Конспект логопедического занятия по теме «Предлоги К, ОТ»

Лексическая тема: Одежда, обувь, головные уборы.

Тема: Предлоги К, ОТ.

Цели: Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами К, ОТ. Учить детей составлять предложение с заданным предлогом по картинке, схеме и наглядной ситуации. Учить детей выкладывать схемы предложений с предлогами.

Ход занятия.

Организационный момент. Логопед читает загадку и напоминает, что сесть за стол сможет только тот, кто найдет маленькие слова (предлоги) в стихотворении: Нас на ноги надевают,

Мы по улице шагаем.

Если в салочки играем —

От других мы убегаем.

Вечером на полку

Ставят нас друг к дружке,

Пусть теперь без нас

Отдыхают ножки.

Дети отгадывают загадку, называют маленькие слова НА, ПО, В, К и садятся на места.

1. Сделай, как я скажу.

Логопед просит детей выполнять его инструкции:

Маша, подойди к Насте. К кому подошла Маша?

Женя, подойди к доске. К чему подошел Женя?

Дима, подойди …столу. Правильно я дала задание Диме или что-то пропустила? Да, я не сказала маленького слова К.

Как надо было сказать? (Дима, подойди к столу.)

То же с предлогом ОТ.

2. Когда мы так говорим?

Логопед выставляет на доску схемы предлогов К, ОТ и уточняет — когда мы говорим эти маленькие слова: К — когда кто-то к кому-то или к чему-то движется, ОТ — когда предмет отодвигается от чего-то. Затем логопед напоминает, что маленькие слова называются предлоги.

3. Скажи наоборот.

• Логопед предлагает детям сказать наоборот:

Подойти к двери — Отойти от двери. Подъехать к дому.

Подплыть к берегу. Подбежать к маме.

Пришить к платью пуговицу. Прикрепить к воротнику брошку.

Положить шарф к шапке. Пододвинуть сапоги к туфлям.

•Логопед делит детей на две группы. Одной группе нужно придумать как можно больше предложений с предлогом К, а другой — с предлогом ОТ. За каждое составленное предложение дается фишка.

4. Составь предложение. (Используется кукольная мебель и посуда).

• Логопед на столе приближает или удаляет игрушки от разных предметов: столик от дивана, чашечку к блюдцу, креслице к дивану и т.п.

Затем он просит детей посмотреть на схемы и составить с каждым предлогом предложение по наглядной ситуации.

• Составление предложений по схеме и предметным картинкам: Машина →│ дом; девочка │→ дерево и т. д.

5. Подставь картинку.

На доске выставлены схемы предлогов. На столе у логопеда разложено 5-6 сюжетных картинок, при составлении предложений по которым необходимо использовать предлоги К и ОТ, например: Колобок укатился от зайца. Мальчик бежит к папе. и т.п.

Задание: выйти к доске, взять любую картинку и составить по ней предложение, затем найти предлог во фразе и подставить картинку к соответствующей схеме. (В усвоении материала этого упражнения следует ориентироваться на детей слабой подгруппы).

6. Динамическая пауза. Хлопки.

Если услышите предлог К — хлопните один раз, ОТ — два раза.

Мама приколола брошку к шляпе. Пуговица оторвалась от рубашки.

Отодвинь сапоги от двери. Бабушка пришила помпон к шапке.

Поставь правый ботинок к левому. Подошва оторвалась от босоножки.

Сапожник прибил каблук к сапогу. Драчун оторвал рукав от рубашки.

Сестренка пришила рукав к рубашке. Я складываю вещь к вещи.

7. Выкладывание схем предложений.

Логопед напоминает детям, что в схеме предложения слова-предметы и слова-действия обозначаются черными прямоугольниками, определения — красными, а предлоги — короткими черными прямоугольниками.

На столе логопеда приготовлены все указанные символы в достаточном количестве. Логопед объясняет, что сейчас он будет читать предложения. Вызванный ребенок должен выложить схему прочитанного предложения и назвать в нем предлог.

Мама приколола блестящую брошку к шляпе.

Пуговица оторвалась от нарядного платья.

Бабушка пришила пушистый помпон к шапке.

Подошва оторвалась от старой босоножки.

Сапожник прибил крепкий каблук к сапогу.

Драчун оторвал рукав от новой рубашки.

8. Работа с индивидуальным наглядным материалом. Составь предложение, назови предлог.

Логопед раздает детям по одной игрушке. Ребенок должен придумать с этой игрушкой предложение сначала с предлогом К, затем с предлогом ОТ и при этом обязательно назвать использованный предлог. (Схемы предлогов выставлены на доску). Например: Машина отъехала от ворот. Машина подъехала к воротам. Логопед поощряет включение в них названий дополнительных объектов и субъектов.

9. Итог занятия. Назвать предлоги, о которых говорили на занятии.

Автор: Трифонова Жанна Николаевна
Должность: учитель-логопед первой квалификационной категории
Место работы: МАДОУ г.Хабаровска «Центр развития ребенка – детский сад №83»
Месторасположение: Железнодорожный округ, город Хабаровск, Хабаровский край

Дата изменения: 04.02.2015
Дата публикации: 04.02.2015




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *