Конспект урока-путешествия ко Дню Космонавтики

Артеева Екатерина Яковлевна
учитель начальных классов
ГОШИ Гимназия искусств при Главе Республики Коми имени Ю.А. Спиридонова
Республика Коми, г.Сыктывкар, ул Печорская д.28

Класс: 3
Оборудование для учителя: аудиозапись, фотографии Ю.А. Гагарина, В.Н.Терешковой, карта путешествия, ракета, изображения марсиан, дерево успеха, зашифрованная телеграмма.
Оборудование для учащихся: лист, сигнальные карточки, листочки успеха,
Оформление доски:
Фото
Ю. А. Гагарина
В. Н. Терешковой
Тема мероприятия
Маршрут путешествия
ракета
Дерево успеха.
Предварительная работа: на уроке труда изготовление ракеты по шаблонам, проводилась вводная беседа по теме космонавтики, проводился поиск материала о летчиках космонавтах детьми.
Каждый ребенок участник игры, член экипажа, каждый сидит за партой.
Ход урока-путешествия:
— Здравствуйте ребята, я очень рада вас видеть! Обратите внимание, сегодня у нас гости. Улыбнитесь им, и они вам ответят тем же. Скажите, какое у вас сегодня настроение?
— Понятно, надеюсь, к концу занятия у нас у всех оно поднимется!
— Какой сегодня у нас праздник? (День космонавтики)
— Правильно! Ребята, нам поступило сообщение:
(включается фонограмма)
— Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза! Московское время — 10 часов 2 мин. Передаем сообщение ТАСС о первом в мире полете человека в космическое пространство.
12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту. Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника «Восток» является гражданин Советского Союза, летчик Гагарин Юрий Алексеевич.
— Если спросишь у космонавтов, с чего у них начиналась дорога в космос, мы непременно услышим ответ: «С мечты».
— Ребята, а вы бы хотели побывать в космосе? (да)
— Если в космос мы хотим,
Значит скоро полетим!
Самым дружным будет наш,
Наш веселый экипаж!
(включается фонограмма)
— Внимание! Внимание! Говорит центр управления. Мы находимся с вами в районе стартовой площадки космодрома «Дружба». Сюда прибыли первые пассажиры.
— Сегодня наш отряд юных космонавтов отправится в путешествие, наш путь лежит к Марсу.
— Отряд наш состоит из 25 человек, я буду вашим командиром, а вы, моими помощниками.
— Ребята, скажите, а какими качествами должен обладать космонавт?
— Он должен ступенька за ступенькой проходить все испытания, потому как без одной не будет и другой. Космонавт должен уметь выполнять самую разнообразную работу: быть штурманом, врачом, инженером, рабочим, фотографом, журналистом.
— Ребята, наш путь будет удачным, если мы будем друг —другу помогать. И не забывать, что слово командира, это приказ. Если не выполнять его, то не будешь допущен к полету. Но я надеюсь, что у нас с вами такого не случится.
— Ребята, у нас есть экипаж, а на чем мы полетим в космос? (на ракете)
— Ждет нас быстрая ракета
Для полета на планету.
Отправляемся на Марс
Звезды, в гости ждите нас.
— Ребята, перед полетом мы должны решить, что возьмем с собой.
(еду в тюбиках, тубах, консервных банках, фотографии, то, что напоминало бы ему о доме. Ребята, тут и пылесос нужен, тут не допустимы пыль и грязь, мусор собирается в мешки и через люк выбрасывается наружу.)
— В невесомости кровать не нужна, уснуть можно в любом положении, а когда лежаться спать, то привязывают спальные мешки и одежду.
— А вы знаете, что космонавты брали с собой простые карандаши, чтобы делать записи. Недостаток их заключался в том, что в случаем поломки, мелкие детали карандаша могли причинить вред космонавтам.
Известно, что во второй половине 1960-х годов изобретатель Пол Фишер сконструировал ручку, способную писать в любых условиях, впоследствии такие ручки закупались советскими космическими агентствами.
— Космонавты Ляхов и Рюмин тайно пронесли в карманах скафандров на орбиту огурец и апельсин. И в первом репортаже показали этот огурец, якобы выросший в станционной оранжерее, хотя до этого растение даже завязи не давало. Потом космонавты признались в шутке, показав и апельсин.
— Итак, у нас есть ракета, мы взяли с собой все необходимое, можем отправится в путь.
— Ребята, чтобы переместиться нужно встанем из-за своих парт. И повторять за мной движения! (звучит музыка группы Земляне — «Трава у дома»)
(Ноги на ширине плеч, руки в сторону, руки на пояс, руки поднять над головой и потянутся к звездам.)
— Вот мы и прилетели. И первым мы встречаем, спутник Земли. Как он называется? (Луну)
— Верно, Луна — спутник Земли. Это тоже планета, но очень маленькая. Она не может двигаться самостоятельно и как бы «привязана» к Земле: Здесь мы побываем с вами в «Музее космонавтики» на Луне.
(дети читают доклад о летчиках-космонавтах )
— Спасибо ребята за такие интересные сообщения, вы молодцы!
— А теперь мы отправляемся дальше. Встаем, и повторяем за мной движения, нам же надо полететь! (музыка группы Земляне — «Трава у дома»)
— Итак, мы прилетели к спутнику Марса — а какому, вы узнаете, отгадав кроссворд. Экипаж, внимательно меня слушает, и отвечает на мои вопросы. Если вы знаете ответ, то поднимаете восклицательный знак, если нет, вопросительный. Договорились?
кеДр
тЕрешкова
зимоЙ
Марс
циОлковский
аСтрономия
1.Ю. Гагарин поддерживал непрерывную радиосвязь с Центром управления полетами. Какой позывной был у космонавта? Почему? (Кедр)
— «Кедр», потому как позывной должен был обладать тремя особенностями: быть существительным единственного числа, склоняться и быть удобным для произношения и не иметь отрицательных коннотаций у зарубежных коллег, а также относится больше к растительному миру, нежели к животному.
1. Назовите первую женщину космонавта нашей страны? (Валентина Николаевна Терешкова) — показать её фото
2. В какое время года Земля бывает ближе к солнцу? (зимой)
3. Какую планету называют красной из-за цвета её пустынь? (Марс)
4. Кто из ученых нашей страны является основоположником космонавтики? (К. Э. Циолковский)
5. Какая наука изучает небесные тела: звезды, планеты, кометы, метеориты? (Астрономия)
— Кто прочитает, на какой спутник, мы с вами прилетели? (Деймос)
— Верно, Деймос. В греческой мифологии это — один из сыновей Марса и Венеры; «деймос» в переводе с греческого означает «паника». Этот спутник был открыт Холлом 10 августа 1877 года. Деймос — меньший и наиболее отдаленный из двух спутников Марса. Это самый маленький из известных спутников в Солнечной системе. В будущем Деймос преодолеет притяжение красной планеты и двинется в самостоятельное путешествие по просторам Солнечной системы.
— Молодцы, и теперь наш путь лежит к Фобосу — это больший из двух спутников Марса.
В Греческой мифологии Фобос — один из сыновей Марса и Венеры. «Фобос» в переводе с греческого означает «страх».
Фобос светит на Марсе примерно так же, как Венера на Земле, Фобос находится в сорок раз ближе к поверхности Марса, чем Луна к Земле. Приливное воздействие красной планеты постепенно замедляет движение Фобоса и в будущем приведет к его разрушению и падению на Марс.
— Ну что, ребята, будем совершать посадку? Встаем, и повторяем за мной движения, нам же надо полететь и своими глазами увидеть спутник! (музыка группы Земляне — «Трава у дома»)
(Включается фонограмма)
— На борт корабля поступила зашифрованная телеграмма.
— Ребята, я сейчас ее повешу, а вам нужно будет расшифровать её. Кто сможет прочитать?
3 14 9 13 1 14 9 6 16 15 18 1 5 11 1
14 6 3 15 8 13 15 7 14 1
18 16 1 18 1 10 19 6 18 29
Ключ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
а б в г д е ж з и й к л м н о п
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32
р с т у ф х ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
(Внимание! Посадка невозможна, спасайтесь!)
— Действительно, странно. Видимо этот спутник, населен не очень дружелюбными жителями, давайте мы нарисуем фантастическое животное, которое может жить на Фобосе. Для этого у каждого из вас на парте лежат карандаши и лист бумаги. Мы нарисуем жителей Фобоса добрыми и поселим их на спутник, чтобы никто больше не боялся сюда приземлиться. На выполнение работы даю вам 5 минут.
(Дети рисуют- музыкальное сопровождение — «Зеленые человечки»)
— Время вышло ребята, давайте теперь их по контуру вырежем и по одному выйдем и поселим жителей на спутник. Какие они у вас получились замечательные!
— Что ж, теперь попробуем совершить посадку на Марс? Встаем, и повторяем за мной движения, нам же надо полететь! (музыка группы Земляне- «Трава у дома»)
— Посмотрите, какая необычная планета, очень отличается от нашей! И кого мы на ней видим! нас встречают два марсианина!
(Включить фонограмму)
— Экипаж, мы приготовили вам вопросы, даем их капитану корабля, если отгадаете, можете вернуться на Землю.
— Ребята, ну что — ж, нам обязательно нужно отгадать. Ведь мы хотим домой?
-Я буду читать вопрос, а вы, если знаете ответ, поднимаете восклицательный знак, а если сомневаетесь — вопросительный.
1. Состояние, в котором вес человека, самого корабля становится равным нулю?
2. Костюм для работы в космосе. (А вы знаете как он переводится? В Древней Греции «скафандрами» называли хороших пловцов и ныряльщиков) — специальное снаряжение, предназначенное для изоляции человека (или животного) от внешней среды.
3. Человек, который работает в космосе.
4. Летательный аппарат с реактивным двигателем.
5. Можно ли отличить планету от звезды невооруженным глазом? (да, звезда мерцает, а планета горит ровным цветом)
(Включить фонограмму)
— Экипаж, вы дали ответы на все вопросы. Можете отправляться домой!
— Путешествие подходит к концу. Космонавты, готовимся к возвращению на Землю.
— Встаем, и повторяем за мной движения, нам же надо полететь! (музыка группы Земляне — «Трава у дома»)
— Ребята, вы хорошо прошли испытания, в полете доказали, что многое знаете, умеете. Какие ребята вы все молодцы! Мы с вами отличная команда!
— А что нового вы узнали на сегодняшнем мероприятии?
— Понравилась ли вам такая форма урока?
— Какое у вас сейчас настроение? Изменилось?
— Я приготовила вам каждому по 3 листочка. Зеленый, желтый и красный. Они лежат у вас на партах у каждого.
Зеленый означает, что тема космонавтики вас заинтересовала, понравилась форма работы на сегодняшнем занятии.
Желтый, что вам было что-то интересно, а что то нет.
Красный означает, что на занятии вам было неинтересно.
— Каждый выбрал себе листок?
— Сейчас по очереди вешайте листики на наше «Дерево успеха».
— Спасибо вам ребята, мне очень понравилось быть с вами в одном экипаже!

Автор: Артеева Екатерина Яковлевна
Должность: учитель начальных классов
Место работы: ГОШИ Гимназия искусств при Главе Республики Коми имени Ю.А. Спиридонова
Месторасположение: Республика Коми, г.Сыктывкар, ул Печорская д.28

Дата изменения: 30.01.2015
Дата публикации: 30.01.2015




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *