Логопедический проект «Семейный логопед»

Вид проекта: информационный, практико-ориентированный, открытый.

Продолжительность: долгосрочный.

Принципы реализации проекта

  • добровольности;
  • значимости (выбранные темы актуальны и принимаемы);
  • вариативности форм и методов;
  • научности; сотрудничества;
  • постоянства обратной связи;
  • открытости
  • конфиденциальности.

Цель проекта: Формирование педагогических логопедических программ по созданию безбарьерной образовательной среды, обеспечивающих адаптированный доступ детей с ОВЗ в образовательном процессе системы общего назначения.

Задачи:

  • установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов;
  • повысить грамотность родителей в области воспитания речевого развития детей;
  • воспитать у родителей привычку интересоваться у логопеда процессом развития речи ребенка, обращаться за помощью в вопросах коррекции
  • своевременная профилактика речевых нарушений у детей с ОВЗ;
  • диагностика речевого развития детей;
  • обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода к каждому ребёнку, качественная разработка и реализация маршрута коррекции и (или) компенсации речевого дефекта с учетом его структуры, степени тяжести, обусловленности.

Актуальность проекта определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между:

  • ростом количества детей с ОВЗ и отсутствием возможности оказания коррекционной логопедической помощи всем нуждающимся в условиях ДОУ;
  • отсутствием должного уровня психолого-педагогических знаний у родителей.

Ожидаемые результаты:

Родители активно включаются в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях. Родители самостоятельно используют материалы, предоставляемые логопедом. Повышается педагогическая компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка.

Работа делится на 3 этапа:

1 этап — подготовительный (информационно-аналитический).

Задачи:

  • выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка;
  • комплексное логопедическое обследование устной речи воспитанников;
  • сбор и анализ анамнестических данных; психолого-педагогическое изучение детей;
  • дифференциальная диагностика речевых расстройств;
  • обработка результатов обследования; определение прогноза речевого развития и коррекции.

2 этап — основной (практический).

Задачи:

  1. Разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников через «Консалдинговую службу ДОУ».
  2. Пополнить и дополнить логопедическую копилку для родителей.
  3. Развитие и совершенствование речевых и неречевых процессов, профилактику, коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, развитие познавательной, коммуникативной и регулирующей функции речи. Осуществляется в форме индивидуальных, подгрупповых (2-3 ребенка) и фронтальных логопедических занятий.

3 этап — заключительный (контрольно-диагностический).

Задачи:

  1. Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей.
  2. Транслировать опыт работы по данной теме для педагогов в районе.

Формы работы с родителями:

  • онлайн-консультация;
  • электронная запись;
  • родительское собрание;
  • педагогическая мастерская;
  • деловые и ролевые игры;
  • консилиумы;
  • диспут, размышление;
  • практикумы;
  • круглый стол.
  • дни открытых дверей;
  • логопедический досуг;
  • совместные занятия родителей с детьми;
  • семейный клуб «Домашний логопед»;

Выпускные утренники;

Наглядно-информационные формы:

  • стенды;
  • папки-ширмы;
  • выставки;
  • папки-передвижки;
  • буклеты;
  • памятки и листовки;
  • видеотека.

Практическая значимость проекта.

  • Предложена система поэтапного включения родителей в коррекционно-логопедический процесс, методические пособия для домашнего использования родителями.
  • Разработана система поэтапного оказание логопедической помощи детям с ОВЗ.

Список средств обучения:

Перечень имеющегося оборудования логопедического кабинета.

Логопедический инструментарий:

  • шпатели логопедические;
  • зонды логопедические;
  • вата, бинт, спирт;
  • настенное зеркало для логопедических занятии (50×100) 1 шт.

Дидактические пособия.

Пособия для коррекционной логопедической работы:

  • по связной речи (наборы сюжетных картинок и серии сюжетных картинок для составления рассказов разной сложности, тексты для пересказа, тексты для составления рассказов);
  • по грамматическому строю;
  • по лексическому запасу (папки по лексическим темам);
  • по звукопроизношению;
  • по фонематическому восприятию.

Пособия для обследования интеллекта, дидактические игры для развития памяти, внимания, мыслительной деятельности:

  • Пирамидки из 4-8 колец.
  • Кубики разного цвета и размера, счетный материал в пределах 10 (палочки, грибочки и т. д.)
  • Разрезные картинки разной конфигурации и наборы картинок на выделение четвертого лишнего.
  • Набор матрешек, геометрических форм и предметов.
  • Лото «живое — неживое», «бывает — не бывает» (сюжеты с элементами фантастики).
  • Наборы карточек на обобщающие темы и набор карточек с видовыми и родовыми понятиями.
  • Наборы предметов, отличающиеся одним или несколькими признаками (цвет, форма, величина).
  • Набор загадок в форме описания предметов, набор загадок с пропущенным словом.
  • Набор сюжетных картинок, отличающихся одним или несколькими персонажами, набор картонок — слов омонимов.
  • Слова для составления шарад и ребусов.
  • Слова для запоминания слов с помощью картинки или другого слова, стихотворения с перепутанными словами.

Картотеки:

  • пальчиковых гимнастик;
  • логоритмических игр;
  • дыхательных гимнастик.

Набор предметных картинок по всем лексическим разделам.

Дидактический материал по формированию связной речи:

  • сюжетные картины;
  • серии сюжетных картин;
  • тематические картины.

Звуковая культура:

  • картинный материал для автоматизации поставленных звуков;
  • альбом для закрепления поставленных звуков;
  • логопедическое лото на автоматизацию и дифференциацию звуков;
  • папки с речевым материалом для автоматизации и дифференциации поставленных звуков;
  • картины для проведения «Общего комплекса артикуляционной гимнастики»;
  • коробка с разрезными буквами, слогами.

Дидактический материал для развития мелкой моторики:

  • пирамидки;
  • шнуровки, деревянные пазлы;
  • тетради;
  • карандаши.

Перечень необходимого оборудования логопедического кабинета:

  • персональные компьютеры;
  • интерактивная доска;
  • специальные компьютерные программы;
  • массажное кресло.

Автор: Рябчинская Наталья Борисовна
Должность: учитель-логопед
Место работы: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Ёлочка»
Месторасположение: город Абакан, Республика Хакасия

Дата изменения: 28.04.2020
Дата публикации: 02.04.2015




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *