Конспект занятия с учетом регионального содержания «Ознакомление детей с природой Крайнего севера» (подготовительная группа).

Конспект занятия с учетом регионального содержания в подготовительной группе «Ознакомление детей с природой Крайнего севера».

Вводная часть

Программные задачи:

  1. Уточнить знание детей о северном олене, развивать умение находить взаимосвязь живых организмов со средой обитания (опыт).
  2. Учить подбирать наиболее точные определения при описании внешнего вида животных, формировать умение внимательно рассматривать картину ( с помощью вопросов воспитателя, рассуждать над ее содержанием).
  3. Продолжать знакомить детей с играми народов севера, развивать ловкость, меткость в игре.
  4. Развивать творческие способности детей.

Материал:

  1. Картина «Северные олени«,подзорная труба.
  2. Запись песни «Увезу тебя в тундру».
  3. Картина с изображением лося.
  4. Фотоальбом «Северные ягоды».

Для опыта:

  1. Лепешки из теста толщиной 1,5 см.
  2. «Столы» ( крышки от банки, прикрепленные с помощью пластелина карандашами, колпачки от фломастеров).

Для игры:

  1. Кольцеброс.
  2. Кольца на каждого ребенка.
  3. Чашка с клюквой.
  4. Чайные ложки.

Для рисования:

  1. Альбомные листы;
  2. Цветные карандаши.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся на Север, а куда попробуйте отгадать. (послушайте песню)
Дети: В тундру.

Воспитатель: Правильно ребята. А что такое Тундра? (ответы детей, объяснения воспитателя)

Отгадайте ребята, какое сейчас время года в Тундре? (пришла девушка белянка, побелела вся полянка)
Дети: Зима.

  1. А как вы думаете какая зима? (морозная, холодная, суровая, лютая,вьюжная, студеная)
  2. Какой снег зимой? (легкий, пушистый,блестящий, хрустящий, чистый, мокрый,рыхлый)

А давайте с вами посмотрим на Тундру издалека, для этого у меня есть «волшебная подзорная труба»

Игра «Подзорная труба»

Ход игры: Детям предлагается картина для рассматривания и альбомный лист для имитации подзорной трубы.

Правила игры: Навести глазок подзорной трубы и назвать его, выигрывает тот, кто перечислит больше объектов на картине (словарная работа: чум, нарты,ягель )

Воспитатель: Давайте с вами поговорим о самом распространенном жителе Тундры.

«Словно царскую корону носит он свои рога. Ест лишайник, мох зеленый, любит снежные луга.От рогов ветвистых, стройных на снега упала тень. Кто бежит к нам с ветром споря, это северный … (олень)»

Рассматривание картины «Олениха с олененком», «Лось»

  1. Что нарисовано на этой картине? (олениха с олененком)
  2. Что делает олениха? (наклонила голову и ест ягель — олений мох)
  3. Что делает олененок? (он стоит рядом и смотрит на нее)
  4. Чем отличается олениха от олененка? (ответы детей)
  5. Чем похожи олениха и олененок?
  6. Что еще изображено на картине? (оленья упряжка, на ней ездят жители севера)
  7. А на какое животное, обитающее в лесу очень похож олень? (на лося)

Воспитатель: Раз эти животные имеют много общего друг с другом , почему же тогда лось не живет в тундре? (предположения детей)

Проведение опыта

Между этими животными есть очень интересное отличие. У северного оленя более широкие копыта. Для того ,чтобы выяснить для чего оленю такие копыта, мы проведем опыт.

Описание опыта:

Для проведения опыта необходимо приготовить небольшие лепешки из текста на каждого ребенка. Также, каждой паре детей раздается по два заранее заготовленных «стола» с узкими ножками и более широкими. «Стол» — это крышка от банки, на внутренней стороне которой прикреплены с помощью пластилина четыре остро заточенных карандаша или четыре фломастера с колпачками. » Стол» с карандашами условно называется ЛОСЬ, «стол» с фломастерами — ОЛЕНЬ. Каждый из полученных «столов» дети ставят на лепешку — СНЕГ. Сверху на столы кладутся одинаковые грузы. После этого «столы» убираются и рассматриваются следы, оставленные опорами.

Воспитатель:

  1. Дети, что вы заметили?
  2. На СНЕГУ остались следы?
  3. Опишите мне следы ЛОСЯ.. (острые,глубокие). А у ОЛЕНЯ? ( неглубокие почти незаметные).
  4. А как вы думаете почему? (Дети высказываются, пытаются сделать вывод опыта)

Воспитатель произносит вывод: чем меньше площадь опоры, то есть чем уже копыта, тем они глубже проваливаются в снег.

Далее дети объясняют зачем оленю широкие копыта. (Чтобы он не проваливался в снег и не вяз в болотистых местах).

Воспитатель: Вот мы провели опыт и узнали, зачем оленю широкие копыта. А люди, живущие в тундре, коренные жители Севера, сразу обратили внимание на оленьи копыта, и стали передвигаться по нетронутому глубокому снегу на широких коротких лыжах, чтобы тоже не проваливаться в снег, как и олень.

Почему жители севера приручили к себе оленя?

Ребята, скажите мне, пожалуйста, почему коренные жители севера приручили к себе оленя? (олени перевозят детей, из оленей они шьют себе одежду и обувь, покрывают чумы, оленье мясо и молоко употребляют в пищу.)

Воспитатель: С давних времен человек Севера приручил оленя. Родители с детства учат своих детей управлять оленями, вылавливать и загонять их. Детей учат.

Этому занятию, конечно, с помощью разных игр. Я тоже вам предлагаю поиграть сейчас в одну из народных игр «Ловля оленей».

Игра «Ловля оленей»

Описание игры:

На расстоянии 2 м от черты устанавливается предмет, изображающий оленя. Дети становятся за черту и друг за другом пытаются закинуть веревку с петлей. Задача ребенка — накинуть аркан на «оленя», проявив ловкость и меткость.

После игры дети усаживаются за столом.

Какие ягоды растут на Севере?

Воспитатель: Ребята, помните я вам говорила, что олени любят полакомиться ягодой? А вы любите ягоду? Какие ягоды растут на Севере? (морошка, голубика, черника, клюква, брусника).

— Ребята, а давайте мы нарисуем для оленихи с олененком ягоды, которыми они любят полакомиться (дети рисуют северные ягоды, по окончании работы рассматривают рисунки и рассказывают про ягоду, ее вкус, пользу).

— рассказ 3-4 детей.

Воспитатель: Все эти ягоды богаты витамином С, который укрепляет организм и помогает ему бороться с простудой.

А для вас, ребята, я приготовила немного витамина С, спрятанного в клюкве. Сейчас вы подкрепитесь витамином С, а за одно и поиграем в игру «Клюквоеды» и посмотрим, кто сможет съесть клюкву и не сморщиться, ведь эта ягоду очень кислая!

Занятие завершается шуточной игрой.

Автор: Питерянкина Галина Геннадьевна
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ № 136
Месторасположение: г. Мурманск, Россия

Дата изменения: 14.05.2020
Дата публикации: 27.05.2014




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *