Еремеева Тамара Владимировна
воспитатель, 1 квал. категория
МБДОУ № 96
РСО- Алания г.Владикавказ
Цель:
— Формирование целостного мировидения в результате экспериментирования.
— Дать представление о камнях.
— Учить осторожно обращаться с незнакомыми веществами.
— Развитие наблюдательности.
— Развитие мыслительных операций: анализ, синтез, классификация, обобщение. Установление причинно-следственной зависимости природных явлений.
— Воспитывать желание интересоваться объектами неживой природы.
— Воспитывать усидчивость, интерес и способность работать в группе.
Материал: набор речных и морских камней, вода, розетки, чайные ложки, йод, мисочки, поролоновая губка, тарелочки, зубочистки, шприц, сода, сок лимона, уксус, воздушные шары, стакан, бутылка, воронка, изолента, фартуки, перчатки (по количеству детей), гуашь, баночки с водой, коробочки, лупа (по количеству детей).
Ход развлечения:
В руках у воспитателя воздушный шар, к нему привязан конверт.
— Кто-то нам прислал письмо, давайте прочитаем. Посмотрите (показать детям белый лист, на котором белой пастелью написаны слова). Что это за странное письмо? Как нам его прочитать? Как невидимое сделать видимым?
— Это, наверное, секретные чернила? У кого какие есть варианты?
— Но нам его надо прочитать. Что же делать? Как нам быть? (Дети высказывают свои предположения).
— Ребята, посмотрите и скажите, что это за интересные предметы лежат на столе? (Йод, мисочки).
— Вы видели йод? Где его применяют? (В медицине). А мы с вами проделаем опыт. Но помним: мы должны быть очень осторожны в процессе опыта!
Опыт № 1. Налить в розетки 4-5 чайных ложек воды, затем добавить ½ ложки йода, размешать. С помощью поролоновой губки слегка смочить бумагу. Йод вступит в реакцию и наша невидимая надпись проявится.
А там загадка:
Весь наукой увлеченный
Ставит опыты… (ученый).
— А кто такие ученые? (Ответы детей).
— Какое сейчас время года? (Лето). Да, лето. Летом многие ученые отправляются в путешествия, чтобы узнать что-то новое.
— А вы хотите стать учеными? Тогда давайте произнесем волшебные слова:
Раз, два, три, четыре, пять
Я хочу ученым стать!
— Но к путешествию нужно подготовиться.
— В древности дорогу путешественникам и морякам указывали звезды. Вы где-нибудь здесь видите звезду? (Нет). И я никакой звезды не вижу. Где же нм ее искать? (Варианты ответов детей). А, может, нам самим ее сделать? Посмотрите на предметы на столе.
Опыт № 2. На столе в нескольких тарелочках разложено по 5 надломленных под прямым углом зубочисток. Сложите зубочистки на тарелочке в виде солнышка, а теперь из шприца капните несколько капель в середину солнышка и наблюдайте.
— Что вы видите? (Постепенно палочки расправляются и образуют звезду). Получилось!
— Кто сделает вывод? (Дерево впитывает воду и палочки не могут оставаться согнутыми, они выпрямляются).
— Что ж, путеводную звезду мы сделали.
— Чего же нам не хватает для путешествия? (Корабля) А из чего строят корабли? Почему они не тонут? Какие предметы тонут в воде? (Ответы детей). Очень важно, чтобы внутри предмета, например корабля, было много воздуха. Воздух помогает кораблю держаться на воде.
— Давайте построим корабль. (Дети строят корабль из стульев).
— А чтобы не случилось столкновение с другим кораблем, и наш корабль был виден издалека, давайте украсим его шариками.
— Подскажите как можно надуть шарик? Но мы же с вами — ученые, мы можем надуть шарик научным методом!
Опыт № 3. Для проведения этого опыта понадобятся: 1 ч. Ложка соды, сок лимона, 3 ст. ложки уксуса, воздушный шарик, стакан, бутылка, воронка.
— Обратите внимание на колбочки: они обозначены красным цветом. О чем это говорит? (Опасно).
— Верно. Опасно. Для этого опыта нам нужны помощники — взрослые.
Итак:
1. Наливаем в бутылку воду и растворяем в ней соду (белое вещество).
2. В отдельной посуде смешиваем сок лимона и уксус и выливаем в бутылку через воронку.
3. Быстро надеваем шарик на горлышко бутылки и закрепляем изолентой.
— Посмотрите, что происходит: сода и лимонный сок, смешанный с уксусом, вступают в реакцию. И что выделяется? (Газ). Этот газ и надувает шарик.
— Опознавательные знаки готовы, можно отплывать.
(Звучит музыка Ю. Антонова «Море-море»).
— Настроение прекрасное, и не хочется скучать. Пока наш корабль плывет, предлагаю вам поиграть.
ИГРА «ДА-НЕТ»
— Помним правило: отвечать коротко, одним словом. Каждый, кто правильно ответит — получает фишку.
— Вы все любите мыльные пузыри? (Да).
— Мыльный пузырь похож на апельсин? (Да).
— А он похож на мандарин? (Да).
— А на рыбку там в пруду?(Нет).
— Пузырь похож на шар земной? (Да).
— А на мячик надувной? (Да).
— Он похож на телефон? (Нет).
— На большой магнитофон? (Нет).
— Круглый он, как солнце в небе? (Да).
— И как колесо на велосипеде? (Да).
— А еще похож на дом? (Нет).
— А на белый снежный ком? (Да).
— В школу нужно брать игрушки? (Нет).
— А теперь давайте посчитаем у кого из вас сколько фишек.
— Пока мы играли, наш корабль приплыл в назначенное место.
ФИЗМИНУТКА
По дорожке мы пошли,
Много камешков нашли,
Присели, собрали, дальше пошли.
Вот направо мы пошли,
Серых камешков нашли.
Присели, собрали, дальше пошли.
Вот налево мы пошли,
Пестрых камешков нашли.
Присели, собрали, дальше пошли.
По тропинке мы пошли,
Белых камешков нашли.
В корзинку собрали, с собой принесли.
Подвести детей к столу, где лежат камешки.
— Возьмите камешки в руки. Какие они на ощупь? (Гладкие). Почему они такие? (Такими гладкими их сделали морские волны. В морской воде камни бьются друг об друга, волны обтачивают их края, и они становятся гладкими, без острых углов).
— Определите, каких геометрических форм у вас камешки.
— А теперь возьмите другие камешки. Что можно о них сказать? Какие они? (Шероховатые, неровные, с острыми углами). Возьмите лупы и внимательно их рассмотрите. Что вы видите? Какие это камни? (Речные).
— Где можно увидеть камни? (Ответы детей).
— Верно, в реке, в море, на дороге, в океане.
— Вспомните художественное произведение, где камни сыграли важную роль. («Умная галка»).
— А давайте проверим, действительно ли это так?
Опыт № 4. Нам понадобятся стаканы с водой, воды в них немного. Кидаем камешки в стакан и смотрим, что происходит с водой.
— Что вы видите? (Вода поднимается).
— Почему вода поднялась? (Ее вытеснили камешки).
— Ребята, а вы знаете, что камешками можно еще и рисовать? Получаются удивительные картины. Предлагаю вам попробовать порисовать камешками.
— Надеваем фартуки, перчатки и садимся за стол.
— . Берем камешки, раскрашиваем их разными цветами и кладем в коробочку. Очень важно камешки красить быстро, чтобы они не успели высохнуть. Теперь, когда вы положили камешки в коробочку, снимите перчатки и возьмите коробочку за края. Наклоняйте коробочку в разные стороны, чтобы камешки перекатывались. (Дети выполняют).
По завершению работы, рассматриваем рисунки.
— Видите, какие красивые картинки у вас получились. Когда они высохнут, их можно будет подарить маме.
— Что ж, наше путешествие подошло к концу. Садимся на корабль и отправляемся в обратный путь. Наша звезда укажет нам дорогу.
ИТОГ:
— Кем мы сегодня были?
— Что больше всего вас удивило?
— Что больше всего понравилось?
На прощанье предлагаю выучить девиз ученых:
То, что я слышал, я не забыл.
То, что я видел, я помню.
То, что я сделал, я знаю.
— Молодцы!
Автор: Еремеева Тамара Владимировна
Должность: воспитатель, 1 квал. категория
Место работы: МБДОУ № 96
Месторасположение: РСО- Алания г.Владикавказ
Дата изменения: 14.10.2014
Дата публикации: 14.10.2014