Рябчинская Наталья Борисовна
учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Ёлочка»
город Абакан, Республика Хакасия
Цели и задачи: Познакомить детей с традициями, культурой, обычаями хакасского и русского народа. Прививать детям уважение к обычаям другого народа. Воспитывать дружеские отношения, любовь к родному краю.
Словарная работа: Предки, изба, самовар, кочерга, решето, сушки, улус, снедь, бадан, талган, чурба.
Предварительная работа: Разучивание с детьми пословиц и поговорок хакасского и русского народа, разучивание песенок — частушек русского народа, знакомство с национальными костюмами этих народов.
Форма: Семейный клуб.
Оборудование: Оформление группы, как гостиной со всеми атрибутами. Расстановка мебели по количеству детей и их родителей. Столы накрыты согласно тем или иным традициям приглашённых народов. Костюмы хакасские, русские народные.
Музыкальное оформление: Русские народные мотивы, хакасские народные пения.
Технологии и элементы терапий: социоигровые приёмы, игровая технология, музыкотерапия, сказкотерапия
Тема: «Хакасская юрта».
Цель: обогащение представлений детей о жизни и быте хакасов; воспитание любови к культуре хакасского народа.
Оборудование: Аудиокассета с записью хакасской музыки. Убранство, утварь хакасского народа. Куклы в национальной одежде.
Ход занятия:
Дети с учителем — логопедом входят в уголок украшенный под хакасскую юрту. Посередине юрты имитация очага, возле которого сидят куклы в национальной одежде.
Дети рассматривают убранство: предметы быта, посуду, одежду на куклах и прочие предметы.
Учитель — логопед: Посмотрите, мы в гостях у Тадуки, Ужи и Кир — мамы. Хакасы бабушек называют такими именами. Они нам очень рады и приглашают зайти к ним в гости.
Скажите, как называется это жилище?
Дети: Юрта.
Учитель — логопед: как вы думаете из чего она делалась?
Учитель — логопед рассказывает, что юрты бывали постоянными и переносными. Делались они из войлока или качины. В тайге, если устанавливалась юрта, она накрывалась с верху берестой. Юрты были разборными, потому что хакасы — народ кочевой. Они переселялись с места на место в зависимости от времени года.
Учитель — логопед: Что находится в центре каждой юрты?
Дети: Огонь. На нем они готовили пищу, грелись от холода, обогревали жилище.
Учитель — логопед: Посмотрите, какая посуда использовалась для приготовления пищи?
Дети: Пиалы, котелок …
Учитель — логопед: Я вам сейчас загадаю загадки о посуде и предметах быта, которыми пользовались хакасы. Вы попробуете отгадать.
Загадки:
Стоит толстячок
Подбоченевши бочек,
Шипит и кипит
Всем чай пить велит.
(Самовар)
Черный конь
Скачет в огонь.
( Кочерга)
На стене висит, болтается,
За него всяк хватается.
(Полотенце)
Новая посуда,
А вся в дырах.
(Решето)
Учитель — логопед: Посмотрите на наших хозяек. Скажите, как одевались раньше?
Дети: Женщины — платье, платок, паго. Мужчины — рубаху.
Учитель — логопед: Как украшена их одежда? Посмотрите покрой платья необыкновенный. Платье широкое, а сзади подол платья удлинен, спереди укорочен. Для того, чтобы женщинам хакаскам было удобно по траве ходить, а если нужно сесть, то подстилали подол. Вот, как и сейчас они сидят. Наши хозяйки подстелили подол им тепло и удобно. На груди у них висит украшение. Как оно называется?
Дети: Паго. У каждой женщины свое паго, все они разные. У жителей степей с геометрическим орнаментом, а те, кто жил в подтаежных местах — растительный.
Учитель — логопед: Давайте определим по паго в какой местности живет наша хозяйка?
А теперь хозяйка приглашает нас к очагу. Давайте рассядемся и устроим щилых (хакасские посиделки), отведаем хакасское национальное блюдо — пирог из черемухи.
Играет национальный музыкальный инструмент — чатхан. Дети пьют чай из пиал.
Учитель — логопед благодарит за внимание и просит детей подарить паго хозяйкам — куклам, которые они изготовили своими руками на предыдущем занятии.
Автор: Рябчинская Наталья Борисовна
Должность: учитель-логопед
Место работы: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Ёлочка»
Месторасположение: город Абакан, Республика Хакасия
Дата изменения: 18.03.2015
Дата публикации: 16.03.2015