Конспект классного часа в 4 классе «Преемственность»

Методическая разработка посвящается проблеме адаптации учащихся начальной школы к средней школе. Раскрывает проблемы преемственности и возможные пути их решения, вопросы организации преемственности в обучении учащихся.

Проблема. Чрезвычайно сложным является период перехода школьников десяти-одиннадцатилетнего возраста в основную школу. Предметное обучение, усложнение учебного материала, меняется учительский состав, выдвигаются более высокие требования к учебной деятельности школьников, рост числа педагогов – всё это снижает работоспособность, интерес к учению и успеваемости, повышает тревожность учащихся, приводит к возникновению неадекватных поведенческих реакций на замечания и реплики учителя, нарушения во взаимоотношениях со сверстниками. Дети с повышенным уровнем тревожности не могут мобилизоваться, сосредоточиться, а это в свою очередь ведёт к ослаблению защитных сил организма, отражается на физическом и психическом здоровье ребёнка, является причиной его дезадаптации в других сферах деятельности и общения. Всё это наблюдается там, где переход со ступени начального образования в основную не стал предметом педагогического осмысления и целенаправленной деятельности педагогического коллектива.

Переход от младшей ступени образования к основной в современном школьном укладе сопровождается достаточно резкими переменами в жизни школьника.

Возникают проблемы: снижение успеваемости, возникновение негативного психического состояния.

Причины возникновения проблем:

— Изменение условий обучения.

— Неспособность ученика адаптироваться к различным требованиям учителей-предметников.

— Учителя средней школы не всегда учитывают функционально-психологические и личностные различия между пятиклассниками и более старшими учащимися и предъявляют учащимся 5-го класса требования, неадекватные возрасту.

— Недостаточное изучение данных о выпускниках начальной школы, их возможностей и реальных учебных результатах.

— Неподготовленность учителей к работе с детьми младшего школьного возраста и как следствие неадаптированность методики преподавания к возможностям детей данного возраста.

— Непонимание учащимися учебного материала вследствие его вступления в противоречие с ранее изученным в начальной школе.

— Неподготовленность к восприятию усложнённого содержания учебных курсов в 5-ом классе

— Неспособность ученика справиться с возросшим по сравнению с начальной школой объёмом домашнего задания

— Ослабление внешнего контроля за выполнением домашних заданий.

— Появляются запуски и пробелы в знаниях.

— Отсутствие личностного контакта ученика с учителем.

Цель разработки – оказать помощь преподавателю по учебно-воспитательной работе, педагогу-психологу, учителям, работающим в 5 классе, в организации преемственности при переходе из начальной школы в среднее звено, обеспечить создание системы непрерывного образования с учётом:

— сохранения самоценности возрастного периода развития ребёнка;

— сформированности умений учиться как фундаментального новообразования;

— сохранения здоровья, эмоционального благополучия ;

— развития индивидуальности каждого ребёнка.

Задачи программы:

— способствовать формированию важнейших социальных навыков для успешной адаптации учащихся;

— способствовать формированию позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки;

— помочь в работе по самоорганизации, самоконтролю;

— помочь детям принять « новых» учителей;

— повысить уровень психологической готовности к обучению;

— развивать у детей творческие способности, способствовать их разностороннему самовыражению, творческому отношению к собственной жизни;

План классного часа «Преемственность»

Участие принимают: 4 классы, на каждый четвертый класс – 8 учеников из 5 класса, 4 ученика из старшей школы (10 класс) и 4 учителя, один из которых – руководитель 4 класса.

 

ЭтапСодержание
Организационный момент (5 минут)Приветствие. Знакомство учеников 4 класса с учителями, ребятами из 5 и 10 классов. Деление школьников на две группы ( в группах ученики 4 класса взаимодействуют с 5 классом). Преподаватели и ученики 10 класса – жюри.
Конкурс «Эстафета» (5 минут)Объяснение правил игры: каждая команда поочередно называет правила поведения на уроке. Выигрывает та команда, которая больше всех даст правильных ответов.
Конкурс «На смекалку» (5 минут)Всем группам задаются вопросы. Выигрывает та группа, которая даст большее количество правильных ответов.Вопросы для игры:

1. Сколько яиц можно съесть натощак?

2. Когда руки бывают местоимениями?

3. Сколько минут надо варить крутое яицо?

4. Часть лица, которую иногда вешают?

5. Что тяжелее: пуд перьев или пуд железа?

6. Чем кончается день и ночь?

7. Какого камня нет в море?

8. Семь братьев и у каждого есть одна сестра. Сколько всего сестер?

9. Что можно увидеть закрытыми глазами?

10. Какое государство можно носить на голове?

Конкурс «Лучшая роль» (25 минут)1.Дается небольшой фрагмент произведения, в котором ученики 5 класса должны по ролям разыграть сценку «Учителя», где у каждого ученика — одна-две реплики.
2. Жюри помогает распределить роли в группах.
3. На подготовку требуется 6-7 минут.
4. На «сцене» ученики выступают.
Примеры реплик: «На моих уроках вы узнаете, как получить алмаз из стержня карандаша, как превратить из кислоты и щелочи получить воду»
5. Пока ученики 5 класса готовятся, ученики 4-го получают карточки с «названием» учителя. После того, как они услышат все выступления, они должны повесить нужную карточку на шею нужному учителю.
6. Задание считается выполненным, когда все карточки оказываются на своих местах.Подведение итогов: ученики 4 класса обеих групп выбирают ученика 5 класса, который лучше всех вжился в роль учителя. Голосование проводится на листочках. Три победителя получают вкусные призы и задание: подготовить к следующей неделе для учеников 4 класса экскурсию по школе, где расскажут о жизни в средней школе.
Организационный момент (5 минут)Подведение итогов. Благодарность всем за участие в конкурсах и помощь в проведении классного часа.

 

Название: Конспект классного часа в 4 классе «Преемственность»
Автор: Курило Татьяна Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Место работы: ГБОУ школа №10
Месторасположение: Санкт-Петербург

Дата изменения: 24.10.2015
Дата публикации: 24.10.2015




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *