Дидактические, математические игры для детей 5-7 лет

Интерактивные дидактические игры как средство развития математических способностей детей дошкольного возраста 5-7 лет.

Математические игры для дошкольников
Математические игры для дошкольников

Путь в современную науку и технику, просто в современную жизнь лежит через математику. Математическое образование является отражением истории развития человеческой мысли. Именно поэтому математическое образование всегда играло важную роль в культурном развитии человека. При этом возможности математического образования далеко выходят за границы собственно математических предметов. Математика – это язык, математическое образование может и должно стать средством языкового развития детей, научить их коротко, грамотно и точно формулировать свои мысли.

Одним из направлений развития и образования детей дошкольного возраста в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) является познавательное развитие, которое предполагает формирование познавательных действий, первичных представлений о форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях, а также развитие воображения и творческой активности. Кроме этого, ФГОС ДО включает и требования к развивающей предметно-пространственной среде, которая должна быть оснащена техническими средствам обучения и воспитания, включать разнообразные игры, интерактивные дидактические материалы.

Представленные далее авторские интерактивные дидактические игры построены на основе взаимодействия взрослого и ребенка. Игры развивают у детей 5-7 лет умение работать в группе и индивидуально, способствуют поддержке детской инициативы и самостоятельности, развитию мышления, воображения, что соответствует идеям ФГОС ДО.

Математика для ребенка дошкольного возраста является чем-то большим, нежели традиционный набор – арифметика, счет и обучение различению геометрических фигур. Опыт показывает, что процесс развития математических способностей детей дошкольного возраста необходимо ориентировать на достижение значимых и конкретных для каждого ребенка результатов и осуществлять его в различных видах деятельности детей.

Педагогам необходимо овладевать компетентностями в области применений информационных технология (ИКТ – компетентностями). Профессиональная ИКТ — компетентность — это квалифицированное использование средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где это необходимо.

Педагогу для этого требуется осваивать современное цифровое оборудование, подбирать и применять методики, игры и игровые материалы для развития математических способностей детей дошкольного возраста.

К. Д. Ушинский писал: «Детская природа требует наглядности». Наглядность в полной мере мы можем увидеть в условиях использования цифрового оборудования в работе с детьми дошкольного возраста.

Использование цифрового оборудования в развитии математических способностей детей дошкольного возраста является на сегодняшний день одним из приоритетных и изучаемых направлений.

Интерактивная доска — это современное цифровое оборудование, которое может использоваться для развития математических способностей детей дошкольного возраста.

Для работы с интерактивной доской используется программа «AktivInspire». В ней создаются флипчарты. Каждый флипчарт содержит определенные задания, созданные с помощью набора разнообразных инструментов программы, изображений, звуков, действий. Задания могут быть распечатаны и использованы в будущем.

Выбор ответов в каждом задании осуществляется нажатием на экран с помощью стилуса (специальный карандаш для интерактивной доски) или пальца. Правильные и неправильные ответы сопровождаются анимацией.

Программа предоставляет педагогу возможность использовать задания не один раз (наличие инструмента сброса решенного задания), а также имеется функция комментирования игр в обозревателе примечаний.

Интерактивная доска может использоваться как экран телевизора, для просмотра презентаций, прослушивания историй, рассматривания иллюстраций и текста, спроецированных на большой экран, а также для использования интерактивных обучающих заданий.

Организация деятельности детей с интерактивной доской

В 5-7 лет у ребенка дошкольного возраста происходит развитие логического мышления. Логические приемы умственных действий — сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование — в литературе также называют логическими приемами мышления. Развивать логическое мышление дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Формированию у ребенка математических способностей благоприятствует использование разнообразных дидактических игр, ведь игра — основной вид деятельности в дошкольном возрасте. Интересно поданное задание — игра. Все способности ребенка 5-7 лет, в том числе математические, совершенствуются в ходе игровой деятельности.

Использование интерактивных дидактических игр является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации образовательной деятельности детей дошкольного возраста, способствует развития наблюдательности, умения рассуждать, делать выводы и создает благоприятный эмоциональный фон, позволяет реализовать принцип обучения в деятельности.

Представленные интерактивные дидактические игры являются авторскими.

Интерактивные дидактические игры состоят из игровых заданий, направленных на развитие у дошкольников математических способностей, таких как:

  • умение выделять главное, обобщать, обосновывать, рассуждать, делать выводы;
  • математическая память;
  • умение представлять предмет в пространстве;
  • представление о форме, количестве;
  • умение к оперированию знаковой и числовой символикой.

Интерактивные дидактические игры могут быть использованы, как на этапе изучения нового материала, так и на этапе закрепления. Игры могут использоваться в непрерывной образовательной деятельности, для проведения индивидуальных и групповых занятий с детьми 5-7 лет, а также для проведения индивидуальной диагностики развития математических способностей ребенка.

Интерактивные дидактические игры включают как простые задания, так и более сложные. Привлекательный дизайн, включающий цветные иллюстрации, анимацию, различные звуки помогают создавать игровую атмосферу и вовлекать детей в игровую деятельность, способствующую развитию математических способностей.

В интерактивных дидактических играх имеются похвальные мотивационные элементы: поощрение, благодарность от персонажа за выполненное задание, звуковой сигнал, которые способствуют поддержанию интереса ребенка на протяжении игры.

Описание интерактивных дидактических игр

1. «Бусы для Мальвины»

Цель: закреплять знание геометрических фигур, умение видеть и составлять ряд закономерно чередующихся фигур; развивать мыслительные операции — анализ, сравнение, обобщение и аналогию, развивать логическое мышление, память, воображение, зрительное внимание.

Игра создана при помощи инструментов «Фигура», «Заливка», вставки мультимедиа, а также дополнительного инструмента программы «Телеграфная лента», в котором указывается текст телеграммы, цвет, размещение на экране.

Ход игры:

Педагогом может быть предложена игровая ситуация: «Ребята, у Мальвины случилась неприятность — рассыпались ее любимые бусы, давайте поможем Мальвине».

На экране образец цепочки из бусин (геометрических фигур) и рассыпавшимися…

Скачать статью полностью

Автор: Суранова Анастасия Викторовна
воспитатель
МДОУ «Детский сад №236»
город Ярославль

Дата изменения: 24.09.2022
Дата публикации: 24.09.2022




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *