавная, как полет осеннего листочка. Давайте ее послушаем.
Звучит «Осенняя песнь» П.И. Чайковского (фортепиано)
(слушание сопровождается показом слайдов)
Муз. руководитель: Я вижу, вы узнали музыку, назовите это произведение.
— Кто композитор? (показ слайда с портретом П.И. Чайковского)
— Какое настроение выражено в ней, какой характер музыки? (П.о.детей: музыка грустная, печальная, мечтательная, светлая)
Муз. руководитель: Какая картина осени изображена в музыке?
(П.о.детей: поздняя, хмурая осень, осыпаются листья, дует ветер, наступают холода.)
Муз. руководитель: Ребята, на каком инструменте исполняется это произведение? (П.о. детей: На фортепиано)
Муз. руководитель: Ребята, однажды эту осеннюю мелодию услышали другие инструменты. Они собрались вместе, и эта мелодия зазвучала по-другому. Послушайте.
Исполняется фрагмент «Осенней песни» П.И. Чайковского
(флейта, скрипка)
Муз. руководитель: Ребята, вы узнали это произведение? Да, это «Осенняя песнь» П.И. Чайковского. Только прозвучало оно в исполнении флейты и скрипки. И сегодня я познакомлю вас с этими инструментами. Ребята, посмотрите – это скрипка (показ на экране). Скрипка имеет струны и смычок, поэтому ее называют струнно-смычковым инструментом. Послушайте еще раз ее звучание (презентация на экране). А это — флейта. Это духовой инструмент, потому что играют на нем при помощи дыхания. Послушайте, её звучание (презентация на экране). Ребята, кто запомнил название новых инструментов?
Осень: Ребята, а давайте услышанную музыку представим с помощью нарисованных картинок.
Моделирование восприятия музыки
(дети при помощи схематических картинок описывают характер произведения)
Дети делятся на две команды. На двух столах разложены картинки с изображением разных явлений природ (дождь, солнце, листопад и т.д). Им предлагается выбрать те картинки, которые соответствуют услышанной музыке и рассказать о них.
Осень: Вот мы с вами нашли осеннюю мелодию. Я положу ее в свою волшебную шкатулку. Посмотрите, ребята, наша тучка заскучала и заплакала. Давайте ей подарим песенку.
Исполнение песни «Виноватая тучка»
Осень: Ребята, песню дождика мы тоже положим в шкатулку. Вот и дождь прошел. Какой чудесный воздух в лесу. Прислушайтесь к звукам леса (звучат в записи звуки леса).
Муз. руководитель: Ребята, у нас есть стол фантазий, на котором лежат шумовые инструменты. Они помогут нам рассказать лесную сказку. Инструменты уже знакомы вам. Поэтому вспомните, как они звучат, и внимательно подумайте, кода их нужно применять.
Сказка «Заяц в лесу»
Жил – был заяц – трусишка. И всего этот заяц боялся. Вышел он однажды из дома. Не успел и трех шагов сделать, а ежик в кустах вдруг как зашуршит (шуршим пакетом). Испугался заяц и бежать (используем деревянные ложки). Спрятался он в дупле старого дерева. Вдруг он услышал, как упали первые капли дождя, потом дождь закапал быстрее (металлофон). Он барабанил по листьям деревьев (деревянной палочкой по бумажной коробке), по веткам (стучим палочкой по деревяшке). Тут подул сильный ветер (дуем в бутылку) и заяц принялся бежать из всех ног (используем деревянные ложки). Бежал, бежал, присел на пенек отдохнуть, а дятел как застучит! (стучим палочкой по деревяшке). Заяц бросился бежать (используем деревянные ложки). Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает (натягиваем руками ткань). Побежал заяц из леса к речке (используем деревянные ложки), а на берегу, лягушки сидели (деревянной палочкой по расческе), увидели они зайца и скок в воду (бутылка с водой). Тут заяц остановился и говорит:
— А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся. Сказал так, и смело поскакал обратно в лес (используем деревянные ложки).
Осень: Ребята, моя волшебная шкатулка снова полна звуками, красками. И теперь мы можем с вами соткать осенний ковер, но для этого нам с вами необходимо выйти из картины. Каждый из вас сейчас коснется рукой волшебной шкатулки, закроет глаза и окажется в музыкальном зале.
Осень предлагает сесть за столы, которые расставлены по периметру музыкального зала.
.
Осень: Дети, рисовать мы будем в новой технике, которая называется – монотипия. Монотипия в переводе с греческого языка — отпечаток. Смешивая краски, вы создадите новые цвета и оттенки красок. Работать будем на картоне белого цвета. Сначала, мы нанесем все краски стекой, которые мы собрали в шкатулку. Добавим немного черных и белых мазков, также нам помогут капельки дождя, затем накроем картон прозрачной пленкой, разгладим поверхность ватой и смешаем краски. Вы получите новые цвета и оттенки. Резким движением снизу вверх отдернем пленку, и получится часть ковра. Потом все свои работы мы соберем в один осенний чудесный ковер.
Выполнение творческой работы детьми под музыку.
В ходе работы Осень помогает советом, подсказкой, поощрением. По окончании работы приглашает детей к полотну в форме ковра, и предлагает туда поместить свои работы для создания коллективной работы — осеннего ковра. Педагог предлагает детям рассказать о своих работах, технике исполнения и создании новых цветов и оттенков.
Муз. руководитель: Ребята, а что еще помогало нам создавать портрет осени?
(П.о. детей: мелодия, осенние звуки, стихи.)
Муз. руководитель: Кто помнит имя композитора, который написал «Осеннюю песнь»? (П.о. детей: П.И. Чайковский.)
Муз. руководитель: Какие новые музыкальные инструменты помогли услышать нам музыку осени? (П.о. детей: скрипка, флейта.)
Муз. руководитель: Ребята, а любите ли вы осень? Какие у вас любимые звуки и краски осени?
Воспитатель: А сейчас нам пора возвращаться в группу. О своем увлекательном приключении расскажите своим родителям.
Музыкальное прощание – «До свидания!»
Скачать — Конспект интегрированной ООД «Волшебные краски Осени» в старшей группе
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, ООД , музыка,
Автор: Куршева Лариса Вячеславовна
Должность: музыкальный руководитель
Место работы: МАДОУ Детский сад № 36 «Васильки»
Месторасположение: г. Октябрьский, Республика Башкортостан
Дата изменения: 16.09.2018
Дата публикации: 16.09.2018