Вид проекта: информационный, практико-ориентированный, открытый.
Продолжительность: долгосрочный.
Принципы реализации проекта
- добровольности;
- значимости (выбранные темы актуальны и принимаемы);
- вариативности форм и методов;
- научности; сотрудничества;
- постоянства обратной связи;
- открытости
- конфиденциальности.
Цель проекта: Формирование педагогических логопедических программ по созданию безбарьерной образовательной среды, обеспечивающих адаптированный доступ детей с ОВЗ в образовательном процессе системы общего назначения.
Задачи:
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов;
- повысить грамотность родителей в области воспитания речевого развития детей;
- воспитать у родителей привычку интересоваться у логопеда процессом развития речи ребенка, обращаться за помощью в вопросах коррекции
- своевременная профилактика речевых нарушений у детей с ОВЗ;
- диагностика речевого развития детей;
- обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода к каждому ребёнку, качественная разработка и реализация маршрута коррекции и (или) компенсации речевого дефекта с учетом его структуры, степени тяжести, обусловленности.
Актуальность проекта определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между:
- ростом количества детей с ОВЗ и отсутствием возможности оказания коррекционной логопедической помощи всем нуждающимся в условиях ДОУ;
- отсутствием должного уровня психолого-педагогических знаний у родителей.
Ожидаемые результаты:
Родители активно включаются в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях. Родители самостоятельно используют материалы, предоставляемые логопедом. Повышается педагогическая компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка.
Работа делится на 3 этапа:
1 этап — подготовительный (информационно-аналитический).
Задачи:
- выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка;
- комплексное логопедическое обследование устной речи воспитанников;
- сбор и анализ анамнестических данных; психолого-педагогическое изучение детей;
- дифференциальная диагностика речевых расстройств;
- обработка результатов обследования; определение прогноза речевого развития и коррекции.
2 этап — основной (практический).
Задачи:
- Разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников через «Консалдинговую службу ДОУ».
- Пополнить и дополнить логопедическую копилку для родителей.
- Развитие и совершенствование речевых и неречевых процессов, профилактику, коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, развитие познавательной, коммуникативной и регулирующей функции речи. Осуществляется в форме индивидуальных, подгрупповых (2-3 ребенка) и фронтальных логопедических занятий.
3 этап — заключительный (контрольно-диагностический).
Задачи:
- Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей.
- Транслировать опыт работы по данной теме для педагогов в районе.
Формы работы с родителями:
- онлайн-консультация;
- электронная запись;
- родительское собрание;
- педагогическая мастерская;
- деловые и ролевые игры;
- консилиумы;
- диспут, размышление;
- практикумы;
- круглый стол.
- дни открытых дверей;
- логопедический досуг;
- совместные занятия родителей с детьми;
- семейный клуб «Домашний логопед»;
Выпускные утренники;
Наглядно-информационные формы:
- стенды;
- папки-ширмы;
- выставки;
- папки-передвижки;
- буклеты;
- памятки и листовки;
- видеотека.
Практическая значимость проекта.
- Предложена система поэтапного включения родителей в коррекционно-логопедический процесс, методические пособия для домашнего использования родителями.
- Разработана система поэтапного оказание логопедической помощи детям с ОВЗ.
Список средств обучения:
Перечень имеющегося оборудования логопедического кабинета.
Логопедический инструментарий:
- шпатели логопедические;
- зонды логопедические;
- вата, бинт, спирт;
- настенное зеркало для логопедических занятии (50×100) 1 шт.
Дидактические пособия.
Пособия для коррекционной логопедической работы:
- по связной речи (наборы сюжетных картинок и серии сюжетных картинок для составления рассказов разной сложности, тексты для пересказа, тексты для составления рассказов);
- по грамматическому строю;
- по лексическому запасу (папки по лексическим темам);
- по звукопроизношению;
- по фонематическому восприятию.
Пособия для обследования интеллекта, дидактические игры для развития памяти, внимания, мыслительной деятельности:
- Пирамидки из 4-8 колец.
- Кубики разного цвета и размера, счетный материал в пределах 10 (палочки, грибочки и т. д.)
- Разрезные картинки разной конфигурации и наборы картинок на выделение четвертого лишнего.
- Набор матрешек, геометрических форм и предметов.
- Лото «живое — неживое», «бывает — не бывает» (сюжеты с элементами фантастики).
- Наборы карточек на обобщающие темы и набор карточек с видовыми и родовыми понятиями.
- Наборы предметов, отличающиеся одним или несколькими признаками (цвет, форма, величина).
- Набор загадок в форме описания предметов, набор загадок с пропущенным словом.
- Набор сюжетных картинок, отличающихся одним или несколькими персонажами, набор картонок — слов омонимов.
- Слова для составления шарад и ребусов.
- Слова для запоминания слов с помощью картинки или другого слова, стихотворения с перепутанными словами.
Картотеки:
- пальчиковых гимнастик;
- логоритмических игр;
- дыхательных гимнастик.
Набор предметных картинок по всем лексическим разделам.
Дидактический материал по формированию связной речи:
- сюжетные картины;
- серии сюжетных картин;
- тематические картины.
Звуковая культура:
- картинный материал для автоматизации поставленных звуков;
- альбом для закрепления поставленных звуков;
- логопедическое лото на автоматизацию и дифференциацию звуков;
- папки с речевым материалом для автоматизации и дифференциации поставленных звуков;
- картины для проведения «Общего комплекса артикуляционной гимнастики»;
- коробка с разрезными буквами, слогами.
Дидактический материал для развития мелкой моторики:
- пирамидки;
- шнуровки, деревянные пазлы;
- тетради;
- карандаши.
Перечень необходимого оборудования логопедического кабинета:
- персональные компьютеры;
- интерактивная доска;
- специальные компьютерные программы;
- массажное кресло.
Автор: Рябчинская Наталья Борисовна
Должность: учитель-логопед
Место работы: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Ёлочка»
Месторасположение: город Абакан, Республика Хакасия
Дата изменения: 28.04.2020
Дата публикации: 02.04.2015