Конспект познавательного занятия «Кто делает куклы?» (знакомство с известным северодвинским мастером-кукольником Ириной Евгеньевной Черепановой).
Цель: познакомить с мастером ручного труда г. Северодвинска — И. Е. Черепановой.
Задачи:
- активизировать интерес к профессии кукольника;
- заинтересовывать личностью мастера; учить понимать назначение авторских кукол;
- развивать воображение, мелкую моторику рук;
- вызывать радостные эмоции, восхищение от соприкосновения с куклой;
- воспитывать гордость за свою малую родину, за родной город, в котором живут удивительные люди;
- формировать бережное отношение к предметам чужого труда, игрушкам.
Оборудование и материалы:
- фотография И. Е. Черепановой;
- авторские куклы;
- основы куклы-мотанки;
- фото кукол И. Е. Черепановой, видео проектор.
Словарная работа:
- мастер-кукольник;
- авторская кукла;
- ручная работа;
- кукла-мотанка.
Предварительная работа:
- экскурсия в ЦК и ОМ на выставку игрушек ручной работы;
- беседа о культуре поведения в общественных местах;
- рассматривание коллекции народных кукол Котовой Т.В.;
- разучивание игры «Кукла».
Ход занятия
1. Я пригласила вас сегодня на необычное занятие. На этом занятии только девочки. Почему? Чтобы это выяснить, отгадайте загадку:
Я хорошая игрушка,
Буду девочкам подружка,
Я могу сидеть в коляске,
Закрывать умею глазки (кукла)
- Кто любит играть куклами? (В первую очередь девочки, хотя и мальчики иногда не прочь покачать или покатать куколку.)
- А как вы думаете, как появляется кукла? ( покупают в магазине, дарят и т. д.)
- А в магазин она откуда попала? (с фабрики игрушек)
2. «Экскурсия на выставку кукол».
(все куклы фабричного производства, одна авторская кукла)
Подойдите к столу, посмотрите, сколько здесь кукол. Все куколки немного похожи и только одна совсем другая. Найдите ее (показывают куклу ручной работы).
Все куклы на столе сделаны на фабрике, а вот эту куклу сделал человек своими руками в мастерской. Сама куколка и ее одежда сделаны вручную мастером. Все от головки до башмачков изготовлено без применения техники. Такая кукла называется авторская кукла, у нее есть мама, часто так называют мастера, который сделал куклу. У каждой авторской куклы есть имя, его дает кукольник.
А вы знаете, кто такой мастер-кукольник? ( это человек, который делает кукол)
Мастер-кукольник этой куклы — Ирина Евгеньевна Черепанова. А куклу зовут…
3. Физкульминутка.
Куклы так похожи на человека! Давайте поиграем с куклой!
Не плачь, куколка моя,
Остаешься ты одна («КАЧАЮТ КУКЛУ»).
Не могу с тобой играть, (грозят пальцем)
Нужно мне перестирать: (имитация стирки руками)
Твои платья и носки, (считают на пальцах)
твои юбки и чулки,
Я налью воды чуток, (имитация движений)
В таз насыплю порошок.
Пену снежную взобью,
Постираю и пойду.
Пока светит солнышко, (идут по кругу, взявшись за руки)
Натяну веревочку.
К ней одежду прикреплю,
Ветерком все просушу. (руки над головой плавно)
Утюгом туда-сюда
Белье быстро глажу я.
Поработали вдвоем, (приседают на корточки, «засыпают»)
А теперь и отдохнем.
4. Работа с портретом Черепановой И.Е.
Я вас познакомила с куклой, а сейчас давайте познакомимся с мастером, который ее сделал. Это Черепанова Ирина Евгеньевна. Она живет в нашем городе Северодвинске. Вот ее фотография.
Посмотрите на нее и скажите, какой может быть эта женщина?
(добрая, веселая, много смеется, выдумщица, красивая, много сказок читала, у нее много кукол и т. д.)
Вывод: это очень здорово, что такой человек, изготавливающий куклы, живет именно в нашем городе.
У Ирины Черепановой есть мастерская, называется она «Кукольный домик», эта мастерская находится около гипермаркета «Южный».
Когда вы с родителями будете рядом, обязательно сходите туда! Там можно будет увидеть другие куклы Ирины Черепановой.
Например, такие… (показ фото др. игрушек автора).
У мастера-кукольника Ирины Черепановой есть самая любимая кукла.
