Цель:
Расширять представления детей о многообразии музыкальных инструментов.
Обучающие задачи:
- Способствовать формированию интереса к народной музыке.
- Познакомить с новыми инструментами.
- Обучать детей внимательно слушать музыку, различать тембры музыкальных инструментов, ритмично играть на шумовых ударных музыкальных инструментах, формировать певческие навыки, петь слаженно в ансамбле, четко произносить слова песен.
- Совершенствовать умение играть в ансамбле, своевременно вступать и заканчивать партию.
- Побуждать к проявлению творчества.
Развивающие задачи:
- Познакомить творчеством советского композитора А. Филлипенко.
- Развивать чувство ритма, слуховое восприятие.
- Развивать желание играть на музыкальных инструментах, использовать разнообразные приемы игры на ударных инструментах.
- Проявлять творческие возможности в выразительном исполнении игр и танцев.
- Развивать эмоциональную отзывчивость.
- Совершенствовать речь детей, умение свободно высказывать свои мысли, обогащать словарный запас.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать любовь к музыке.
- Воспитывать бережное отношение к музыкальным инструментам.
Интеграция областей:
«Музыка», «Коммуникация», «Познание», «Здоровье».
Ход занятия
Под звучание музыки в зал входят дети, рассаживаются на стульчиках.
Приветствие: «Здравствуйте, дети!»
Музыкальный руководитель: Дети, так приятно говорить друг другу слова приветствия. А знаете ли вы, что можно здороваться стихами? Давайте сейчас попробуем поздороваться именно так.
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Здравствуй, Утро!
Здравствуй, День!
Нам здороваться не лень!
Музыкальный руководитель: Мир, который окружает нас, наполнен различными звуками. Давайте, послушаем тишину…Дети, что вы услышали в тишине? (ответы детей)
А какие звуки слышим на улице? (ответы детей.)
Музыкальный руководитель: Сколько звуков мы с вами вспомнили, а сейчас внимательно послушайте, какие звуки услышите? (педагог предлагает прослушать голоса на аудиозаписи )
Звучат различные шумы (аудиозапись).
Музыкальный руководитель: А еще звуки мы можем услышать, когда музыканты играют на музыкальных инструментах.
И сегодня мы с вами отправимся в путешествие в чудесный мир музыкальных инструментов. А в путешествие возьмем с собой вот этот волшебный зонтик. Музыкальный мир так огромен, в ней очень много красок, она похожа на радугу. Ой, радуга появилась!(слайд).
Музыкальный руководитель: А знаете, сколько цветов на радуге? (7 цветов, называют — КРАСНЫЙ, ОРАНЖЕВЫЙ, ЖЕЛТЫЙ, ЗЕЛЕНЫЙ, ГОЛУБОЙ, СИНИЙ, ФИОЛЕТОВЫЙ). Посмотрите, и на зонтике разноцветные капельки, они наши маленькие помощники. Для того, чтобы отправиться в музыкальное путешествие нам надо сказать волшебные слова:
…Волшебный зонтик,
Кружись веселей,
Музыкальная капель
Заиграй поскорей!
Музыкальный руководитель: Сядем поудобнее, закроем глаза и пусть музыка унесет нас далеко-далеко, в незабываемый прекрасный мир чудес и волшебства.
Звучит «волшебная» музыка.
Музыкальный руководитель: Красную капель берем, а чем она расскажет, мы пока не знаем..
Музыкальный руководитель: Дети, а вы знаете, что музыка рождается в тишине.
Звучит музыка—«Ах вы, сени, мои сени» р.н.м. (отрывок)
Музыкальный руководитель: Звучание какого инструмента вы услышали? (отв.)
Правильно, балалайка. Раньше вы слышали его звучание? (отв.)
Все в мире знают, что балалайка — это русское. Она является одним из самых любимых инструментов.
Понравилась вам звучание ? (отв.)
Какая она по характеру? (отв.)
Что можно делать под эту музыку? (отв.)
На балалайке исполняют музыку разного характера: веселую, спокойную, грустную, танцевальную.
Музыкальный руководитель: Становитесь в хоровод, нас балалайка играть зовет!
Игра «Передай балалайку» р.н.м.
Музыкальный руководитель: Путешествие продолжается!..
Проговаривают «волшебные слова»
Звучит «волшебная» музыка
Музыкальный руководитель: Оранжевую капель берем, и что же там? …
Музыкальный руководитель: Дети, о музыкальных инструментах композиторы очень много песен сочиняли. Сегодня я хочу познакомить вас с детским композитором А.Филлипенко (слайд). Музыкой начал увлекаться с детства. Когда был маленьким как вы, первым его любимым инструментом была— дудочка. В возрасте 9 лет научился играть сначала на балалайке, потом на мандолине и гитаре. Учился в музыкальной школе. Сочинял песни для детей и музыку для оркестра. Сегодня мы познакомимся с песней «Веселый музыкант». В этой песне поется о веселом музыканте, который играл на разных музыкальных инструментах, а на каких, вы скажите сами, прослушав песню.
Слушание «Веселый музыкант» А.Филлипенко
Музыкальный руководитель: Понравилась песня? (отв.)
На каких музыкальных инструментах играл музыкант? (отв.)
Музыкальный руководитель: Давайте мы с вами поиграем в музыканты? Я вам буду помогать.
Игра на музыкальных инструментах ( имитация игры на скрипке, на балалайке, на барабане).
Музыкальный руководитель: Молодцы! Вот какие из нас получились веселые музыканты! Сегодня эту песню начнем с вами разучивать. (Разучивание по фразам 1 куплет).
Музыкальный руководитель: Дети, давайте еще раз споем спокойно, нежно, потому что на скрипке как играем? (ответ). Эту песню мы обязательно дальше разучим на музыкальных занятиях.
А нам надо отправляться дальше.
Звучит «волшебная музыка»
Музыкальный руководитель: Желтую капель берем, о чем она расскажет?…
СЛАЙД — Ударные музыкальные инструменты (барабан, бубен, погремушка, ложки, колокольчик, металлофон — дети называют, беседа о звукоизвлечении)
СЛАЙД — Струнные музыкальные инструменты (скрипка, балалайка — дети называют, беседа о звуке).
Музыкальный руководитель: Дети, а вы уже знаете, что все инструменты появились о-о-очень давно! А какой же самый первый? Отправляемся дальше!…
Звучит «Волшебная» музыка
Музыкальный руководитель: Берем зеленую капель, куда нас поведет?…
Звучит аудиозапись( пение птиц в лесу )
Какие звуки леса чудесные, «музыкальные».
Звучит «волшебная музыка»
Музыкальный руководитель: Берем зеленую капель…,зонтик волшебный приглашает нас на танец!
Танец с зонтиками
Музыкальный руководитель: Путешествие наше подходит к концу, пора возвращаться. Давайте попросим наш зонтик вернуться обратно в группу.
«Волшебные слова»:
Волшебный зонтик
Кружись веселей
Музыкальная капель
возврати, нас скорей!
Звучит «волшебная» музыка
Музыкальный руководитель: Посмотрите, сколько капелек осталось на зонтике?( 3)
И в муз. домике осталось 3 капельки неокрашенными, но мы открывать их не будем, музыка огромный мир, впереди еще у нас много будут путешествий, еще узнаем каким ключом открывается музыкальный домик?
Музыкальный руководитель: Вам понравилось путешествие? (отв.)
Вы мне тоже понравились, внимательно слушали, активно отвечали на вопросы, на память я вам дарю вот эти музыкальные медальончики. А теперь нам пора прощаться… До новых встреч!
Музыкальный репертуар:
- «Танец Феи-Драже» П.И. Чайковский (аудиозапись).
- «Ах вы, сени» р.н.м.
- Игра «Балалайка» р.н.м.
- «Веселый музыкант» А.Филлипенко.
- «Танец с зонтиками» муз. З. Роот.
Оборудование:
- ИКТ.
- Музыкальный центр.
- Фортепиано.
- Ноутбук.
- Шумовые музыкальные инструменты ( погремушки, маракасы из пластиковых бутылок, крышки от кастрюль, деревянные ложки) .
- Слайды-детские музыкальные инструменты (барабан, бубен, ложки, погремушка, металлофон, колокольчики, балалайка, скрипка).
- Портрет композитора А.Филлипенко.
Методы и приемы:
Использование ИКТ — слайды, рассказ, объяснение, вопросы детям, музыкальное сопровождение, пальчиковая игра, сюрпризный момент.
Литература:
- Музыкальный руководитель №1-2006.
- Антология советской детской песни. Москва «Музыка» 1987.
- «Музыка в детском саду».
- Музыкальная Палитра №5 2010.
Автор: Красильникова Людмила Сергеевна
Должность: музыкальный руководитель 1 квалификационной категории
Место работы: МАДОУ д/с №34
Месторасположение: Краснодарский край, г. Курганинск
Дата изменения: 17.01.2020
Дата публикации: 17.01.2020