Цель мастер-класса – разработка развивающих игр, основанных на методе эйдетики, для развития образной памяти и закрепления имеющихся у детей старшего дошкольного возраста знаний по разным разделам ООП ДО.
Задачи:
- Дать педагогам представление о том, что такое эйдетика.
- Познакомить с вариантами игр, основанных на методе эйдетики, для развития психических процессов старших дошкольников.
- Показать возможности игр, основанных на методе эйдетики, для закрепления имеющихся у детей знаний по разным разделам ООП ДО .
Ожидаемые результаты:
- У участников мастер-класса сформируются представления об эйдетике в целом, о необходимости применять методы эйдетики в своей работе с дошкольниками.
- Педагоги познакомятся с вариантами игр, которые можно использовать в работе с детьми.
- Участники мастер-класса придумают новые сюжеты для развивающей игры, основанной на методе эйдетики для закрепления имеющихся у детей знаний по разным разделам ООП ДО.
Уважаемые коллеги, внимательно посмотрите на стол в течении 10 секунд.
На столе расположены следующие предметы: книга, шкатулка, чашка, домик, кукла, матрешка.
Закройте, пожалуйста глаза (в это время поменять предметы местами и накрыть платком).
Скажите, где какие предметы находятся?
(Ответы участников мастер-класса)
Эта игра направлена на развитие образной памяти, мышления, воображения, внимания, в ее основу лег метод эйдетики.
Тема моего мастер-класса «Использование метода эйдетики для развития психических процессов детей старшего дошкольного возраста».
Цель мастер-класса – разработка развивающих игр, основанных на методе эйдетики, для развития образной памяти и закрепления имеющихся у детей старшего дошкольного возраста знаний по разным разделам ООП ДО.
И так, что же такое эйдетика? «Эйдос» – в переводе с греческого «образ». Эйдетизм – разновидность образной памяти – это естественная и удобная, да и просто необходимая способность очень ярко представлять себе предмет, которого нет в поле нашего восприятия. Сербский ученый Виктор Урбанчич первый изучил в 1907 году эйдетизм, как специфический вид памяти, который способен на образном уровне запоминать и воспроизводить предметы или явления. Так же он ввел сам термин «эйдетика». Более глубоким изучением этого явления занялся немецкий ученый Эрик Йенш в 1911 году. В России проблемами эйдетики в 20–30-е годы занимались многие знаменитые ученые: П.П. Блонский, Л.С. Выготский, М.П. Кононова, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов. Л.С. Выготский утверждал, что эйдетизм – это нормальное явление в онтогенезе каждого ребенка.
В чём же принцип, суть методики? Метод эйдетики строится на принципе образных ассоциаций, благодаря которым ребёнок может быстрее, качественнее запоминать материал, сохранить его и легко воспроизвести. Вы, наверное все прекрасно знаете, как легко запомнить на всю жизнь все цвета радуги по нехитрой прибаутке «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»? Дело все в том, что, проговаривая эти стихи, мы явно представляем себе «радужного» фазана. Образ, доступный воображению + положительные эмоции – в результате в памяти надолго сохраняется яркий «файлик» с нужной информацией. Примечательно, что именно так работает память дошколёнка. Такую психическую особенность необходимо использовать в обучении. С 1989 года открыта школа эйдетики, образовательный процесс которой направлен на развития абстрактно-образной памяти у детей и взрослых. Основателем школы эйдетики является Игорь Матюгин – доктор педагогических наук, автор многих научных трудов, серий книг, которые раскрывают основные принципы эйдетики и ее методы, которых насчитывается более 20.
Я же сегодня хочу познакомить вас с игрой, основанной на принципах и методах эйдетики, которую я сделала для старших дошкольников (Фотографическая память).
Демонстрирую игру «Посмотри и запомни», фотографии из коллекции «Памятники сказочным и литературным персонажам», сюжетную картинку для закрепления с дошкольниками знаний о частях суток.
Все игры имеют как одну общую задачу – развитие образной памяти, внимания, мышления, так и задачи, связанные с закреплением имеющихся знаний у детей по разным разделам ООП ДО. Игры подобного плана очень нравятся детям, они с удовольствием находят правильные ответы на поставленные вопросы, очень хорошо стимулирует детей соревновательный момент (у кого больше смайликов в конце игры).
Рассказываю, что стимульный материал может быть самым разнообразным (можно взять готовый картинки из интернета, из книг; самостоятельно нарисовать рисунок; скомпоновать иллюстрацию, используя компьютерные программы и т. д.). Такую игру можно проводить в ходе НОД, использовать на закрепление определенных знаний. Сюжет иллюстрации будет завесить от поставленных педагогом задач.
Предлагаю участникам мастер-класса разделиться на команды и придумать сюжеты картинок и составить к ним вопросы, для закрепления имеющихся у детей старшего дошкольного возраста знаний по разным разделам ООП ДО. Команды представляют свои наработки, рассказывают, какие знания у детей можно закрепить, используя данную картинку.
Благодарю участников мастер-класса за работу.
Предлагаю участников оценить мастер-класс (лимон – не понравилось, банан – понравилось, яблоко – остались вопросы).
Автор: Кукушкина Елена Викторовна
Должность: педагог-психолог
Место работы: МКДОУ «Детский сад № 36 комбинированного вида «Поиск»
Месторасположение: город Новосибирск
Дата изменения: 04.05.2018
Дата публикации: 04.05.2018