Чигина Елена Леонидовна
учитель-дефектолог
МБДОУ детский сад № 269
г. Нижний Новгород
«УЧЕНАЯ СОВА»
Конспект занятия по развитию правильного произношения (подготовительная группа)
Задачи:
1. Обучающие:
— закреплять навыки произношения и четкого различения звуков С и СЬ в слогах, словах;.
— закреплять навыки определения место звука С и СЬ в словах (начало, середина конец);
— упражнять детей в составлении схем звука слогового анализа односложных и двусложных слов (лес, сова)
2. Развивающие:
— развивать речемыслительную деятельность при составлении схем слов при решении проблемных ситуаций;
— развивать мелкую моторику, фонематический слух, слуховое внимание.
3. Воспитательные:
— воспитывать у детей доброту, отзывчивость, взаимопомощь.
Оборудование:
письмо, сова, волшебное дерево с листочками, картинки на Си СЬ, цветочки, полянки, колокольчики, фишки для составления схем — слов., альбомные листы с контурами животных, цветные карандаши, снежинки с заданиями, магнитофон.
Ход занятия.
Ребята, я сегодня под открытой форточкой нашла письмо. Давайте его прочтем:
«Ребята, помогите!
В волшебном лесу случилось несчастье. На лес налетел колдун — ураган. Он заколдовал волшебное дерево и ученую сову. Теперь она спит. А разбудить её смогут только любознательные, много знающие ребята.
Пожалуйста, помогите!
Снежинка.»
— Как нам оказаться в волшебном лесу (Предположения детей)
Ой, смотрите, а в конверте ещё что — то есть: какое — то заклинание:
СЫ — СУ — СА
СЮ — СЯ — СА
Начинайтесь чудеса!
— Давайте закроем глаза и все дружно скажем это заклинание.
На мольберте под закрытой простынею волшебное дерево, после заклинания простыня убирается)
— Что это? (Волшебное дерево)
— А это кто? (Спящая сова)
— Давайте подумаем, как можно разбудить ученую сову?
(Предположения детей)
Дети будят сову ласковыми словами.
Сова просыпается.
— Ух, ух, ух, спасибо вам, ребята. Наконец-то, я проснулась. Давно никого не видела. Ой, а что-то случилось с моим волшебным деревом, оно было такое красивое, с листочками- картинками, а сейчас все картинки облетели: на синих листочках были картинки со звуком С, а на зеленых — со звуком. СЬ. Помогите их вернуть на место.
— Давайте поможем сове. Только для этого нужно произнести слово, которое нарисовано на картинке и, подумать, на какой листочек её нужно прикрепить.
Дети выполняют.
Сова: — Спасибо, дети! Вы наверное догадались, какие мои любимые звуки?
(С и СЬ)
— Какие это звуки? (Согласные, глухие, твердые и мягкие)
— Правильно. Иногда, когда у меня хорошее настроение, я распеваю такие песенки:
СА-СА- СА СЯ-СЯ-СЯ
СУ-СУ-СУ СЮ-СЮ-СЮ
— А теперь вы попробуете! Я буду начинать, а вы продолжайте.
Сова Дети
СЫ-СЫ-СЫ СИ—СИ-СИ
СЭ-СЭ-СЭ СЕ-СЕ-СЕ
АС-АС -АС АСЬ-АСЬ-АСЬ
УС- УС- УС УСЬ-УСЬ-УСЬ
ЫС- ЫС —ЫС ЫСЬ-ЫСЬ-ЫСЬ
ИС — ИС — ИС ИСЬ-ИСЬ-ИСЬ
— А сейчас попробуйте отгадать мои загадки. В этом вам помогут мои волшебные цветочки: синие и зеленые.
— Ко мне в гости любят прилетать мои знакомые птицы- подружки, Если в их именах вы услышите звук С или СЬ в начале слова, то сажайте цветочек с краю на полянку, если в середине- на середину полянка, а если в конце- то в самый конец полянки слова: сойка, гусь, синица, клест, ласточка, селезень, трясогузка, снегирь.
— Молодцы, смышленые ребята. Что-то я засиделась. Надо бы крылышки мне расправить, полетать. И вы летите за мной и танцуйте вместе со мной:
Вы на месте покружитесь.
Крыльями похлопайте.
Головою покрутите,
Ножками потопайте.
А теперь поприседаем
И попрыгаем легко.
И плечами повращаем.
Ух, как это хорошо!
(2 раза)
— А теперь снова занимайте свои места. Ребята, колдун — ураган заколдовал слова и я забыла в какие-слова нужно поставить звук С, а в какие — СЬ. А подсказывать вы мне будете с помощью колокольчиков (синих и зеленых) .
Слова:. ОК,. ОМ,. ЕНЯ,. УЧОК,. ИНИЙ,. ЕЛА,. ОВА.
— Как здорово, я вспомнила своё имя. Меня зовут Сова. А вот интересно, сможете ли вы с помощью моих волшебных палочек и кружочков выложить моё имя?
Дети составляют схему слова СОВА .
— А сейчас отгадайте мою любимую загадку:
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи скорее в дом,
Чудеса увидишь в нем.
(Лес)
— А вы сможете ли вы составить схему этого слова?
(Дети составляют) .
— Молодцы! На столах у вас лежат волшебные листочки с моими зверями — друзьями. Вам нужно заштриховать их с помощью двух карандашей: синего и зеленого. Если в названии моего друга слышится звук С — вы его штрихуете синим карандашом, а если звук СЬ — зеленым.
Под музыку дети штрихуют.
— В моем волшебном лесу выпал волшебный снег. И на память за вашу доброту, отзывчивость, за то, что вы такие сообразительные, я вам подарю волшебные снежинки- задания. Чтобы вы, придя домой, помнили обо мне, о моем волшебном лесе.
Автор: Чигина Елена Леонидовна
Должность: учитель-дефектолог
Место работы: МБДОУ детский сад № 269
Месторасположение: г. Нижний Новгород
Дата изменения: 03.07.2015
Дата публикации: 03.07.2015