Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Знакомство с органами дыхания»

 

Название: Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Знакомство с органами дыхания»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД , развитие речи , Подготовительная к школе группа
Автор: Шмидт Валентина Яковлевна
Должность: воспитатель
Место работы: Детский сад «Сказка» г.Нефтегорска
Месторасположение: г. Нефтегорск

 

Непосредственно-образовательная деятельность «Знакомство с органами дыхания» для детей подготовительной к школе группе.

 

Задачи:

  1. Способствовать формированию у детей представлений о строении и функциях носа;
  2. Продолжать знакомить с правилами профилактики заболеваний органов дыхания;
  3. Помогать овладению навыками дыхательной гимнастики;
  4. Развивать обонятельное восприятие;
  5. Обучать вести диалог по проблеме, четко формулировать мысли, слушать и понимать речь других, адекватно реагировать на высказывания;
  6. Формировать целостное отношение к своему здоровью.

Оборудование: мультимедийный проектор, пластиковые стаканчики с пахучими веществами (по количеству детей), лист формата А3 и картинки для изготовления памятки, квадратный лист бумаги, клей, салфетки, клеенки, круги красного, черного и зеленого цвета (по количеству детей).

Логика образовательной деятельности:

На экране появляется изображение Микки-Мауса.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, к нам пришел мультипликационный герой. Вы его узнали? Как его зовут?

Дети. Микки-Маус.

Воспитатель. Недавно с Микки-Маусом произошла неприятная история. Послушайте ее. Микки-Маус никогда не пользовался носовым платком, вытирался рукавом, ходил без шапки, любил подраться и часто получал по носу. У мышонка всегда был распухший и красный. Обиделся нос на Микки-Мауса и убежал от него в лес. А что же мышонок? Он решил обойтись без носа. Ребята, как вы думаете, правильное ли решение принял наш герой, можно ли прожить без носа?

Дети отвечают.

Воспитатель. Организм устроен так, что отсутствие или заболевание одного органа сразу отражается на работе других. Давайте поговорим о носе и расскажем Микки-Маусу о том, как он важен для нас и почему его называют «чудо-нос».

Я задам вам всем вопрос:

Для чего нам нужен нос?

Дети отвечают.

Воспитатель. Да, вы совершенно правы. А почему нужно дышать носом, ведь можно это делать и ртом? Ребята, Микки-Маус говорит, что он

слышал, как нос называют «сторожем». От чего нос охраняет наш организм?

Дети высказывают разные предположения.

Воспитатель. Он защищает наши легкие от пыли. В носу есть волоски. Вы сами их можете увидеть, если рассмотреть свой нос в зеркальце. (Раздает детям зеркала.) Когда человек вдыхает воздух через нос, на волосках оседают все пылинки, и в легкие попадает уже чистый воздух. Нос охраняет нас и от болезнетворных микробов. Его внутренние стенки покрыты липкой жидкостью — слизью. К ней и прилипают микробы, которые пытаются проникнуть в наш организм вместе с воздухом. Когда слизи с налипшими на нее микробами и пылью становится много, мы чихаем, и наш нос очищается. А еще нос называют «печкой». От чего там жарко?

Дети высказывают разные предположения. На экран проецируется схема «Строение носа».

Воспитатель. Внутри стенок носа есть маленькие сосудики, по ним течет горячая кровь. Воздух проходя через нос, согревается. А что произойдет, если в морозный день дышать ртом?

Дети. Можно заболеть, простудиться.

Воспитатель. Что нужно делать, чтобы наш нос хорошо дышал?

Дети отвечают.

Воспитатель. Да, чтобы нос хорошо дышал, его необходимо очищать с помощью носового платка или промывания. А еще нужно делать дыхательную гимнастику. Хотите научиться правильно ее выполнять?

Проводится дыхательная гимнастика.

  • Закрыть одну ноздрю пальцем, дышать через другую. Поменять ноздрю. (4-5 раз)
  • Попеременно нажимать пальцами то на одну ноздрю, то на другую и произносить звук «м».

Такие несложные упражнения вы можете делать и дома вместе с родителями. А теперь зажмите носик и повторите «НИ-на», «ма-ма». Что случилось? Значит, для чего нам еще нужен нос?

Дети отвечают.

Воспитатель. Да, нос помогает нам красиво разговаривать. Вот, оказывается, почему про него говорят, что он чудо.

Вы хотите узнать продолжение истории Микки-Мауса? Тогда слушайте. Идет нос по лесу, радуется, дышит свежим воздухом, наслаждается запахами. Но вдруг на него напала простуда. В одно мгновенье нос заложило. У нас и группе тепло и чисто. Давайте пробуем дышать не через нос, а ртом. Зажмите свои носы пальчиками. (Достает очищенный мандарин.) А теперь вдохните носом. Что вы почувствовали? Почему раньше не уловили запах мандарина?

Дети отвечают.

Воспитатель. Наш нос умеет распознавать разные запахи — приятные и не очень. Давайте определим по запаху, что лежит в стаканчиках.

Проводится игра «Узнай по запаху». В пластиковых стаканчиках, закрытых марлей, лежат кора лимона, чеснок, духи, туалетное мыло, укроп, ваниль и т.п. Дети отгадывают, что находится внутри.

Воспитатель. Для того, чтобы почувствовать и определить запах, нужно сделать несколько глубоких вдохов подряд. Мельчайшие частички пахучих веществ при дыхании попадают к нам в нос, и мы распознаем запах. Это называется обонянием. Нос — орган обоняния. Но незнакомые жидкости и вещества надо нюхать осторожно, иначе можно повредить слизистую оболочку и получить ожог. Посмотрите, как это надо делать, чтобы не навредить себе. (Показывает) У кого еще кроме людей есть носы?

Дети. У зверей, птиц, насекомых.

Воспитатель. Нос у человека не такой чувствительный как у животных. Например, кошка, собака, лошадь узнают запах человека задолго до того, как он приблизится. Оленя и кролика выручает острый нюх: почувствовав запах хищника, они успевают убежать и спрятаться. Лучше других животных воспринимают запахи собаки, птицы – очень слабо, а дельфины совсем не различают запахи.

А что же Микки-Маус? Слушайте продолжение истории. Проснувшись, он кинулся искать свой нос. А когда наше его, бедненького, простуженного в лесу, принялся лечить. Ребята, какие способы лечения простуды вы знаете?

Дети отвечают.

Воспитатель. Я Микки-Маусу посоветовала подержать ноги в тазу с горячей водой, в которую можно добавить горчицы, затем вытереться насухо и надеть теплые шерстяные носки. Потом надо выпить теплый чай с медом и малиной или теплое молоко. С помощью моих советов Микки-Маус вылечил свой нос и с той поры стал его беречь, а если простужался, то обязательно лечил насморк.

Ребята посмотрите друг на друга. Одинаковые ли у нас носы? Да, у каждого они разной формы – длинные и короткие, с горбинкой и вздернутые и т. д. Посмотрите, Микки-Маус приглашает нас на полянку. Растут на ней не цветы и ягоды, а необыкновенные носы. Отгадайте, чьи это носы и чем они знамениты.

На экран проецируются носы разных животных.

Дети. Нос слона — хобот. Он им пользуется, как рукой. Нос комара тоже своего рода хобот, им комар протыкает кожу и высасывает кровь. Пеликан использует свой нос-клюв как мешок для хранения рыбы. Нос собаки — самый чуткий. Нос утконоса, очень редкого австралийского животного, похож на клюв утки.

Воспитатель. Наш Микки-Маус расхрабрился и предлагает нам поохотиться на льва. Вы согласны?

Проводится подвижная игра «Мы охотимся на льва».

Пока мы отдыхаем после охоты, я предлагаю вам вспомнить, почему нос называют чудом.

Дети отвечают.

Ребята, у меня в конверте есть картинки, с помощью которых мы изготовим памятку, как надо заботиться о своем чудо-носике.

Дети готовят памятку вместе с воспитателем.

— Пользоваться носовым платком.

— Не засовывать в нос посторонние предметы (пуговицы, мелкие игрушки и т.п.).

— Осторожно нюхать незнакомые жидкости и порошки.

— Делать дыхательную гимнастику.

А Микки-Мауса за поучительный рассказ и приятное общение, думаю, надо отблагодарить. Может, подарить ему носовой платок? Вы согласны со мной? Вот он, уже готов, но наш герой любит вещи яркие, поэтому украсим платок разноцветными горошинами.

Дети занимаются аппликацией. Воспитатель одновременно проводит рефлексию занятия.

Горошину зеленого цвета приклеит тот, кто узнал на нашем занятии что-то интересное и полезное. Красную тот, кто чему-то научился. Черную тот, кто провел время без пользы и ничего нового не узнал. Вот какой яркий платок у нас получился. Я думаю, Микки-Маусу он очень понравится, потому что красивая вещь всегда радует глаз. А вечером расскажем своим друзьям, почему нос называют чудесным.

Список использованной литературы

БальЛ.В., Ветрова В.В. Букварь здоровья. М., 2000

Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье. СПб., 1999.

Картуишна М.Ю. Бьггь здоровыми хотим. М., 2004.

Юранева Л. Г. Если волнует здоровье детей… // Начальная школа 1996. №11.

Дата изменения: 20.07.2016
Дата публикации: 20.07.2016




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *