Конспект НОД по поликультурному развитию старших дошкольников «В дружбе наша сила».
Вид : непосредственно образовательная деятельность.
Тема: «В дружбе наша сила».
Цель: воспитывать уважение и интерес к людям разных национальностей, к их культуре и деятельности.
Образовательные задачи:
— Знакомство с убранством башкирской юрты;
— Углублять представление о том, что каждый человек принадлежит к определенной культуре;
— Знакомство с фольклором башкирского народа;
— Учить находить отличительные особенности людей, живущих в нашей стране
— Формирование представления о богатстве, разнообразии и красоте культур, проживающих на территории Южного Урала;
— Формирование этнического самосознания и этнотолерантного сознания.
Развивающие задачи:
— Развивать умения применять знания о национальных культурах в разных видах деятельности;
— Развивать желание играть в народные подвижные игры, умение
доброжелательно оценивать поведение партнеров в игровых ситуациях;
— Развивать речь, логическое и образное мышление.
Воспитательные задачи:
— Воспитание толерантного отношения к людям другой национальности.
— Воспитание любви и доброжелательного отношения к творчеству других народов.
Оборудование: куклы в национальных костюмах, карта России, бусинки для детей, карта республики Башкортостан, запись мелодии курая, маленькая юрта, баурсак на блюде, платочки для игры » Юрта», башкирский национальный костюм.
Виды деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная, социально-личностная
Задействованные ОО: » Познавательное развитие», » Речевое развитие», » Художественно-эстетическое развитие»
Ожидаемый результат: знают о разнообразии культур в республике Башкортостан. Знают о том, как выглядят национальные костюмы народов, населяющих Республику Башкортостан, у детей сформировано этнотолерантное сознание, доброжелательное отношение к народам разных национальностей и культур.
Длительность: 30 минут.
. Ход деятельности:
Организационный момент:
— Здравствуйте, ребята. На каком языке вы поздоровались? (дети здороваются на языках народов, проживающих на территории Южного Урала). Каждый народ разговаривает на своем родном языке, но все они желают здоровья, когда приветствуют друг друга.
Каких народов только нет
В стране великой нашей
Как пёстрый солнечный букет,
Калмыки и чуваши,
Татары, коми и мордва,
Башкиры и буряты-
Всем скажем добрые слова,
Любому будем рады.
2 Посмотрите на карту России. Какая огромная наша страна и красивая. Мы живём в стране, у которой удивительно красивое имя- Россия.
— А вы знаете, почему у нашей страны такое название?
За ясные зори, умытые росами.
За русское поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем.
Тебя по- славянски назвали Россия.( давайте все вместе повторим слово- Россия).
Динамическая пауза: » Глубоки у нас моря»( дети стоят в круге)
Глубоки у нас моря , наклон вниз
Широки у нас поля , сделать большой круг
Изобильная, родная поднять руки вверх
Славься русская земля! взяться за руки
3. Где же мы с вами живём? Как называется наша малая родина? ( Республика Башкортостан) — работа по карте Республики Башкортостан
— Назовите столицу нашей республики? ( Уфа)
— Какие ещё города нашей республики вы знаете? ( Кумертау, Белорецк, Салават).
— Какой город ближе всех к нам? ( Стерлитамак)
Стерлитамак я часто вижу,
На улицы его гляжу.
Мне хочется увидеть ближе,
Всё то, о чём вам расскажу.
Стерлитамак Уфе братишка,
Ведь он второй из городов.
Стерлитамак хоть не мальчишка,
Но ещё юн и чернобров.
— В нашей республике живут русские, татары, башкиры, чуваши, казахи и другие народы. Все они живут дружно , в мире. Все мы разные, но это нам нисколько не мешает. Посмотрите, какие мы все красивые. ( показ кукол в национальных костюмах). Откуда бы мы все ни приехали , мы всё равно » наши».
Есть слово такое хорошее- » наш«.
И пусть ты татарин, якут иль чуваш,
Родился ты русским, мордвой, осетином,
России будь добрым и любящим сыном!
— Как вы думаете, чем один народ отличается от другого? ( у них разный язык, свои обычаи, сказки и песни, свой костюм).
Воспитатель демонстрирует башкирский костюм. Посмотрите на куклу и скажите: костюм какого народа, живущего на Урале надела кукла?
Дети узнают и называют башкирский костюм.
— Издавна башкиры жили на Урале. Свои жилища они располагали в долинах рек, у подножья гор или около густых лесов. А вы знаете почему? (Ответы детей) .
(Конечно, в реках было много рыбы, а возле гор — хорошие пастбища, леса богаты ягодами, грибами и медом диких пчел. Башкиры были хорошими скотоводами — а что это значит, рыболовами, охотниками, сборщиками меда.)
— Раньше башкиры были кочевым народом. Что значит «кочевым»? Им часто приходилось переходить с одного места на другое — кочевать. Почему? (Кочевали они потому, что табуны коней, овец выедали, вытаптывали траву. Их перегоняли на другое ,богатое травой пастбище.)
— Поэтому башкирам приходилось жить во временных жилищах — юртах ( » Тэмле«)
Показ юрты.
— Юрта была очень удобной для жизни кочевых людей. А почему? (Она легко складывалась, перевозилась и также легко устанавливалась на новом месте.) Ребята, какой формы была юрта? Собиралась она из тонких жердей и сверху накрывалась серым войлоком. Войлок — это плотное, толстое полотно, которое изготовлялось из овечьей шерсти. Зимой, чтобы было теплее, стелили войлок в два слоя. Посреди юрты был очаг, на котором готовили еду. Огонь очага обогревал и освещал юрту. Изнутри украшали юрту домоткаными паласами, вышитыми полотенцами. Вот какой удобный и красивый дом — юрта.
Динамическая пауза:. Подвижная башкирская народная игра «Юрта»
— Башкирские дети, как и дети любой другой национальности, очень любят играть. И мы с вами знаем много игр разных народов. Сегодня, я предлагаю поиграть в башкирскую игру, которая так и называется «Юрта».
4. — Все женщины любят украшать свою одежду. Чем могли украсить свою одежду башкирочки?( бусами- хараус). Давайте и мы с вами соберем бусы- хараус. Пусть каждый подойдет к столу и выберет себе понравившуюся бусинку. Я буду нанизывать ваши бусинки на леску. Так у нас получатся красивые бусы. Чтобы у нас с вами получились бусы подлиннее, я уже начала их собирать…
Садимся за столик и собираем бусы.
— Мы с вами много говорили о народах проживающих в нашей стране и на Урале, об их традициях, жилищах… Вам нравится то, что столько людей разных национальностей живут вместе? (ответы детей) .
— Дружба — доброе, хорошее слово. И нет ни одного народа, который бы не ценил дружбу. Например, башкирская пословица гласит: «Человек без друзей, как дерево без корней». А вы какие пословицы о дружбе знаете? («Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Нет друга — ищи, нашел — береги») .
— А теперь посмотрите на наши бусы. Каждая бусинка красива, но только когда соберешь все бусинки вместе, получается вот такое замечательное украшение. Вот так и каждый народ удивительно интересен по своему, но когда все народы живут дружно в одной стране, страна от этого становится богаче и сильнее. Потому что в дружбе наша сила. Не простые у нас бусы! Они- символ дружбы.
5. -Любимым национальным музыкальным инструментом башкир был курай, послушайте стихотворение о нём:
Когда я слушаю курай,
То радость льется через край
Неприхотлив и невелик
Курая песенный родник.
Тростинку срежу я в лесу
Домой с собою унесу
И только дуну в свежий срез.
Как зашуршит уральский лес
И зажурчит наверняка
В ней мелодичная река
Держу курай, в родном краю
И песни звонкие пою. ( звучит мелодия курая)
— Наша республика — одна большая семья, в которой дети разных национальностей: у нас есть русские, татары, башкиры, чуваши, марийцы…
Вот как писал об этом Мустай Карим:
Башкортостан! О дивный, чудный край!
Твоим орлам покорны все высоты.
Чарует слух мелодией курай,
Ласкает взор лесов и гор красоты.
Жемчужиной России ты слывешь,
И эта слава разнеслась по свету.
Ты по законам совести живешь,
И чтишь ты предков давние заветы.
А самый главный был завет таков:
С Россией жить в согласии и дружбе,
И защищать границы от врагов,
Джигитов храбрых отправлять на службу…
Так процветай, Отечество мое,
В семье единой дружеских народов.
Не меркнет пусть величие твое
Средь ярких звезд на мирном небосводе.
— Башкиры — гостеприимный народ. Они любят сами ходить в гости и принимать гостей у себя в юрте..
— Как хозяйка , я хочу угостить вас самым настоящим башкирским блюдом, которое называется баурсак. Башкиры говорят, что готовить его надо с чистой душой и добрыми помыслами, а иначе он не получится таким пышным. Попробуйте мой баурсак., и пусть ваши помыслы будут чистыми, а сердце открытым. ( под звуки курая).
Рефлексия: Дети образуют большой круг. Берутся за руки, идут в хороводе:
Нет для дружбы расстояний,
Для сердец преграды нет.
За руки возьмёмся, встанем в круг,
Каждый человек человеку- друг.
За руки возьмёмся, пусть пойдёт
По земле огромный хоровод.
Автор: Борисенко Ольга Юрьевна
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МДОАУ детский сад с. Октябрьское
Месторасположение: Республика Башкортостан, Стерлитамакский район, с. Октябрьское, ул. Весенняя 16а
Дата изменения: 28.01.2015
Дата публикации: 28.01.2015