Многофункциональное дидактическое пособие «Прожорливая гусеница»

 

Название: Многофункциональное дидактическое пособие «Прожорливая гусеница»
Номинация: Детский сад, Развивающие игры , Логопедические, Старший дошкольный возраст
Автор: Долганова Ирина Витальевна
Должность: учитель-логопед высшей квалификационной категории
Место работы: МАДОУ №221 «Детский сад комбинированного вида»
Месторасположение: г. Кемерово, Кемеровской области

 

Многофункциональное дидактическое пособие «Прожорливая гусеница»

 

В последнее время проблемы коррекции речи приобретают особую актуальность. Число детей с нарушениями речи постоянно возрастает. Среди методов коррекции логопедических нарушений дошкольников в плане эффективности хорошо себя зарекомендовали логопедические игры. Однако стандартные логопедические игры очень быстро становятся детям скучными и неинтересными. Ребёнку очень трудно удержать внимание, многократное повторение одного и того же речевого материала понижает интерес ребенка, что значительно снижает усвоение им материала.

В поиске чего-то неординарного и интересного мною было разработано многофункциональное дидактическое пособие «Прожорливая гусеница»,

представляющее собой изображение гусеницы, состоящей из трёх кругов разного цвета.

Многофункциональное дидактическое пособие «Прожорливая гусеница» Фото 1

На каждый круг с помощью липкой ленты ребёнок прикрепляет картинки в зависимости от предложенного ему варианта игры. Дидактическое пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста (5−7 лет), оно позволяет быстро автоматизировать различные навыки по развитию речи у ребёнка, поскольку создаётся ситуация многократного повторения. Использование данной дидактической игры благодаря её многоцелевой направленности, неординарности и эмоциональности проведения и заинтересованности детей даёт возможность не только разнообразно упражнять ребенка в закреплении правильного произношение нарушенных звуков, но и проводить работу по активизации словарного запаса детей, формированию лексико – грамматических категорий и связной речи.

ЗАДАЧИ:

  • Автоматизация и дифференциация поставленных звуков;
  • Формирование фонетико – фонематических представлений и слоговой структуры слова;
  • Формирование лексико – грамматических категорий и связной речи;
  • Активизация психических и познавательных процессов, работоспособности детей;
  • Развитие коммуникативных навыков общения детей.

В процессе работы с данным дидактическим пособием у детей появляется желание заниматься, потому что есть возможность выполнять разные виды упражнений в игровой форме. Кроме этого происходит совокупная работа всех анализаторов: слухового, зрительного, речедвигательного, что позволяет наиболее эффективно проводить коррекционно — логопедическую работу.

Предлагаемый материал может быть использован как на индивидуальных, так и подгрупповых логопедических занятиях.

Формирование звукопроизношения

  • Игра «Накорми гусеницу»

Цель: закреплять правильное произношение звуков [С], [З], [Ц], [Р], [Л], [Ш], [Ж], [Ч], [Щ] в словах.

Ход игры: Дети выбирают картинки с заданным звуком и «кормят» ими гусеницу.

Многофункциональное дидактическое пособие «Прожорливая гусеница» Фото2

  • Игра «Путаница»

Цель: Упражнять детей в дифференциации звуков с – з – ц, с — ш, ж – з, р – л. Развивать фонематический слух детей, умение различать в словах заданные звуки.

Ход игры: Если в названии предмета слышится звук [с], то ребёнок картинку прикрепляет к первому кружку гусеницы, если звук [з] – ко второму кружку, если со звуком [ц] – к третьему кружку. Точно также проводится игра с остальными звуками на дифференциацию.

Формирование фонематических представлений и слоговой структуры слова

  • Игра «Подбери слова на заданный звук»

Цель: Развитие фонематического анализа, а также внимания и мышления.

Ход игры: Ребёнок, подбирая картинки, называет их и объясняет свой выбор.

  • Игра «Определи первый звук в слове»

Цель: совершенствование навыка выделять первые гласные и согласные звуки в словах.

Ход игры: Ребёнок называет любую понравившуюся картинку на панно и выделяет звук, с которого начинается название картинки.

  • Игра «Назови последний звук в слове»

Цель: Упражнять детей в выделении последнего звука в слове.

Ход игры: Ребёнок называет картинки, прикреплённые на панно, и последний звук в слове.

  • Игра «Найди место звука в слове»

Цель: Упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине или конце).

Ход игры: Педагог называет звук и предлагает определить его позицию в названии предмета

  • Игра «Послушай звуки — скажи целое слово»

Цель: Упражнять детей в собирании слов из звуков.

Ход игры: Ребенку называются отдельные звуки, например, С, Т, У, Л. Он называет слово — «стул», показывает картинку, обозначающую это слово.

  • Игра «Раздели слово ладошками»

Цель: совершенствование навыка деления слов на слоги.

Ход игры: Детям предлагается найти все предметы (из числа тех, которые «съела» гусеница), в названиях которых один (два, три, четыре) слога. Сосчитать количество звуков в слове.

Один слог: лук, лось, шкаф, лещ, ключ и т. д.

Два слога: сова, осы, ваза, труба, шапка, лыжи, бочка и т. д.

Три слога: жёлуди, девочка, катушка, самокат, радуга и т. д.

Четыре слога: медвежонок, черепаха, гусеница, пуговица и т. д.

  • Игра «Составь схему слова»

Цель: Упражнять детей в умении выделять все звуки в словах.

Ход игры: Дети выкладывают схему любого понравившегося слова.

  • Игра «Выбери картинку – напиши слово»

Цель: Упражнять детей в умении выделять все звуки в словах и соотносить их с буквами.

Ход игры: Ребенку предлагается выбрать любую картинку, назвать ее и написать слово магнитными буквами.

  • «Прочитай слово – найди картинку»

Цель: Упражнять детей в умении читать.

Ход игры: Ребенку необходимо прочитать слово на карточке и найти соответствующую картинку, затем записать слово на доске магнитными буквами.

Формирование грамматического строя речи

  • Игра «Кто это или что это?»

Цель: Упражнять детей в выделении живого и неживого предмета, отвечающих на вопрос «Кто?» или «Что?».

Ход игры: Найди и назови:

  • живые предметы, подходящие к слову «Кто?» (сова, сом…);
  • неживые предметы, подходящие к слову «Что?» (сапоги, сумка …).
  • Игра «Один – много»

Цель: Упражнять детей в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падежах.

Ход игры: Назвать предмет и сказать так, что их много: Самолёт – самолёты – самолётов; топор – топоры – топоров и.т. д.

  • Игра «Какой? Какая? Какое?»

Цель: развивать навык согласования прилагательного и существительного.

Ход игры: Детям предлагается подобрать как можно больше слов-признаков к данному предмету.

Бабочка – красивая, пестрая, маленькая, разноцветная, пятнистая, легкая…

  • Игра «Веселый счет»

Цель: закрепить в речи детей согласование существительных с числительными.

Ход игры: Ребенку называется предмет на картинке, он находит его и повторяет, согласовывая с числительными «1,2,3,4 5»:

  • одно яблоко, два яблока, пять яблок;
  • один шкаф, два шкафа, пять шкафов;
  • одна сова, две совы, пять сов и т. д.
  • Игра «Прятки»

Цель: Упражнять детей в согласовании числительных с существительными в родительном падеже.

Ход игры: Взрослый убирает с панно один предмет и предлагает назвать, чего не стало.

Не стало: сапог, звезды, огурцов и т. д.

  • Игра «Придумай слова — родственники»

Цель: Упражнять детей в образовании родственных слов.

Ход игры: Ребёнку предлагается придумать к заданному слову слова, близкие по значению.

Например: еж, ежик, ежонок, ежиха, ежата, ежовая (рукавица) и т. д..

Формирование связной речи

  • Игра «Составь со словом предложение»

Цель: Совершенствовать умение детей составлять предложение с заданным словом.

Ход игры: Дети составляют предложение со словом, заданным педагогом или выбранным ребенком (по картинке). Например: предлагается слово «заяц». Ребёнок составляет предложение: «Заяц живет в лесу».

  • Игра «Опиши предмет»

Цель: учить описывать предмет, выделяя его существенные признаки; развивать интонационную выразительность речи.

Ход игры: Выбрав одну картинку, ребёнок описывает характерные признаки изображённого предмета: форму, цвет, признаки, действия, которые может совершать сам предмет и действия, которые можно совершать с ним. Остальные дети пытаются отгадать, о каком предмете идёт речь.

Развитие высших психических функций

  • Игра «Кто больше запомнил картинок — назови»

Цель: Развитие произвольной зрительной памяти.

Ход игры: Ребёнок рассматривает предметы, которые «проглотила» гусеница, и, отвернувшись, называет их. Начинать желательно с 3-4 предметов, постепенно доводя их количество до десяти.

  • Игра «Что общего?»

Цель: формировать умение выделять существенные признаки у предметов, развивать внимание, наблюдательность у детей.

Ход игры: Ребёнку предлагается сравнить два предмета и назвать, чем они похожи и чем отличаются.

  • Игра «Найди пару»

Цель: Формировать умение детей классифицировать предметы по признакам.

Ход игры: Детям предлагаются предметы, которые находятся на панно, объединить в пары. Например: еж, заяц – дикие животные; черепаха, жираф – животные жарких стран; шуба, плащ – одежда, кошка, коза – домашние животные и т. д.

С пособием «Прожорливая Умная гусеница» можно придумать огромное количество разнообразных игр. Всё зависит от фантазии и желания придумывать новое. Так что дерзайте, уважаемые коллеги!

Дата изменения: 26.08.2016
Дата публикации: 26.08.2016




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *