КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБЛАСТИ ПОЗНАНИЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
НА ТЕМУ: «В ГОСТИ К ЛЕСНЫМ ЖИТЕЛЯМ».
Воспитатель: Зотова О.И.
Программное содержание:
Продолжать формировать знания детей о лесных обитателях: о жизни растений и животных. Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения и применения.
Способствовать развитию умений поддерживать игровую воображаемую ситуацию.
Развивать коммуникативные навыки, умение высказать своё предположение.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы о лесе и его обитателях, заучивание стихов, загадок, сбор гербария лекарственных растений: одуванчик, крапива, подорожник, мать-и-мачеха, рассматривание «Красной книги», рассматривание альбома «Лесные жители», ориентирование на местности по плану.
Развивающая среда:
План, письмо, буквы (К,Л,Ю,Ч.), иллюстрации с изображением лекарственных растений, макет муравейника, листья клёна и дуба, игрушки (заяц, медведь).
Ход НОД:
В.: — Дети, только что почтальон принёс письмо. Вы хотели бы узнать от кого оно пришло? Для этого нужно отгадать загадку.
— Есть у ребят хороший друг
Весёлый друг, зелёный
Он им протянет сотню рук
И тысячу ладошек.
В.:- Какую пользу приносит лес человеку?
(Ответы детей).
В.:- А теперь послушайте, что пишут в письме.
— Дорогие ребята! Я знаю от лесных обитателей, что вы большие друзья леса, и лес будет рад видеть вас в гостях. Лесовичок.
В.:- Давайте отправимся в лес, только не за грибами, не за ягодами, а за чудесами, и поможет нам в этом вот этот план.
(Дети рассматривают план).
В.:- Вначале нужно разгадать загадку, чтобы открыть дорогу в лес.
1. Живёт без оконца, не видывал солнца. (Крот).
2. В шубе летом, а зимой раздетый. (Лес).
3. Куда улетают птицы осенью? (Юг).
4. Какая птица лучше всех ловит рыбу? (Чайка).
(Первые буквы слов выставляются на доске). Дети читают слово « Ключ».
В.: — Этот ключ нам откроет дорогу в лес. Счастливого пути!
В.: — Ну вот мы и пришли в лес. Представьте, что нас встречает Лесовичок. Давайте оживим его.
— На кого он похож?
— Во что одет?
— Какого роста?
— Что у него на голове?
(Дети составляют описательный рассказ про Лесовичка).
В.: — Дети, хотите послушать стихотворение про Лесовичка?
— Живёт в лесу он издавна,
Следит за лесом пристально,
Чтоб лес не заболел,
Чтоб ветки были сильными,
Чтоб корни были сытыми,
Чтоб жук кору не ел.
Глухими коридорами,
По тропам, по траве.
Идёт с глазами добрыми
Хороший человек.
В.:-В лесу нужно быть внимательным, наблюдательным, чтобы не упустить ничего интересного.
(Дети идут по плану, на пути хвоя, имитирующая муравейник).
В.:- Дети, чей это домик?
— Как он называется?
— Что хорошего в муравьях?
— Что плохого в муравьях?
— Что можно сказать про муравьишек? Какие они?
Д.:- Маленькие, трудолюбивые, сильные, они могут поднять палочку, которая больше их в несколько раз.
В.:- Иногда случается так, что муравей далеко уходит от домика и сбивается с пути. Тогда он бросается туда-сюда, останавливается и бежит, он разыскивает дорогу. Что же помогает ему найти дорогу? Муравьи определяют, куда идти по запаху. Но не только по запаху. Оказывается, что муравьи обладают очень хорошей памятью. Они запоминают, что расположено около муравейника, какие деревья, цветы, кустарники, так находят дорогу домой. По запаху они отличают чужих муравьёв от своих и не терпят, когда к ним заползает чужой муравей.
В.:- Дети, какую пользу приносят муравьи?
Д.:- Муравьи помогают птицам, они опускаются на муравейник, вытягивают крылья итак сидят несколько минут. Муравьи ползают по птице, выделяют кислоту и ей уничтожают вредных насекомых, которые кусают птицу.
В.:- Дети, как нужно относиться к муравьям? (Ответы детей).
В.:- Каких насекомых вы ещё знаете?
В.:- Что лежит сверху на муравейнике?
Д.:- Иголки от ёлки.
В.:- Какие иголки ещё бывают?
Д.:- Иголки для шитья, иголки у ежа, иголка у шприца.
В.:- Какие вы ещё знаете слова, которые слышатся одинаково, но обозначают разные предметы.
Д.:- Лист (у книги, дерева, шифера, духовки).
— Коса (у девочки, косят траву).
— Кран (водопроводный, подъёмный).
— Ручка (у ребенка, у двери, писать, у посуды).
В.:- Дети, давайте обойдём муравейник, чтобы не разрушить его и пойдём дальше.
(На тропинке лежат листья клёна).
В.:- С какого дерева листья?
Воспитатель поднимает листья, под ними зайчик.
В.:- Как вы думает, почему он спрятался? Может, мы в лесу шумели, вот он и испугался? Чтобы он нас не боялся, назовите его ласковыми словами.
Д.:- Зайчик, зайчишка, заинька, зайчонок.
В.:- Как зовут детёнышей у зайца?
— Если он один? Много?
— Где живёт заяц?
Физкультминутка:
— Игра «В мире животных» — дети с помощью мимики, жестов превращаются в зверей, птиц, насекомых.
Дети идут дальше по плану.
В.:- А вот ещё листья лежат. С какого они дерева? (Дуба).
В.:- Какой красивый лист, но он не простой, а с загадкой:
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в берлоге снеговой.
Воспитатель задаёт предыдущие вопросы, как при встрече с зайцем.
В:- Мы очень долго шли пора нам сделать привал. Останавливаются возле лесной аптеки.
Д.:- А в лесу разве есть аптека?
В.:- В лесу растёт много лекарственных растений. (Дети называют лекарственные растения).
В.:- Что хорошего в том, что есть лекарственные растения?
Д.:- Ими можно лечить разные болезни, ими лечатся животные, птицы.
В.:- Что плохого в том, что есть лекарственые растения?
Д.:- Много растений срывают люди, делают это не правильно, тем самым причиняют вред растению, оно может со временем исчезнуть совсем.
В.:- Некоторые растения занесены в Красную книгу. Назовите, какие растения занесены в Красную книгу? (Дети называют)
Дети рассматривают гербарий лекарственных растений.
В.:- Почему у мать-и-мачехи такое название?
Д.:- С одной стороны у растения листья гладкие и на ощупь холодные как мачеха, а с другой стороны покрыты пушком как мама.
В.:- Дети, хотите поиграть в игру? (Дети играют в игру «Узнай по описанию»).
Ведущий описывает растение, дети отгадывают.
В заключение экскурсии дети читают стихи про лес.
Спасибо людям, вырастившим лес,
За ели, за дубы и травы в росах.
За сосны, что касаются небес
И за берёзок ласковые косы.
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь,
Всё это называется природа,
Давайте же всегда её беречь.
В.:- Дети, нам уже пора возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся с лесом и со всеми его жителями.
Дети прощаются с лесом.
Скачать конспект НОД по экологии в подготовительной группе «У леса в гостях»
Автор: Зотова Ольга Ивановна
Должность: воспитатель высшей категории
Место работы: МДОУ д\с №12 «Снегурочка»
Месторасположение: Пензенская область г. Сердобск
Дата изменения: 11.11.2017
Дата публикации: 11.11.2017