Доклад «Предметно – игровая среда в образовательном процессе ДОУ согласно ФГОС»

Балаченкова Антонина Алексеевна
Нугаева Зифа Махмутовна
воспитатели
ГБОУ СОШ №4 детский сад
город Сызрань, Самарская область

С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально.

Необходимо учитывать следующие образовательные области:

— социально-коммуникативное;

— познавательное;

— речевое;

— художественно-эстетическое развитие;

— физическое развитие.

Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Главная цель ДОУ — организовать процесс становления личности ребенка, через раскрытие его индивидуальных возможностей, формирования познавательной активности. Все это обеспечивается за счет решения следующих задач:

— создать необходимые предпосылки для развития внутренней активности ребенка;

— предоставить каждому ребенку возможность самоутвердиться в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, в максимальной степени раскрывающих его индивидуальные качества и способности;

— ввести стиль взаимоотношений, обеспечивающих любовь и уважение к личности каждого ребенка;

— активно искать пути, способы и средства максимально полного раскрытия личности каждого ребенка, проявления и развития его индивидуальности;

— ориентироваться на активные методы воздействия на личность.

Для построения развивающей среды в ДОУ выделяем следующие принципы:

— принцип открытости;

— гибкого зонирования;

— стабильности-динамичности развивающей среды;

— полифункциональности;

— принцип открытости реализуется в нескольких аспектах: открытость природе, открытость культуре, открытость обществу и открытость своего «Я»

В исследованиях В. В. Давыдова, В. П. Лебедевой, В. А. Орлова, В. И. Панова рассматривается понятие об образовательной среде, существенными показателями которой выступают следующие характеристики:

— каждому возрасту соответствуют определенные психологические новообразования;

— обучение организовано на основе ведущей деятельности;

— продуманы, структурированы и реализуются во взаимосвязи с другими видами деятельности.

В дошкольной педагогике под термином согласно ФГОС «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых».

Следовательно, согласно ФГОС нам необходимо обеспечить жизненно важные потребности формирующейся личности: витальные, социальные, духовные.

Все групповое пространство распределено на ЦЕНТРЫ, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры.

Жизненное пространство детей должно отвечать двум граням:

— оно должно формировать основополагающее доверие к окружающему миру, выражающемуся в его безопасности и стабильности;

— иметь побудительные импульсы для проявления активности ребенка.

Сочетание этих требований создает оптимальную окружающую среду для здорового и гармоничного развития дошкольника.

Не будем забывать и о требованиях ФГОС в современном ДОУ должна отвечать следующим требованиям:

— включать элементы новизны;

— являться многофункциональной;

— содержать умеренный элемент риска.

У дошкольников в группе появляется потребность «выпасть» из поля зрения взрослых и совершать действия вне контроля и влияния. Кроме того, у ребенка возникает «территориальное поведение», заключающееся в освоении, использовании и защите собственного пространства, которое, с одной стороны, удовлетворяет любопытство и реализует желания, а с другой — служит необходимым условием для возникновения чувства детской общности.

Мальчикам для овладения требуется в два раза больше пространства, и они более склонны к его исследованию и реорганизации.

Девочки менее экспансивно влияют на пространство, но они более чувствуют среду, обживают ее.

Помимо этого должны быть места для игр: глухие стены для игр с мячиками, загроможденные места для пряток, свободное пространство для догонялок.

Совершенно необходимо для ребенка место уединения. В нем ребенок может не только, например, успокоиться, но и побыть наедине с собой. Это могут быть и качели, и палатка, и диванчик, угол отдыха, место для «валяния».

Для развития творческой активности старших дошкольников большую роль играет содержание предметного наполнения игровых центров:

— модульная мебель для дидактических, развивающих и настольно — печатных игр;

— игровой материал для организации сюжетно — ролевых игр;

— игровые макеты для режиссерских игр и игр — макетирований;

— уголки ряженья для организации игр по созданию образов;

— неоформленный материал для проведения творческих игр с использованием воображаемых ситуаций и игрового фантазирования;

— исследовательский, для организации игр — экспериментирований;

— сборно-разборные мягкие модули, домики, лабиринты для двигательных и пространственных игр;

— уголок для конструктивно-строительных игр (большие и малые конструкторы, конструктор «Лего» и т. д.).

Такой подбор игрового материала побуждает детей к творческому применению своего жизненного опыта в игре, а не к действиям по шаблону, диктуемому стандартным предметным содержанием.

В дошкольном учреждении обстановка всех помещений служит одной задаче — воспитанию и развитию ребенка в коллективе. Создание такой благоприятной обстановки — большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов.

Благодаря методическим рекомендациям и педагогики в целом прекрасно происходит развитие познавательных психических процессов: ощущение, восприятие, мышление, воображение, память; формируется информационная база, ориентировочная основа психики, а это надежный фундамент для учебной деятельности, следующей ступени развития дошкольников.

Литература:

1. Власова С. С. Как в семье заложить первые ростки для развития гармоничной личности ребенка? [Текст] / С. С. Власова // Педагогика: традиции и инновации: материалы V междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2014. — С. 169-171.

2. Новосёлова С.Л. Родителям о детских играх и игрушках: Советы психолога. — М., 1992. — 16 с.

3. Новосёлова С.Л. Система «Модуль — игра». Новая развивающая предметно-игровая среда для дошкольников и педагогическая технология её использования. — М.: ООФ «Социальное развитие России», 2004. — 40 с.

Авторы: Балаченкова Антонина Алексеевна,
Нугаева Зифа Махмутовна
Должность: воспитатель
Место работы: ГБОУ СОШ №4 детский сад
Месторасположение: город Сызрань, Самарская область

Дата изменения: 24.06.2015
Дата публикации: 24.06.2015




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *