Конспект урока по технологии в 9 классе «Обрезка плодовых деревьев»

Тема. Обрезка плодовых деревьев.

Цель: научить приемам обрезки плодовых деревьев.

Задачи:

  1. Образовательные — освоить способы обрезки кустарника, закрепить правила ухода за кустарниками. Сформировать навыки работы с секатором.
  2. Развивающие — коррекция внимания, развитие логического мышления на основе дидактических игр, развитие мелкой моторики рук при работе с секатором.
  3. Воспитательные — воспитывать мотивацию к учению, трудолюбие, аккуратность.

Оборудование:

  • карточки с изображением кустарников;
  • индивидуально технологические карты;
  • секатор;
  • словарные карточки.

Тип урока: Комбинированный.

Форма организации учебной деятельности обучающихся, на уроке:

  • фронтальная;
  • индивидуальная.

Методы обучения:

  • наглядно-демонстрационный;
  • объяснительно=иллюстративный.

Результат урока: Знать способы обрезки плодовых деревьев.

Конспект урока по технологии в 9 классе «Обрезка плодовых деревьев»

Конспект урока технологии (сельскохозяйственного труда) в 9 классе
Тема: Обрезка плодовых деревьев

Ход урока

1. Орг. момент

Положительный настрой на работу, проверка готовности рабочего места и классной комнаты.

2. Актуализация опорных знаний

  1. Что такое плодовое дерево?
  2. Какие плодовые деревья вы знаете?
  3. Вспомним строение плодового дерева, назовите надземную и подземную часть.
  4. Как нужно ухаживать за плодовым деревом? (окапывание, полив, удаление сорняков, подкормка).

3. Сообщение темы и цели урока

Кроме того, что вы назвали по уходу за кустами и деревьями, я хочу добавить еще одно действие- это обрезка.

4. Новая тема

Навыки, которые вы приобретёте при выполнении практической работы, пригодятся в дальнейшем, если вы выберите профессию цветовода, а так же пригодятся в жизни для ведения домашнего хозяйства.

Систематическая обрезка деревьев и кустарников является одним из важных приемов ухода. Она производится в течение всей жизни древесных растений.

1. Обрезку проводят тогда, когда деревья находятся в состоянии покоя. В северных районах это делают ранней весной, до набухания почек. Во время набухания почек обрезку прекращают. В более южных районах обрезку проводят осенью или зимой.

2. За кроной плодовых деревьев нужно ухаживать. В противном случае крона загущается, ветви быстро нарастают, плохо утолщаются и отвисают. Это приводит к тому, что внутренняя часть кроны оголяется, ветви часто ломаются, не выдерживая тяжести плодов, урожаи снижаются.

Значит, обрезку предпринимают в трех случаях:

  • если хотят омолодить растение;
  • если хотят сформировать растение;
  • санитарная обрезка.

Обрезка в молодом возрасте направлена в основном на создание кроны, позднее — на ее сохранение и поддержание, в старом — на омоложение растения. Сильная обрезка ветвей дерева, в некоторых случаях на 2/3, вызывает активный рост побегов.

3. Есть несколько способов обрезки ветвей: обрезка на почку, обрезка на боковую ветвь: обрезка на кольцо (прореживание)

4. Этот способ называется обрезка на почку. (На слайде представлена обрезка на почку). При укорачивании удаляют верхнюю часть ветви. В зависимости от состояния и возраста дерева ветви укорачивают на ½ -1/4 длины. Чем больше укорочена ветвь, тем больше образуется на ней боковых побегов. Укороченная ветвь утолщается, становится прочной и не ломается под тяжестью плодов. При укорачивании срез делают непосредственно над почкой. Срезая ветвь на почку, нужно, чтобы верхняя часть среза находилась на уровне или на 2 мм выше уровня вершины почки, а нижняя на уровне ее основания. Если нижняя часть среза будет находиться ниже основания почки, а верхняя – ниже ее вершины, то почка подсохнет. Нельзя обрезать ветвь и выше почки, т.е. оставлять пенек, в этом случае побег, который вырастает из этой почки, может значительно отклониться в сторону от направления роста ветви.

Значит, срез должен быть сделан на несколько миллиметров выше почки и идти от нее в сторону, слегка наискось.

5. При обрезке ветви плодовых деревьев удаляются полностью, этот способ называется – прореживание. Правильное прореживание – удаление ветви у основания, в месте прироста к стволу плодового дерева или более толстой ветви. Этот способ обрезки считается самым безболезненным и легко переносимым для фруктового дерева, оставленная корьевая складка затянет место среза, со временем нельзя будет даже определить, что там когда-то была ветвь. У садоводов есть для подобного случая специальный термин – удаление или обрезка «на кольцо», неважно однолетние побеги удаляются или многолетние ветви.

6. С помощью чего обрезают деревья? (с помощью инструментов)

Давайте рассмотрим, какие инструменты нужны для обрезки плодовых деревьев:

  1. Складная ножовка.
  2. Секатор для обрезки веток на длинных рукоятках.
  3. Ножовка для обрезки старых, от плодоносивших, больных и поврежденных ветвей.
  4. Секатор, или садовые ножницы.
  5. Ножовка с зажимной рукояткой.
  6. Секатор-сучкорез.
  7. Кривой садовый нож.

7. Секатор — основной инструмент обрезки. Пилы и ножовки используют для удаления целых стволов и крупных сучьев, особенно сухих. Полностью удаляют слаборазвитые, поврежденные, искривленные и неудачно расположенные ветки. Старые кусты можно омолаживать обрезкой «на пень».

Все инструменты должны быть остро заточенными.

8. Физминутка.

5. Закрепление

1. Название и показ на карточках правильной и неправильной обрезки.

2. ЗАДАНИЕ: ОПРЕДЕЛИТЬ способ обрезки по описанию.

  1. Удаление верхней части ветви. (Укорачивание)
  2. Удаление всей ветви у основания. (Прореживание ветвей)

3.

  1. Какие плодовые деревья растут в школьном саду?
  2. Надо ли ухаживать за садом, чтобы получить хороший урожай?
  3. В чем заключается уход за садом?

4. Просмотр видеоматериала.

6. Подведение итогов

  1. Что нового я узнал?
  2. Где мне это пригодится?
  3. Комментарии, объявление оценок за работу. (Учащиеся слушают комментарии учителя, задают интересующие вопросы).

7. Практическая работа

Выполнить обрезку ветви секатором

Требования безопасности при работе с секатором.

  1. Необходимо проверить исправность работы секатора, наличие стопорного кольца или защёлки, правильность заточки секатора. Работу можно производить только острым секатором.
  2. Работать с секатором можно только при наличии рукавиц и фартука.
  3. При вырезке поросли рекомендуется левой рукой держаться за верхнюю часть побегов, а правой – производить срезку. Линия среза должна находиться как можно ближе к земле.
  4. Нельзя держать вырезаемый побег непосредственно у линии среза, т.к. это может привести к травме рук.

Запрещается:

  1. вырезаемые ветки разбрасывать по участку непосредственно на рабочем месте, их следует складывать в аккуратные пучки;
  2. размахивать или отбрасывать срезаемые ветки в сторону, т.к. это может привести к травмам работающих рядом рабочих;
  3. при обрезке корней деревьев держите их в левой руке непосредственно над корневой шейкой, а правой производите срезку;
  4. работать необходимо внимательно, т.к. секатором можно нанести себе травму рук;
  5. при любых перерывах в работе секатор должен быть закрыт и положен в инструментальную сумку. Не бросайте секатор на землю, т.к. это может привести к травме ног.

Выполнение работы учащихся под контролем учителя.

8. Анализ и оценка работы учащихся на уроке

9. Д/З стр. 73, ответить на вопросы

Дополнительный материал:

ПОСЛОВИЦЫ

У хорошего садовода — хороший сад.
Не сади дерева корнем к верху.
Каков уход, таков и плод.

Используемая литература:

  1. «Сельскохозяйственный труд» автора Е.А. Ковалевой (Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сборник 2. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 240с.)
  2. Сельскохозяйственный труд: учеб. Для 8 Кл.спец (коррекц.) образоват. Учреждений VIIII вида/ Е.А.Ковалева.—М.: Просвещение, 2007.

Скачать — Конспект урока по технологии в 9 классе «Обрезка плодовых деревьев»

Автор: Ахметзянова Рушания Мунировна
Должность: учитель технологии, олигофренопедагог
Место работы: ГБОУ «Нижнетабынская школа-интернат для детей с ОВЗ» Муслюмовского района
Месторасположение: Республика Татарстан, Муслюмовский р-н, село Нижний Табын

Дата изменения: 21.03.2019
Дата публикации: 21.03.2019




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *