Методическая разработка посвящается проблеме адаптации учащихся начальной школы к средней школе. Раскрывает проблемы преемственности и возможные пути их решения, вопросы организации преемственности в обучении учащихся.
Проблема. Чрезвычайно сложным является период перехода школьников десяти-одиннадцатилетнего возраста в основную школу. Предметное обучение, усложнение учебного материала, меняется учительский состав, выдвигаются более высокие требования к учебной деятельности школьников, рост числа педагогов – всё это снижает работоспособность, интерес к учению и успеваемости, повышает тревожность учащихся, приводит к возникновению неадекватных поведенческих реакций на замечания и реплики учителя, нарушения во взаимоотношениях со сверстниками. Дети с повышенным уровнем тревожности не могут мобилизоваться, сосредоточиться, а это в свою очередь ведёт к ослаблению защитных сил организма, отражается на физическом и психическом здоровье ребёнка, является причиной его дезадаптации в других сферах деятельности и общения. Всё это наблюдается там, где переход со ступени начального образования в основную не стал предметом педагогического осмысления и целенаправленной деятельности педагогического коллектива.
Переход от младшей ступени образования к основной в современном школьном укладе сопровождается достаточно резкими переменами в жизни школьника.
Возникают проблемы: снижение успеваемости, возникновение негативного психического состояния.
Причины возникновения проблем:
— Изменение условий обучения.
— Неспособность ученика адаптироваться к различным требованиям учителей-предметников.
— Учителя средней школы не всегда учитывают функционально-психологические и личностные различия между пятиклассниками и более старшими учащимися и предъявляют учащимся 5-го класса требования, неадекватные возрасту.
— Недостаточное изучение данных о выпускниках начальной школы, их возможностей и реальных учебных результатах.
— Неподготовленность учителей к работе с детьми младшего школьного возраста и как следствие неадаптированность методики преподавания к возможностям детей данного возраста.
— Непонимание учащимися учебного материала вследствие его вступления в противоречие с ранее изученным в начальной школе.
— Неподготовленность к восприятию усложнённого содержания учебных курсов в 5-ом классе
— Неспособность ученика справиться с возросшим по сравнению с начальной школой объёмом домашнего задания
— Ослабление внешнего контроля за выполнением домашних заданий.
— Появляются запуски и пробелы в знаниях.
— Отсутствие личностного контакта ученика с учителем.
Цель разработки – оказать помощь преподавателю по учебно-воспитательной работе, педагогу-психологу, учителям, работающим в 5 классе, в организации преемственности при переходе из начальной школы в среднее звено, обеспечить создание системы непрерывного образования с учётом:
— сохранения самоценности возрастного периода развития ребёнка;
— сформированности умений учиться как фундаментального новообразования;
— сохранения здоровья, эмоционального благополучия ;
— развития индивидуальности каждого ребёнка.
Задачи программы:
— способствовать формированию важнейших социальных навыков для успешной адаптации учащихся;
— способствовать формированию позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки;
— помочь в работе по самоорганизации, самоконтролю;
— помочь детям принять « новых» учителей;
— повысить уровень психологической готовности к обучению;
— развивать у детей творческие способности, способствовать их разностороннему самовыражению, творческому отношению к собственной жизни;
План классного часа «Преемственность»
Участие принимают: 4 классы, на каждый четвертый класс – 8 учеников из 5 класса, 4 ученика из старшей школы (10 класс) и 4 учителя, один из которых – руководитель 4 класса.
Этап | Содержание |
Организационный момент (5 минут) | Приветствие. Знакомство учеников 4 класса с учителями, ребятами из 5 и 10 классов. Деление школьников на две группы ( в группах ученики 4 класса взаимодействуют с 5 классом). Преподаватели и ученики 10 класса – жюри. |
Конкурс «Эстафета» (5 минут) | Объяснение правил игры: каждая команда поочередно называет правила поведения на уроке. Выигрывает та команда, которая больше всех даст правильных ответов. |
Конкурс «На смекалку» (5 минут) | Всем группам задаются вопросы. Выигрывает та группа, которая даст большее количество правильных ответов.Вопросы для игры: 1. Сколько яиц можно съесть натощак? 2. Когда руки бывают местоимениями? 3. Сколько минут надо варить крутое яицо? 4. Часть лица, которую иногда вешают? 5. Что тяжелее: пуд перьев или пуд железа? 6. Чем кончается день и ночь? 7. Какого камня нет в море? 8. Семь братьев и у каждого есть одна сестра. Сколько всего сестер? 9. Что можно увидеть закрытыми глазами? 10. Какое государство можно носить на голове? |
Конкурс «Лучшая роль» (25 минут) | 1.Дается небольшой фрагмент произведения, в котором ученики 5 класса должны по ролям разыграть сценку «Учителя», где у каждого ученика — одна-две реплики. 2. Жюри помогает распределить роли в группах. 3. На подготовку требуется 6-7 минут. 4. На «сцене» ученики выступают. Примеры реплик: «На моих уроках вы узнаете, как получить алмаз из стержня карандаша, как превратить из кислоты и щелочи получить воду» 5. Пока ученики 5 класса готовятся, ученики 4-го получают карточки с «названием» учителя. После того, как они услышат все выступления, они должны повесить нужную карточку на шею нужному учителю. 6. Задание считается выполненным, когда все карточки оказываются на своих местах.Подведение итогов: ученики 4 класса обеих групп выбирают ученика 5 класса, который лучше всех вжился в роль учителя. Голосование проводится на листочках. Три победителя получают вкусные призы и задание: подготовить к следующей неделе для учеников 4 класса экскурсию по школе, где расскажут о жизни в средней школе. |
Организационный момент (5 минут) | Подведение итогов. Благодарность всем за участие в конкурсах и помощь в проведении классного часа. |
Название: Конспект классного часа в 4 классе «Преемственность»
Автор: Курило Татьяна Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Место работы: ГБОУ школа №10
Месторасположение: Санкт-Петербург
Дата изменения: 24.10.2015
Дата публикации: 24.10.2015