Это мальчик Эмилио. Вот эта кукла (показ слайда)
Давайте посмотрим, как сама Ирина Евгеньевна рассказывает о Эмилио.
5. Изготовление куклы-мотанки.
А вы бы хотели сами сделать куколку? Тогда проходите к столу. Сегодня мы будем делать куклу-мотанку. Так называют кукол, которых изготавливают из обрезков ткани и ниток. Заготовка куклы у каждого уже есть, вам предстоит сделать руки и платье.
Во время того, как дети делают куклу, рассказ о мотанках, о бережном отношении к игрушкам, результатам чужого труда.
Кукла-мотанка.
Кукол можно было видеть в любом крестьянском доме. Они выполняли разные функции — охраняли жилье, детей, сон, берегли хозяйство. Дети любили ими играть.
Мотанка отличается от обычной игрушки отсутствием лица. По старинным поверьям через лицо в куклу вселяется душа. А душа бывает доброй или злой.
Материалами для изготовления служат натуральные материалы (сено, солома, дерево, лен). Украшали мотанку народными орнаментами и вышивкой.
Народ верил, что в мотанке находится дух предков и она могла передавать опыт из поколения в поколение, считали, что этот символ приносит им богатство и удачу.
Секреты изготовления кукол передавались в семье от матери к дочери. Когда девушка выходила замуж, мать дарила ей куклу-мотанку , как оберег для нового дома. Заболевшему ребенку давали поиграть с куклой. После чего ее уничтожали. В народе верили, что она впитает в себя его недуг.
Когда ребенок вырастал, его место в колыбели занимала кукла. Она охраняла это место от нечистой силы до рождения следующего ребенка.
7. Закрепление материала.
- Вы сегодня познакомились с северодвинской мастерицей, которая делает куклы. Как ее зовут? (Ирина Черепанова.)
- Как называется кукла, которую руками сделал мастер (автор) ? (Авторская.).
- В каком городе живет мастер-кукольник Ирина Черепанова? ( в Северодвинске.)
Сегодня и у вас была возможность сделать свою куклу. Давайте пойдем с ними играть, дайте каждой кукле имя.
Материал для беседы с детьми.
Мастерская Ирины Черепановой открылась в конце 2008 года.
О себе мастер рассказывает так:
Изготовлением авторской куклы я занимаюсь уже пять лет. По специальности я преподаватель технологии и предпринимательства. Еще я имею образование художника-скульптора. Только для создания куклы всего этого оказалось мало. Пришлось освоить много разных профессий, прежде чем открывать свою мастерскую: надо было стать портным, парикмахером, башмачником, гримером…
Создание куклы — длительный и очень интересный процесс.
Для меня самое приятное — наблюдать, как рождается моя кукла, будущий персонаж.
Сначала разрабатывается образ — появляется идея. На бумаге я эскиз его не рисую — он в моем воображении. Далее лепка личика, ручек, ножек из самоотвередевающего пластика (паперклэй) или глины или лепного фарфора.. Далее изготовление тельца.
Если куклу делаю в технике глина и фарфор, то еще стадия обжига. Далее роспись личика, ручек и ножек, приклеивания ресничек, формирование прически кукле. Затем — моделирование костюма, создаю выкройки по кукле и начинаю шить. При этом одновременно с этим обшиваю бисером, тесьмой, кружевами, кантами.
Потом перехожу к обуви для будущей куклы, в предпоследнюю очередь создаю головной убор и аксессуары для куколки, украшаю их. Подстригаю куклу, завиваю, укладываю.
Потом я перехожу к изготовлению подставки для куклы, изготовлению сертификата для куклы, где указываю, все метрические данные куклы, название, автора, год изготовления, материалы, аксессуары и подпись автора.
В головку будущей куколки я вкладываю маленькую записочку, где рисую маленькое сердечко и пишу добрые напутствия и пожелания.
Всех своих куколок фотографирую на природе, вблизи озера или просто в красивых местах, создаю историю куклы, даю им рождение, даю им возможность увидеть солнце, воздух, воду, травку, и чтоб они уже имели представление о мире…
Посмотришь потом на фото, а они как живые…
Автор: Коптяева Юлия Алексеевна
воспитатель 1 кв. категории
МБДОУ «Детский сад № 49 «Белоснежка»
г. Северодвинск, Архангельская область
Дата изменения: 06.06.2022
Дата публикации: 04.03.2014