Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов куклотерапии и музыкотерапии «Культура, обычаи, быт народов живущих в республике Хакасии. Хакасская юрта»

Рябчинская Наталья Борисовна
учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Ёлочка»
город Абакан, Республика Хакасия

Цели и задачи: Познакомить детей с традициями, культурой, обычаями хакасского и русского народа. Прививать детям уважение к обычаям другого народа. Воспитывать дружеские отношения, любовь к родному краю.

Словарная работа: Предки, изба, самовар, кочерга, решето, сушки, улус, снедь, бадан, талган, чурба.

Предварительная работа: Разучивание с детьми пословиц и поговорок хакасского и русского народа, разучивание песенок — частушек русского народа, знакомство с национальными костюмами этих народов.

Форма: Семейный клуб.

Оборудование: Оформление группы, как гостиной со всеми атрибутами. Расстановка мебели по количеству детей и их родителей. Столы накрыты согласно тем или иным традициям приглашённых народов. Костюмы хакасские, русские народные.

Музыкальное оформление: Русские народные мотивы, хакасские народные пения.

Технологии и элементы терапий: социоигровые приёмы, игровая технология, музыкотерапия, сказкотерапия

Тема: «Хакасская юрта».

Цель: обогащение представлений детей о жизни и быте хакасов; воспитание любови к культуре хакасского народа.

Оборудование: Аудиокассета с записью хакасской музыки. Убранство, утварь хакасского народа. Куклы в национальной одежде.

Ход занятия:

Дети с учителем — логопедом входят в уголок украшенный под хакасскую юрту. Посередине юрты имитация очага, возле которого сидят куклы в национальной одежде.

Дети рассматривают убранство: предметы быта, посуду, одежду на куклах и прочие предметы.

Учитель — логопед: Посмотрите, мы в гостях у Тадуки, Ужи и Кир — мамы. Хакасы бабушек называют такими именами. Они нам очень рады и приглашают зайти к ним в гости.

Скажите, как называется это жилище?

Дети: Юрта.

Учитель — логопед: как вы думаете из чего она делалась?

Учитель — логопед рассказывает, что юрты бывали постоянными и переносными. Делались они из войлока или качины. В тайге, если устанавливалась юрта, она накрывалась с верху берестой. Юрты были разборными, потому что хакасы — народ кочевой. Они переселялись с места на место в зависимости от времени года.

Учитель — логопед: Что находится в центре каждой юрты?

Дети: Огонь. На нем они готовили пищу, грелись от холода, обогревали жилище.

Учитель — логопед: Посмотрите, какая посуда использовалась для приготовления пищи?

Дети: Пиалы, котелок …

Учитель — логопед: Я вам сейчас загадаю загадки о посуде и предметах быта, которыми пользовались хакасы. Вы попробуете отгадать.

Загадки:

Стоит толстячок

Подбоченевши бочек,

Шипит и кипит

Всем чай пить велит.

(Самовар)

Черный конь

Скачет в огонь.

( Кочерга)

На стене висит, болтается,

За него всяк хватается.

(Полотенце)

Новая посуда,

А вся в дырах.

(Решето)

Учитель — логопед: Посмотрите на наших хозяек. Скажите, как одевались раньше?

Дети: Женщины — платье, платок, паго. Мужчины — рубаху.

Учитель — логопед: Как украшена их одежда? Посмотрите покрой платья необыкновенный. Платье широкое, а сзади подол платья удлинен, спереди укорочен. Для того, чтобы женщинам хакаскам было удобно по траве ходить, а если нужно сесть, то подстилали подол. Вот, как и сейчас они сидят. Наши хозяйки подстелили подол им тепло и удобно. На груди у них висит украшение. Как оно называется?

Дети: Паго. У каждой женщины свое паго, все они разные. У жителей степей с геометрическим орнаментом, а те, кто жил в подтаежных местах — растительный.

Учитель — логопед: Давайте определим по паго в какой местности живет наша хозяйка?

А теперь хозяйка приглашает нас к очагу. Давайте рассядемся и устроим щилых (хакасские посиделки), отведаем хакасское национальное блюдо — пирог из черемухи.

Играет национальный музыкальный инструмент — чатхан. Дети пьют чай из пиал.

Учитель — логопед благодарит за внимание и просит детей подарить паго хозяйкам — куклам, которые они изготовили своими руками на предыдущем занятии.

Автор: Рябчинская Наталья Борисовна
Должность: учитель-логопед
Место работы: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Ёлочка»
Месторасположение: город Абакан, Республика Хакасия

Дата изменения: 18.03.2015
Дата публикации: 16.03.2015




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *