В современных условиях развития общества проблема здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Развитие, укрепление и сохранение здоровья ребенка является самой главной задачей перед воспитателями. Очень важно понять, что здоровье — это не только отсутствие заболевания, но и способность организма быстро адаптироваться к различным условиям жизнедеятельности и противостоять воздействию вредных влияний внешней среды. Необходимо укреплять и охранять физическое и психическое здоровье детей.
Работа воспитателя должна быть ориентирована на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре, потребности в двигательной активности.
Для решения задач воспитатель должен использовать различные методы и формы работы с детьми и родителями: занятия, игры-занятия, изобразительная деятельность, прогулки, гигиенические процедуры, закаливающие мероприятия, игры, спортивные мероприятия, праздники, беседы, чтение литературы, использование эмоционально-привлекательных форм, работа с родителями, направленная на оздоровление детей и на развитие их физической активности.
В работе с детьми необходимо осуществлять комплекс мероприятий:
— диагностика ребенка поможет определить исходные показатели психического и физического здоровья, двигательной подготовленности. При выявлении у ребенка проблем, трудностей проводится консилиум педагогов, медицинских работников, учителя-логопеда, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, на котором обсуждаются диагностические данные по выявленным проблемам и намечается план индивидуальной работы. При организации оздоровительной, лечебно-профилактической и коррекционной работы учитывается физиологическое и психологическое состояние ребенка, такие дети занимаются по щадящему режиму.
— полноценное питание: выполнение режима питания, гигиена приема пищи, соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания, сервировка, индивидуальный подход во время питания, правильность расстановки мебели.
— система закаливания: соблюдение температурного режима, правильная организация прогулки и ее длительность, соблюдение сезонной одежды, облегченная одежда в детском саду, дыхательная гимнастика, полоскание рта лечебными настоями и прохладной водой, закаливающие контрастные процедуры «дорожка здоровья».
— организация двигательной активности: физические занятия в зале и на площадке с элементами психогимнастики, дозированная ходьба, оздоровительный бег, физминутки, физкультурные досуги и развлечения, «дни здоровья», утренняя гимнастика, бодрящая гимнастика, индивидуальная работа с детьми, логоритмическая гимнастика.
— создание представлений о здоровом образе жизни: привитие культурно-гигиенических навыков, формирование представлений об окружающей среде, формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений, развитие представлений о собственном теле, формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма, выработка умения определять свои состояния и ощущения, обучение правилам дорожного движения, вести работу по ОБЖ.
— применение психологических и психопрофилактических средств и методов: обеспечение условий для положительных эмоций, создание благоприятного психологического климата, организация уголка уединения для психологической разгрузки, индивидуальные беседы воспитателей и психологов с ребенком и родителями, подвижные игры, сюжетно-ролевые и режиссерские игры, музыкотерапия.
— коррекционно-педагогическая работа с детьми направлена на устранение речевого дефекта, а также на предупреждение возможных трудностей в процессе школьного обучения.
— летнеоздоровительные мероприятия: закаливание, физкультурные занятия, физкультурные досуги и развлечения, утренняя гимнастика на воздухе, интенсивное закаливание стоп, витаминизация, соки, фрукты, ягоды.
Работа с родителями одно из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребенка. Формы работы с родителями разнообразны: проведение родительских собраний, консультаций, педагогические беседы с родителями по проблемам, дни открытых дверей, показ занятий для родителей, круглые столы с привлечением специалистов детского сада, организация совместных дел.
Дошкольный возраст является важным этапом, на котором закладываются привычки и отношение к здоровому образу жизни. Таким образом, комплексный подход в формировании культуры здорового образа жизни у дошкольников позволит привить им необходимые привычки и навыки, которые будут основой для дальнейшей их жизни.
Номинация: Детский сад, Методические разработки , Доклады, педсоветы, семинары…
Название: Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников
Автор: Серова Анна Владимировна
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ детский сад комбинированного вида №48
Месторасположение: город Апатиты, Мурманская область
Дата изменения: 16.12.2015
Дата публикации: 16.12.2015