Автор: Карпова Ирина Васильевна
Должность: старший воспитатель
Место работы: МБДОУ «Детский сад «Алый парус»
Месторасположение: поселок Приозерный, Вязниковский район, Владимирская область
Дети дошкольного возраста по природе своей пытливые исследователи окружающего мира. Они ежедневно открывают для себя новые предметы и явления. Малышей всё интересует, побуждает думать, задавать вопросы, предлагать своё, иногда очень нестандартное, интересное объяснение. Ребёнок обладает природной страстью к познанию мира, он склонен к открытиям, любит путешествовать, да и в наблюдательности ему не откажешь.
Становлению ребенка как самостоятельного и инициативного субъекта познания, способствует организация партнерской деятельности взрослого с детьми, развертывающейся как исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей, где они получают возможность проявлять собственную исследовательскую активность.
Удовлетворяя свою любознательность в процессе познавательно — исследовательской деятельности, ребенок расширяет свои представления о мире, овладевает причинно-следственными, родовидовыми (классификационными), пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира.
Узнать малышам всё обо всём как нельзя лучше помогает география — наука об окружающем пространстве, наполненном таинственными и совершенно необыкновенными вещами, изобилующая захватывающими историями о путешествиях. Чтобы дети полюбили эту интересную и важную науку, знакомить с географией надо уже в дошкольном возрасте. Развитию у детей географических представлений способствуют игры-путешествия по карте. Для таких игр в качестве постоянного материала нужны глобус и разные физические карты (карта полушарий, карта нашей страны, карта нашей области и т.п.)
Начиная воображаемое путешествие, дети и воспитатель обсуждают и выбирают:
1) пункт назначения (отправиться на родину кенгуру в Австралию, или по следам доктора Айболита на реку Лимпопо, или в гости к Нептуну в морскую пучину, или к Золотой Антилопе в джунгли).
2) подходящий вид транспорта; 3) намечают маршрут или возможные разные пути и прокладывают его цветным маркером на карте или глобусе; 4) высказывают предположения о том, что может встретиться в пути.
Это повод для того, чтобы освоить стороны света, названия океанов и частей света, сравнить их растительный и животный мир, узнать, как живут там люди, чем занимаются, какие у них дома.
В такой форме дети легко осваивают природные и культурные символы частей света: что присуще именно той, а не другой (для Африки — жираф и саванна, для Антарктиды — пингвины и полярники — исследователи, для Австралии — кенгуру и эвкалипт т.п.)
Постепенно в ходе таких игр-путешествий карты «оживают» — заполняются линиями пройденных маршрутов, маленькими вырезками — «метками» частей света (животные, растения, люди, их жилища). Эта карта, фиксирующая приобретенные представления,
классификационные таблицы, иллюстрации остаются в группе. Дети могут продолжить обсуждение путешествия в свободном общении.
Путешествия по карте можно развертывать на фоне чтения детям художественных произведений, поддерживающих интерес к разным уголкам Земли и её обитателям.
Для путешествий по карте понадобится иллюстративный материал многоразового использования:
1) карточки с изображением природных и культурных ландшафтов разных частей света, жизненной среды и типичных занятий населения;
2) карточки с изображением типичных представителей флоры и фауны разных частей света;
3) мелкие 2×2см карточки — «метки» для наклеивания на карту по маршрутам путешествий.
Учитывая традиционное содержание представлений об окружающем мире, можно наметить примерный круг тем путешествий по карте:
1. Мой дом.
2. Моя улица.
3. Моя малая Родина.
4. Наша страна Россия.
5. Поверхность Земли и стороны света.
6. Океаны и их обитатели (подводный мир).
7. Части света с их природными и культурными символами — «метками» (природные ландшафты и их обитатели, люди, их жилища и занятия):
а) Африка
б) Австралия
в) Антарктида
г) Америка
д) Азия
е) Европа
8. Северные земли и их обитатели.
Тематическое содержание может варьироваться воспитателем (какие-то темы исключить, ввести, соединить, разбить на несколько подтем и т.п.), исходя из педагогической целесообразности и конкретных интересов всей группы.
Для игр — путешествий по карте целесообразно обращаться к воображаемым событиям из художественных текстов. Хотя нельзя исключать возможности использовать реальные или смоделированные события. Например: Олимпийские игры — прекрасный повод для путешествия по карте в определенную географическую точку.
Основной девиз таких игр — узнавать, сравнивать, различать и соединять факты и явления в пространстве.
Путешествиям, как правило, сопутствует приобретение сувениров и памятных мелочей, запечатленные на фотографиях места и люди — яркие свидетельства пережитых эмоций и впечатлений. Иногда они становятся основой коллекции, которую так приятно принести в детский сад и всем показать и рассказать о её экспонатах.
Исходя из всего сказанного, в своей работе воспитатель может построить образовательный процесс на основе проектной деятельности. Любой проект объединяет все возможные формы активизации движения, познания и творчества детей разного возраста.
Проект по любой теме начинаем с модели трех вопросов:
Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что нам поможет узнать?
Заполнение таблицы по модели трех вопросов является хорошей мотивацией для начала любого путешествия в мире знаний.
Конкурсы для педагогов. Номинация: «Лучшая авторская публикация»
Дата изменения: 15.08.2014
Дата публикации: 29.07.2014