Конспект урока по технологии в 5 классе «Материаловедение. Путешествие в мир тканей»

Технология 5 класс. План – конспект урока по технологии «Материаловедение».

Тема урока: «Путешествие в мир тканей».

Цели урока:

Образовательная:

  • систематизировать и дополнить знания, полученные учащимися в начальных классах о тканях и их изготовлении;
  • сформировать представления о ткани как о двух системах нитей;
  • научить определять направление нитей основы и утка, лицевую и изнаночную стороны.

Воспитательная:

  • нравственное воспитание девочек;
  • ориентировать детей на традиционные духовные ценности;
  • воспитание уважения к труду старших поколений;
  • приобщение к народной культуре;
  • обучение традиционному рукоделию («кукла – скрутка»).

Развивающая:

  • развитие основных мыслительных операций, внимания, памяти;
  • развитие навыков аккуратности.

Межпредметные связи:

  • история: «Первые волокна», «Старинная прялка»;
  • химия: «Классификация волокон», «Отделка волокон»;
  • литература: «Сказки»;
  • география: «Родина растительных волокон»;
  • биология: «Растительные волокна».

Наглядные пособия:

  • слайды «Прялки», «Пряхи». «Хлопок», «Лён»;
  • ткацкий станок (игрушечный);
  • волокна: вата, пакля, джут;
  • пряжа, нити из тканей.

Образцы тканей:

  • полотняное переплетение;
  • лицевая и изнаночная стороны;
  • ткани с кромкой;
  • ткани по способу окраски;
  • виды рисунка на ткани.

Тип урока: нетрадиционный (путешествие).

Методы обучения: беседа, сообщение, исследование, практическая работа.

В результате работы на этом уроке учащиеся приобретают:

Знания:

  1. Виды растительных волокон.
  2. Понятия о прядении, ткачестве и отделке тканей.
  3. Знать и называть растительные волокна.
  4. Свойства нитей основы.
  5. Знать способы окраски ткани.
  6. Виды рисунков на тканях.
  7. Свойства лицевой и изнаночной сторон ткани.
  8. Полотняное переплетение.
  9. Куклы – обереги — один из видов традиционных народных промыслов.
  10. Знать ручные швы (вперёд иголку).
  11. Знать правила безопасной работы.

Умения:

  1. Находить среди образцов ткани с полотняным переплетением нитей.
  2. Определять кромку.
  3. Определять лицевую и изнаночную стороны ткани.
  4. Различать ткани по способу окраски.
  5. Определять направление нитей основы.
  6. Выполнять шов «вперёд иголку».
  7. Подбирать ткань для изготовления тряпичной куклы.
  8. Изготавливать куклу – скрутку (закрутку).

Навыки:

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для изготовления изделий из текстильных и поделочных материалов с использованием имеющихся инструментов и приспособлений.

Ход урока


I. Организационный момент: приветствие учащихся, проверка присутствующих, готовности учащихся к уроку.

II. Актуализация знаний.

(С использованием ролевых игр, блиц опроса)
У нас на уроке присутствуют два корреспондента нашей школьной газеты «Мир тканей», которые подготовили репортаж «Истории из бабушкиного сундучка» и оформили его в виде буклета, используя программу Publisher. Давайте посмотрим и послушаем их.

Блиц-опрос:

1. Закончите предложения:

  • Хлопок и лен относятся к волокнам (растительного происхождения).
  • К волокнам животного происхождения относятся (шерсть и шелк).

2. Составьте последовательную цепочку изготовления ткани:

Растение – волокно – пряжа – ткань.

3. Вставьте пропущенные слова.

  1. Самое тонкое волокно (шелк).
  2. Самое гладкое волокно (лен).
  3. Самое короткое волокно (хлопок).
  4. Самое пушистое волокно (шерсть).

4. Значительной гигроскопичностью обладают (все ткани из натуральных волокон).

5. Большой пылеемкостью обладают (шерстяные ткани).

6. Лучше других драпируются (шелковые ткани).

С помощью интерактивного теста подводим итоги по закреплению ранее изученного материала. В заключении демонстрируется таблица «Классификация натуральных волокон».

Вопросы для актуализации знаний:

  1. Что необходимо человеку для комфортной жизнедеятельности?
  2. Без чего не может обойтись человек нашего общества?
  3. От чего зависит выбранная нами одежд
  4. Делаем выводы: что нам необходимо, какие знания требуются для того, чтобы красиво и гармонично одеваться? (Чтобы сшить любое изделие, необходимо правильно выбрать ткань, узнать её свойства, поэтому прежде, чем приступить к изготовлению швейного изделия, необходимо изучить основы материаловедения).

III. Подготовка к усвоению новых знаний.

Сегодня обобщающее занятие по теме «Материаловедение». Тема эта важна для предмета «Технология». Об этом свидетельствует и представленная выставка ваших работ (салфетки, картины, выполненные в технике вышивки крестом и простыми швами).

Урок будет проходить несколько необычно. Я предлагаю вам совершить путешествие в мир тканей и не просто путешествие, а научно – исследовательскую экспедицию с целью изучения происхождения и свойств тканей.

Для путешествия нам необходимо распределить обязанности.

Руководителем экспедиции буду я, а вы – моими коллегами – «научными сотрудниками». Разделим научных сотрудников на 3 группы – «творческие лаборатории», т. к. у нас 3 темы исследования:

  • ткани растительного происхождения — хлопчатобумажные;
  • ткани растительного происхождения – льняные;
  • ткани растительного происхождения — олотняного переплетения…

Читать статью полностью (скачать)

Автор: Курбатова Елена Александровна
Должность: учитель технологии
Место работы: МКОУ СОШ
Месторасположение: с. Тополево, Хабаровского района Хабаровского края

Дата изменения: 20.04.2016
Дата публикации: 20.04.2016




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *