Мастер-класс в ДОУ — лепка из пластилина улиток

Мастер-класс «Улитка, улитка, покажи свои рожки» (Лепка из пластилина улиток скульптурным и комбинированным способом).

Пояснительная записка

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке являются руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как наиболее доступную для освоения.

В других видах изобразительного творчества должен пройти скрытый период усвоения, пока способности воплотятся через изобразительную технику. В лепке склонности и способности к творчеству реализуются даже при минимуме материалов. Из одного комка пластилина можно создавать множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы. Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. Маленький пластилиновый мир, но как настоящий. С пластилиновыми игрушками можно увлечённо играть и даже ставить маленькие миниатюры и спектакли.

Поэтому для мастер-класса выбран игрушечный образ улитки из развивающего мультфильма для детей «Прыг и скок ребятам о зверятах». Пластилиновая улитка имеет объёмную форму, проста и доступна в технике изготовления и выборе материалов, но при этом широко позволяет проявить творческие способности детей:

— самостоятельный выбор материала;

— различные способы закручивания раковины, дополнения и декорирования образа улитки.

Мастер-класс предназначен для детей дошкольного возраста 5-6 лет.

Цель: Содействие развитию творчества детей через создание образа улитки скульптурным и комбинированным способами лепки.

Задачи:

— познакомить детей с разными способами создания лепных форм и техникой их преобразования в образ улитки;

— создать условия для творческой активности детей через практическое применение способов лепки, поддержание интереса к поиску способов дополнения (рожки, глазки) и декорирования образа (оформление раковины, смешивания цветов).

Материалы и оборудование:

Мультимедийное оборудование, столы, стулья, пластилин разных цветов, коврики для лепки; зубочистки, проволока, или другой материал для рожек; бисер или маленькие бусины, пуговицы для оформления раковины и глаз – на выбор педагога.

План:

  1. Виды лепных форм и способы их преобразования.
  2. Приемы работы с пластилином по созданию образа улитки.
  3. Изготовление творческой работы.
  4. Рефлексия.

Ход

Виды лепных форм и способы их преобразования.

Слайд 1 Демонстрация мультфильма «Прыг и скок ребятам о зверятах – улитка», который определяет тему мастер-класса для детей. Мультфильм-загадка позволяет детально рассмотреть внешний вид улитки, различные формы и окраску раковин, мотивирует детей к созданию образа улитки.

Педагог сообщает о материалах и инструментах, с помощью которых дети будут лепить улитку, демонстрирует презентацию «Превращения пластилина»

Приемы работы с пластилином по созданию образа улитки.

Слайд 2 «Лепка цилиндрической формы»

Из кусочка пластилина совместно с детьми лепим колбаску, жгутик. Выполняем движения ладонями рук вперёд-назад с одновременным проговариванием текста: «Едет, едет паровоз – две трубы и 100 колёс, чух, чух, чух!

В кольца жгутик превратился и в баранку нарядился.

Жгутик ленточкой скрутился в улитку, спиральку и змейку превратился.

Слайд 3 «Лепка шарообразной формы»

Из кусочка пластилина совместно с детьми лепим шар. Выполняем круговые движения ладонями рук с одновременным проговариванием текста: «Колобок, колобок, покажи свой круглый бок».

Колобок наш покатился и в огурчик превратился.

Потянули за бочок – грушей стал наш колобок.

Пальчиком прижмём слегка – вот и шляпка для грибка.

А теперь наш колобок, словно маленький жучок.

На ладошку положили и тихонько придавили – получилось колесо, покатилось на крыльцо.

Слайд 4 «Способы лепки раковины»

Демонстрация способов лепки раковин путём преобразования цилиндра: сплющивание, раскатывание, скручивание.

3. Изготовление творческой работы улитка по замыслу ребёнка.

Последовательность выполнения работы

Выбираем цвета пластилина, из одного куска раскатываем цилиндр и преобразуем его в конус.

Мастер-класс в детском саду
Мастер-класс в детском саду

С широкой стороны конуса вытягиваем рожки. Из второго куска пластилина выкатываем длинный жгут, и скручиваем его в спираль. Прикрепляем спираль-раковину к телу улитки. Дополняем образ улитки деталями – глазки, ротик, рожки.

Мастер-класс в детском саду
Мастер-класс в детском саду

Из оставшихся кусочков пластилина на основе преобразования цилиндра и шаров лепим лист и цветок. Помещаем улитку на лист.

Мастер-класс в детском саду
Мастер-класс в детском саду
Мастер-класс в детском саду
Мастер-класс в детском саду
Мастер-класс в детском саду
Мастер-класс в детском саду
Мастер-класс в детском саду
Мастер-класс в детском саду

4. Рассматривание вылепленных улиток, выделение положительных моментов в ходе выполнения работы, оформление мини-выставки.

Во время рассматривания вылепленных работ педагог создаёт «ситуацию успеха» для каждого ребёнка посредством метода похвалы и одобрения, подчёркивания индивидуальности каждой работы.

Методические рекомендации

При выполнении практической части мастер-класса дети самостоятельно выбирают материал, свободно размещаются в кабинете, приготовив всё необходимое. Педагог подбадривает детей, помогает определить способ закручивания раковины тем, кто не уверен в своих возможностях и долго не решается начать. Можно индивидуально показать хотя бы два способа в замедленном темпе и предложить ребёнку самому так лепить. По ходу практической части уместно несколько раз негромко напомнить, что улитки бывают разные и лепить их нужно тоже по-разному.

Индивидуальная помощь детям состоит в том, чтобы вовремя переключить их на новый способ работы, предложить другой материал или меньший по размеру кусочек для более миниатюрной работы. Можно использовать закличку о рожках: «Улитка, улитка, покажи рожки!» и вопросы.

А кому улитка ещё не показала рожки? Кому она улыбнулась? На кого улитка уже посмотрела? Как украшен домик улитки? Такие вопросы напомнят детям о том, что созданный образ можно дополнить (рожками, глазками, декором).

Литература

Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2000. – 112 с.

Скачать презентацию: Мастер-класс в ДОУ — лепка из пластилина улиток

Автор: Фертикова Анна Павловна
Должность: педагог дополнительного образования
Место работы: МБОУ ДО «Центр творчества и досуга»
Месторасположение: Республика Хакасия, г. Черногорск, ул. Чапаева 27а

Дата изменения: 27.05.2022
Дата публикации: 01.12.2017




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *