Эссе учителя химии «Моя инициатива в образовании»

Эссе «Моя инициатива в образовании»

 

Придя в современную школу, каждый молодой специалист, прежде всего, задает себе вопрос: Какими характеристиками должна обладать школа в 21-м веке?

По словам Д.А. Медведева «модернизация и инновационное развитие — единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства».

Д.А. Медведев подчеркнул, что в создании новой школы, необходимо раскрыть личностный потенциал детей, воспитать в них интерес к учёбе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни, подготовить ребят к профессиональной деятельности с учётом задач модернизации и инновационного развития страны.

На современном этапе развития системы образования целью обучения не могут быть только предметные знания. Одним из ответов на вызовы современного общества стал компетентностный подход, суть которого состоит в том, что результаты образования определяются исходя из общих способностей человека, необходимых ему для жизни в меняющемся мире. В этом свете представляется необходимым усиление практической составляющей учебных предметов.

Чтобы реализовать идею правительства, у каждого учителя, должна быть своя инициатива в обучении детей, должны быть поставлены определенные цели и задачи. Поэтому цель моего проекта: раскрытие способностей каждого ученика и воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Достичь цели я собираюсь через решение следующих задач:

— вызывать интерес к учебе и знаниям;

— вовлекать ребят в исследовательские проекты и творческие занятия;

— развивать интеллектуально — нравственную личность;

— построить обучение так, чтобы учащиеся могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Замечательные слова сказал Жан Жак Руссо: «Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть и к тем, кто их преподает, и ко всему преподаваемому». Чтобы у учащихся добиваться понимания материала, для этого необходимо проводить яркие и интересные уроки, чтобы вызывать и стимулировать интерес к учебе и знаниям. Для этого нужно развивать у учащихся умение находить и применять информацию, а не просто заучивать ее, т.е. необходимо стимулировать интересы учащихся через творческие задачи, требующие работы воображения. Слова Жан Жака Руссо стали девизом моей педагогической деятельности. Потому что, они очень точно отражают основные принципы новой школы.

Химия, как учебный предмет, способствует формированию у учащихся представлений о научно обоснованных правилах и нормах использования веществ и материалов и, совместно с другими естественнонаучными дисциплинами, основ здорового образа жизни и грамотного поведения в быту, в природе. Изучение химии должно не только обеспечить познание окружающей действительности, но и сформировать у учащихся навыки, необходимыми для практической деятельности. По словам М. В. Ломоносова «химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики, и не принимаясь за химические операции». Поэтому особое место в изучении химии в школе отвожу его практической направленности курса. На мой взгляд, проблема практических направлений химии важна и актуальна.

При высокой доле фундаментальности знания очень мало времени уделяется практической составляющей этого предмета и самостоятельной работе учащихся, в том числе работе с текстами и другими источниками информации. В своей практике я отметила противоречие между необходимостью усиления практической направленности обучения химии в основной школе и содержанием курса химии.

При этом главным остаются задачи развития личности учащихся, вооружения их знаниями о нормах грамотного поведения в быту, на производстве, в природе, социализации и адаптации учащихся к постоянно меняющемуся социальному и природному миру.

В качестве приоритетной задачи обновления содержания школьного химического образования выдвигается задача усиления его практической направленности. Решение данной задачи предполагает переосмысление накопленного опыта в контексте новых задач, новых подходов к содержанию общего среднего образования.

Тенденция усиления практической направленности обучения химии отчетливо просматривается в содержании проектов государственного образовательного стандарта, учебных программ общеобразовательных школ, учебников и дидактических пособий.

Но недостаточное количество часов, отводимых на изучение предмета, существенно ограничивает возможности реализации практической направленности химии на уроках, что требует поиска возможных подходов к ее осуществлению в других компонентах системы школьного химического образования, в частности, во внеурочной работе.

Я считаю, что различными средствами и способами осуществления практической направленности обучения химии, которые могут быть реализованы в процессе обучения, являются:

  • включение в содержание учебного материала практических знаний;
  • наполнение практической информацией текстов химических расчетных задач и инструкций по выполнению практических работ;
  • использование химического эксперимента, ориентированного на практику;
  • осуществление интеграции химии с другими школьными дисциплинами естественнонаучного цикла, а также гуманитарного цикла;
  • реализация дифференцированного подхода к обучению.

Во первых, для реализации практической направленности обучения химии наиболее эффективными являются словесно-наглядно-практические методы обучения (лабораторные опыты, практические занятия, решение химических задач, выполнение разнообразных упражнений, работа с литературой (учебником, справочником, дополнительной литературой), выполнение творческих заданий (проектирование и конструирование приборов, моделей и т. п.), письменные работы контролирующего характера и др.).

Во вторых, значительное место в содержании курса отвожу химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения работать с веществами, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.

В основе всех этих методов обучения лежит практическая деятельность учащихся, осуществляемая под руководством учителя с использованием средств наглядности. При этом важную роль призвана сыграть организация всех видов самостоятельной работы — коллективной, групповой, индивидуальной. В последнее время все отчетливее проявляется возрастающая роль исследовательского метода в обучении химии, который позволяет значительно эффективнее решать задачу реализации прикладной направленности обучения, а также задачу развития творческих способностей учащихся.

При этом практические работы группируют в блоки — химические практикумы, которые служат не только средством закрепления умений и навыков, но также и средством контроля над качеством их сформированности.

На современном этапе одной из основных задач образования является формирование современного научного мировоззрения. Более эффективно эту задачу можно решить в том случае, если у учеников формируется целостное знание о мире природы, синтетические представления о законах и взаимных связях, существующих в окружающем мире. Именно такое знание формируется в процессе преподавания интегрированных естественнонаучных курсов. Это наиболее актуальная задача, так как в связи с реформой школьного образования в программу средней школы включен курс «Естествознание». Он предназначен для преподавания в старших классах гуманитарной направленности. Это обуславливает работу педагогов и методистов в направлении методического и практического обеспечения подобных курсов.

В настоящее время актуальной темой исследования является: «Разработка и теоретическое обоснование практических работ комплексного характера для интегрированных естественнонаучных курсов» и её практическая направленность.

Научная новизна и теоретическая значимость заключается в том, чтобы:

  • обосновать важность и необходимость практических работ комплексного характера для формирования научного мировоззрения в процессе преподавания химии и естественнонаучных интегрированных курсов;
  • разработать задания практических работ комплексного характера;
  • рассмотреть значение домашнего эксперимента как вида самостоятельной работы и предложить критерии их оценивания.

В школах при традиционно сложившемся педагогическом процессе в одном классе обучаются школьники с разным уровнем учебных возможностей. В таких условиях учителю сложно ориентировать свою педагогическую технологию на «зону ближайшего развития» учащихся. Многочисленные исследования проблемы обучения и воспитания детей приводят к выводу, что учебные программы, темпы их реализации, приемы, методы обучения интеллектуально способных школьников отличаются своеобразием, которое обусловлено задатками, т.е. природным уровнем учебных возможностей, индивидуальным стилем их развития.

«Затухание» способностей одаренных детей — серьезная педагогическая проблема в средней школе. В этом случае внешняя дифференциация обучения могла бы помочь ответить на многие вопросы, связанные с развитием нестандартной личности. В противном случае развитие одаренных детей тормозится, снижается уровень их притязаний, деформируется мотивация и направленность личности на интеллектуальный труд.

Для детей, обладающих менее богатыми или менее гармоническими задатками, но развивающихся в пределах возрастной нормы, решающее значение имеют мотивирующая и тренировочная функция образовательной среды.

Таким образом, в существующей практике обучения в общеобразовательной школе возникают противоречия, связанные с неоднородностью состава учащихся одного класса по их учебным возможностям:

— между необходимостью в целях эффективного психического развития учащихся строить обучение, определять меру трудности для каждого учащегося в его «зоне ближайшего развития» и невозможностью этого при существующей в школах практике комплектования гетерогенных по своему составу учащихся классов;

— между необходимостью создать благоприятные психологические условия для формирования положительной «Я» — концепции каждого ученика и отсутствием таковых в гетерогенных классах.

От того, как будет устроена школьная действительность, какой будет система отношений школы и общества, насколько интеллектуальным и современным мы сможем сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений. Ведь химия — это один из самых неоднозначных предметов школьной программы. Она не всем нравиться, чтобы понять смысл и глубину этой науки, требуется либо врожденный интерес и определенный склад ума, либо любопытство, порожденное наслоением знаний. Ведь нашу жизнь сегодня трудно представить без синтезированных веществ, которые добавляют не только в промышленные товары, но и в продукты питания. Зная основы науки, можно хотя бы попытаться обезопасить себя от потребления ненатуральных добавок. Так же химия служит основой многих технологических новинок.

Но что делать тем, кто не понимает и не любит этот предмет? Как понять химию? Что сделать для того, чтобы она стала интересна и легко изучалась? Важно правильно мотивировать учащихся и научить понимать эту науку. Именно поэтому инициатива в образовании каждого учителя должна стать делом всего нашего общества.

Номинация: Школа, Материалы к аттестации, Эссе учителя
Название: Эссе учителя химии «Моя инициатива в образовании»

Автор: Брыксина Анна Юрьевна
Должность: учитель химии
Место работы: МБОУ лицей №4
Месторасположение: г.о. Коломна, Московская область

Дата изменения: 15.12.2015
Дата публикации: 30.01.2015




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *