Автор: Русакова Любовь Михайловна
Должность: старший воспитатель
Место работы: МБОУ «Подюжская СОШ» структурное подразделение детский сад «Лучик»
Месторасположение: п. Подюга, Коношский район, Архангельская область, Россия
«Чтение — это один из истоков мышления и умственного развития».
(В.А. Сухомлинский)
В настоящее время перед образовательными учреждениями стоит задача приобщения детей к книге, воспитания интереса к чтению, формирования будущего читателя. Начинать такую работу необходимо с самого раннего возраста, в первом для ребенка «социальном институте» — детском саду. Поэтому наш педагогический коллектив не стал исключением и решил включить в ежегодный план работы задачу: «Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы».
Педагоги детского сада «Лучик» стремятся развивать у детей устойчивый интерес к книге как к произведению искусства, источнику знаний; воспитывают бережное отношение к книгам. Стараются создавать условия для активного внедрения литературного опыта в творческую деятельность воспитанников. Творческий коллектив нашего учреждения разработал ряд мероприятий, объединяющих детей и их родителей в процесс приобщения малышей к миру книги. В частности в ноябре разработана и осуществлена проектная деятельность по развитию у дошкольников интереса к художественной литературе. В рамках проекта прошли открытые занятия и развлечения во всех возрастных группах по ознакомлению детей с художественной литературой. Ярким и интересным прошло развлечение «Путешествие по сказкам К.И. Чуковского», включающее попури по сказкам писателя в подготовке и проведении которого приняла активное участие работник ДК мама воспитанника группы. Воспитатель старшей группы организовала экскурсию в поселковую библиотеку «В гости к книжкам». и.о. заведующей библиотекой рассказала о пользе чтения, подчеркнула важность и актуальность посещения библиотеки. Специально для этого события библиотекарь подготовила выставку детских книг, познакомила детей с творчеством детского писателя К. И. Чуковского.
Для ребят первой младшей группы стала незабываемой встреча со сказочным героем — Колобком, которую организовала воспитатель группы
Малышей постарше ждала встреча с героями сказки «Кот, петух и лиса», помогла детям попасть в чудесный мир сказки педагог.
Воспитанники средней группы под руководством своего наставника мастерили домики для героев сказки «Лиса и заяц», играли в игры с героями сказки.
Дети подготовительной к школе группы изучали творчество писателя Н. Носова. Воспитатели подготовили и провели для детей группы весёлый КВН по произведениям писателя.
Педагоги групп много внимания уделяют чтению произведений, согласно возрасту детей. Каждую неделю в группах проходит «Час книги» в ходе, которого воспитатели читают детям полюбившиеся произведения
Существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе играет уголок книги. В декабре в детском саду прошёл конкурс книжных уголков «Мир сказок, мир чудес»! Воспитатели всех групп проявили фантазию и творческий подход.
Важная роль в привитии любви к книге и развитию интереса к чтению принадлежит родителям. Поэтому свою работу мы строим в тесном сотрудничестве с ними. Педагоги ДОУ провели анкетирование родителей. По результатам, которого, был сделан вывод: читающий родитель — читающий ребёнок.
Родителям предложено написать мини-сочинения «Книга в жизни моего ребёнка».
Цель — популяризация семейного чтения, выявление положительного опыта семейного воспитания. Родители охотно откликнулись на нашу просьбу. Приводим выдержки из некоторых сочинений.
«Моя доченька Вероника очень любит, когда я ей читаю книги. Ей нравится рассматривать картинки. Особенно она любит рассматривать разных животных. Показывает на них пальчиком и говорит, кто есть кто…….. Мы читаем ей разные книги: „Ладушки — Ладушки“, „Колобок“, „Теремок“ и др. Стараемся выбирать литературу, подходящую её возрасту, способствующую её вниманию, интеллекту и умственному развитию». (из сочинения мамы Вероники Соколовой).
» Мы своей дочери Алисе с раннего возраста начали читать стихи, сказки. Она их очень полюбила и теперь в два года Алиса сама рассказывает стихи про «Зайку», «Мишку». Любит пересказывать сказки «Репка», «Курочка Ряба». Она очень общительная, весёлая девочка и любит, когда ей читают«. (из сочинения мамы Алисы Стуловой).
По просьбе воспитателей родители изготовили книжки самоделки, которые детям очень понравились и они с удовольствием слушают, когда им читают эти книжки и разглядывают картинки в книжках.
Широко используем такую форму работы, как конкурс. При создании работ в совместной творческой деятельности объединяются дети и родители. А результат их труда, помещенный на выставку, является объектом пристального внимания и интереса всех: детей и родителей всех возрастных групп, сотрудников детского сада, наших гостей.
Наши воспитанники и их родители стали активными участниками конкурсов:
— традиционный конкурс поделок из природного материала «Осенние фантазии», номинация «Сказочная полянка»,
— конкурс рисунков «Любимый сказочный герой».
Одной из традиционных форм работы с родителями является консультирование. Педагоги организовали консультации: «Как воспитать читателя», «Какие книги следует читать дошкольникам», «Как правильно читать книги детям» и т. д. Для родителей проведены родительские собрания в форме круглого стола «Книгу читаем, ум и память ребёнка развиваем», КВН «Знатоки детской книги», деловой игры «Будущие читатели».
Консультации для родителей.
Экскурсия в библиотеку
В работе по воспитанию у детей любви к книге детскому саду оказывают помощь работники поселковой библиотеки для наших дошколят они организуют экскурсии, викторины, чтение книг и т. д. Совместное сотрудничество способствует лучшему выполнению поставленной задачи по данной проблеме.
Работа по воспитанию у дошкольников интереса к художественной литературе продолжается.
Автор: Русакова Любовь Михайловна
Должность: старший воспитатель
Место работы: МБОУ «Подюжская СОШ» структурное подразделение детский сад «Лучик»
Месторасположение: п. Подюга, Коношский район, Архангельская область, Россия
Дата изменения: 21.08.2014
Дата публикации: 16.06.2014