Конспект ООД по развитию речи «Творчество Ю. А. Васнецова»

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Творчество и иллюстрации Ю. А. Васнецова к русским народным потешкам» для детей средней группы.

Цель занятия: Познакомить детей с творчеством и иллюстрациями Ю. А. Васнецова к русским потешкам.

Задачи:

— познакомить детей с творчеством Ю. А. Васнецова;

— подробно рассказать об иллюстрациях Ю.А. Васнецова к русским народным потешкам.

  • научить внимательно рассматривать иллюстрации, выделять выразительные средства в рисунках художника (сказочность, декоративность), замечать в них главное и детали.
  • научить детей делать описания к иллюстрациям, комментировать их.
  • активизировать и расширить словарный запас детей.

— формировать интерес к детской книге.

  • вызвать эмоциональный отклик при рассматривании иллюстраций в книгах, развивать эстетический вкус.

— воспитывать интерес к книжной иллюстрации.

Предварительная работа: Чтение потешек, рассматривание книжных иллюстраций, обыгрывание текстов.

Словарная работа: Пополнить словарный запас прилагательными при описании иллюстраций в книгах, побуждать использовать в речи образные выражения.

Демонстрационный материал: Портрет художника Васнецова, книги с его иллюстрациями.

1. Дети стоят в кругу и произносят слова:

Мы сначала будем топать:

Топ — топ — топ, топ — топ — топ.

А потом мы будем хлопать:

Хлоп — хлоп — хлоп, хлоп — хлоп — хлоп.

А потом мы повернемся

И друг другу улыбнемся.

— Ребята, когда вы друг другу улыбались, у вас поднялось настроение ?

2. Я хотела у вас спросить, вы любите, когда вам читают книги?

— А рассматривать вам книги нравится?

— Кто знает как называют картинки в книгах?

— Картинки в книгах называются иллюстрациями.

— Как вы думаете, кто рисует иллюстрации в книгах?

— Правильно, художники, но профессия эта называется художники -иллюстраторы.

— Художник — иллюстратор помогает нам понять содержание книжки, лучше представить героев, их внешность, характеры, поступки. По рисунку художника — иллюстратора мы можем догадаться о героях произведения, даже не прочитав его, злые они или добрые, умные или глупые.

( дети садятся на стульчики расставленные полукругом )

3.— Ребята, сегодня я вас хочу познакомить с художником — иллюстратором Юрием Алексеевичем Васнецовым, который нарисовал очень много иллюстраций к многим русским народным песенкам и потешкам.

Например, эту иллюстрацию в книжках, вы видели, когда были совсем маленькими, а мама вам читала или напевала «Баю — баюшки, баю…» (показ картинки с. 76).

— Помните?

— А эту песенку — потешку все вы знаете ? (Сорока — белобока)

Подробное рассмотрение иллюстраций песенки — потешки.

— Как изображена сорока на обложке ? ( как настоящая)

— Потом во что оделась сорока?

— Что делала сорока?

— Кто в гости к сороке пришёл?

— Кого сорока не угостила кашей? Почему?

— Давайте проиграем песенку.

( выполнение движений с элементами пальчиковой игры )

Ребята, все эти иллюстрации нарисовал Юрий Алексеевич Васнецов (показ портрета).

4. — Посмотрите как много у нас сегодня в группе книг с иллюстрациями Юрия Алексеевича Васнецова.

— Давайте их вместе по внимательнее рассмотрим.

( рассматривание книг и частичное прочитывание )

— Какие краски использовал Юрий Алексеевич?

— Обратите внимание, что Васнецов на каждой иллюстрации, что — нибудь украшает необычными элементами. Это он использует элементы дымковской росписи.

Показ картинок с иллюстрациями расписных игрушек.

— Ребята, мы с вами рассмотрели иллюстрации, которые нарисовал художник-иллюстратор, как его зовут? (Юрий Алексеевич Васнецов)

— Посмотрите на них ещё раз. Они необыкновенно нарядные, сказочные, весёлые! Вот какой красивый, добрый, сказочный мир создал художник Васнецов.

— Вам понравились эти иллюстрации? Какая иллюстрация понравилась тебе …? (ответы).

5. — Я предлагаю вам выучить потешку к иллюстрации «Дедушка Ежок…».

Показ иллюстрации к потешке «Дедушка Ежок» ( с. 28 или с. 8 из книги «Ерши малыши»)

— А кто изображён здесь?

Послушайте, пожалуйста, внимательно потешку.

Дедушка Ежок,

Не ходи на бережок:

Там растаял снежок,

Заливает лужок,

Ты промочишь ножки,

Красные сапожки.

— Потешка звучат как предостережение, чтобы дедушка Ежок не ходил на бережок, почему, ребята?

— Но разве он послушался? Конечно же, нет! Он пошёл на бережок. Но художник Васнецов придумал, как его выручить: нарисовал дедушку Ежа на пеньке, в красных сапожках, а в лапках палочка.

— Как вы думаете, для чего ему нужна палочка? Он измеряет с её помощью глубину воды. Весной вода разливается везде — это называют половодьем. Но весной солнышко греет, становится тепло, появляются разные цветочки, распускаются вербочки и почки на деревьях. Прилетают птички и вьют гнёзда, видите они в клювах несут веточки. В это время всем очень хочется на берег реки.

— Кто это там справа лапками разводит? Зайчишки! Не выдержали и тоже прибежали на бережок — удивляются, сколько воды кругом.

— Но все радуются!

— Как вы думаете, ребята, чему радуются звери? Конечно же, они радуются тому, что закончилась лютая, холодная зима и пришла весна!

— Какого цвета эта иллюстрация? Светло-зеленая, весенняя, как молодая зеленая травка.

— И какая нарядная вербочка с пушистыми голубоватыми шариками. Вон как красиво рассказал красками художник Васнецов эту потешку. Как много интересных деталей придумал, о которых в потешке и не говорится. Он доставил нам большую радость своей фантазией.

— Давай — те, ещё раз повторим потешку.

6. — А у нас тоже есть ёжик, давай — те с ним поиграем.

( игра повторяется 2 — 3 раза)

— Кого поймает ёж, тот должен рассказать про него потешку.

Слова:

Ежик, ежик покажи нам свои иголки.

Говорят, что вы ежи,

Очень, очень колки.

Покажи нам покажи свои иголки.

Ежик:

Я клубочком свернусь по дорожке покачусь.

Кто дорожку перейдет на иголки попадет.

Движения

Дети ведут хоровод держатся за руки.

После слов ежика:

Я клубочком свернусь по дорожке покачусь.

Кто дорожку перейдет на иголки попадет; дети разбегаются, а ежик их ловит.

Правила игры:

1) Дети не выбегают из круга, пока не скажут слова.

2) Ежик ловит только после произнесения своих слов.

3) Ежик не должен хватать детей достаточно лишь остановить бегущего ребенка.

Автор: Логинова Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Место работы: МАДОУ детский сад № 12
Месторасположение: г. Владимир Владимирская область

Дата изменения: 02.03.2015
Дата публикации: 02.03.2015




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *