Технология 5 класс. План – конспект урока по технологии «Материаловедение».
Тема урока: «Путешествие в мир тканей».
Цели урока:
Образовательная:
- систематизировать и дополнить знания, полученные учащимися в начальных классах о тканях и их изготовлении;
- сформировать представления о ткани как о двух системах нитей;
- научить определять направление нитей основы и утка, лицевую и изнаночную стороны.
Воспитательная:
- нравственное воспитание девочек;
- ориентировать детей на традиционные духовные ценности;
- воспитание уважения к труду старших поколений;
- приобщение к народной культуре;
- обучение традиционному рукоделию («кукла – скрутка»).
Развивающая:
- развитие основных мыслительных операций, внимания, памяти;
- развитие навыков аккуратности.
Межпредметные связи:
- история: «Первые волокна», «Старинная прялка»;
- химия: «Классификация волокон», «Отделка волокон»;
- литература: «Сказки»;
- география: «Родина растительных волокон»;
- биология: «Растительные волокна».
Наглядные пособия:
- слайды «Прялки», «Пряхи». «Хлопок», «Лён»;
- ткацкий станок (игрушечный);
- волокна: вата, пакля, джут;
- пряжа, нити из тканей.
Образцы тканей:
- полотняное переплетение;
- лицевая и изнаночная стороны;
- ткани с кромкой;
- ткани по способу окраски;
- виды рисунка на ткани.
Тип урока: нетрадиционный (путешествие).
Методы обучения: беседа, сообщение, исследование, практическая работа.
В результате работы на этом уроке учащиеся приобретают:
Знания:
- Виды растительных волокон.
- Понятия о прядении, ткачестве и отделке тканей.
- Знать и называть растительные волокна.
- Свойства нитей основы.
- Знать способы окраски ткани.
- Виды рисунков на тканях.
- Свойства лицевой и изнаночной сторон ткани.
- Полотняное переплетение.
- Куклы – обереги — один из видов традиционных народных промыслов.
- Знать ручные швы (вперёд иголку).
- Знать правила безопасной работы.
Умения:
- Находить среди образцов ткани с полотняным переплетением нитей.
- Определять кромку.
- Определять лицевую и изнаночную стороны ткани.
- Различать ткани по способу окраски.
- Определять направление нитей основы.
- Выполнять шов «вперёд иголку».
- Подбирать ткань для изготовления тряпичной куклы.
- Изготавливать куклу – скрутку (закрутку).
Навыки:
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для изготовления изделий из текстильных и поделочных материалов с использованием имеющихся инструментов и приспособлений.
Ход урока
I. Организационный момент: приветствие учащихся, проверка присутствующих, готовности учащихся к уроку.
II. Актуализация знаний.
(С использованием ролевых игр, блиц опроса)
У нас на уроке присутствуют два корреспондента нашей школьной газеты «Мир тканей», которые подготовили репортаж «Истории из бабушкиного сундучка» и оформили его в виде буклета, используя программу Publisher. Давайте посмотрим и послушаем их.
Блиц-опрос:
1. Закончите предложения:
- Хлопок и лен относятся к волокнам (растительного происхождения).
- К волокнам животного происхождения относятся (шерсть и шелк).
2. Составьте последовательную цепочку изготовления ткани:
Растение – волокно – пряжа – ткань.
3. Вставьте пропущенные слова.
- Самое тонкое волокно (шелк).
- Самое гладкое волокно (лен).
- Самое короткое волокно (хлопок).
- Самое пушистое волокно (шерсть).
4. Значительной гигроскопичностью обладают (все ткани из натуральных волокон).
5. Большой пылеемкостью обладают (шерстяные ткани).
6. Лучше других драпируются (шелковые ткани).
С помощью интерактивного теста подводим итоги по закреплению ранее изученного материала. В заключении демонстрируется таблица «Классификация натуральных волокон».
Вопросы для актуализации знаний:
- Что необходимо человеку для комфортной жизнедеятельности?
- Без чего не может обойтись человек нашего общества?
- От чего зависит выбранная нами одежд
- Делаем выводы: что нам необходимо, какие знания требуются для того, чтобы красиво и гармонично одеваться? (Чтобы сшить любое изделие, необходимо правильно выбрать ткань, узнать её свойства, поэтому прежде, чем приступить к изготовлению швейного изделия, необходимо изучить основы материаловедения).
III. Подготовка к усвоению новых знаний.
Сегодня обобщающее занятие по теме «Материаловедение». Тема эта важна для предмета «Технология». Об этом свидетельствует и представленная выставка ваших работ (салфетки, картины, выполненные в технике вышивки крестом и простыми швами).
Урок будет проходить несколько необычно. Я предлагаю вам совершить путешествие в мир тканей и не просто путешествие, а научно – исследовательскую экспедицию с целью изучения происхождения и свойств тканей.
Для путешествия нам необходимо распределить обязанности.
Руководителем экспедиции буду я, а вы – моими коллегами – «научными сотрудниками». Разделим научных сотрудников на 3 группы – «творческие лаборатории», т. к. у нас 3 темы исследования:
- ткани растительного происхождения — хлопчатобумажные;
- ткани растительного происхождения – льняные;
- ткани растительного происхождения — олотняного переплетения…
Читать статью полностью (скачать)
Автор: Курбатова Елена Александровна
Должность: учитель технологии
Место работы: МКОУ СОШ
Месторасположение: с. Тополево, Хабаровского района Хабаровского края
Дата изменения: 20.04.2016
Дата публикации: 20.04.2016