Интеграция: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».
Программа задачи: расширять и уточнять знания детей о насекомых, об их характерных признаках. Развивать умение видеть признаки сходства и различия, и выражать их в речи. Закрепить умение соблюдать правила безопасности. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Материал: иллюстрации с изображениями бабочки, мухи, божей коровки, муравья, пчелы, комара, гусеницы; волшебная веточка, эмблемки — муравьёв, цветная бумага: зелёная, жёлтая, красная, коричневая; цветные карандаши; листы белой бумаги; сачёк; цветы из бумаги.
Чтение детям:
- К. Чуковский «Муха- Цокотуха».
- В. Бианки «Муравейник зашевелился».
- Н. Романова «В конце лета».
- Н. Сладков «Муравей и сороконожка».
- «Крапивница и лимонница».
- Л. Толстой «О муравьях».
- Ю. Дмитриев «Стреляющий жук».
- К. Ушинский «Капустная бабочка».
- Г. Ганейзер «Гнездо из бумаги».
Ход занятия
Сегодня, я шла по лесу, и встретила по дороге старичка- лесовичка. Он очень хотел прийти к вам в гости, но не смог, так как у него очень много дел. И просил, чтобы я вам рассказала и показала и познакомила с шестиногими малышами.
Но сначала отгадайте мою загадку
«Когда природа оживает
А с юга птицы прилетают
И солнце радостно сияет
Лучами землю согревает.»
— Какое сейчас время года? А как вы догадались о её приходе, по каким признакам? Узнали весну?
— А почему птицы от нас улетают с наступлением холдов, попрятались жуки, мошки, гусеницы, которыми питались птицы.
— А раз они вернулись, значит наступила весна.
— А кто ещё проснулся?
Давайте поиграем в игру «Летает- не летает»
(я называю предметы, животное, насекомое, а вы если это летает, то показываете, а если нет, то приседаете на корточки) (гусеница, муравей, шмель, комар, бабочка)
— Так кто у нас летает? (птицы)
Значит все кто летает и бабочки и комары тоже птицы?
Нет ни все птицы летают, и не все, кто летают- птицы.
— А кто же они? А что у них общего, чем они похожи? (показ иллюстраций- бабочка, гусеница, муравей, божья коровка.)
Решение
Сейчас я вам немного расскажу о них, а вы потом найдёте общее. Договорились?
Но, чтобы лучше рассмотреть насекомых, я должна превратить вас на время в маленьких муравьёв. Старичок- лесовичок подарил мне вот эту веточку, она не простая- она волшебная.
Сейчас вы все закроете глазки, а я сосчитаю до трёх и прикоснусь каждого из вас вот этой волшебной веточкой.
«Представьте, что вы стоите на поляне, над головой шумят деревья, под ногами молодая травка. И вы становитесь всё меньше и меньше. Вот вы становитесь ростом с кустик, с травинку, с муравья.»
— Что вы видите вокруг себя? (Травка, как деревья и т. д.)
«Божью коровку можно поймать,
Чёрные точки пересчитать,
1, 2, 3… не успела!
Божья коровка моя улетела»
— Посмотрите, божья коровка подошла к травинке и начала есть небольшие круглые существа, которые с аппетитом запускают свой хобот в листья и сосут из них сок. Это тля.
— Как вы думаете, кто из них полезен человеку, почему?
— А почему божья коровка такая яркая?
Её очень хорошо видно на зеленом листе, её заметит любая птица. Оказывается, эта маленькая малышка умеет хорошо защищаться. в минуту опасности, она выделяет жидкость белого цвета, похожую на молоко, которая очень плохо пахнет, она то и отпугивает врагов.
— И почему же она называется коровкой?
А вот перед нами большая гора, а вокруг бегает огромное количество лошадок. Кто тащит «бревно»- иголку от ёлки, кто гусеницу.
— Кто это? (Муравьи)
В самом начале весны, муравейник похож на кучу сора и старой хвои, чем на муравейник. И ни одного муравья рядом не видно. Но как сойдет снег, муравьи вылезают погреться на солнышке. После долгого и зимнего сна они совсем обессилели и лежат не шевелятся. И нет сил отстреливаться от врагов и не прошенных гостей. Но пройдет еще несколько дней, и муравьи примутся за работу. Они очень трудолюбивые.
Физминутка: «Муравей нашел былинку
Много было с ней хлопот
Как бревно взвалил на спинку
Он домой ее несет
Он сгибается под ношей
Он ползет уже с трудом
Но зато какой хороший
Муравьи возводят дом.»
Посмотрите, что это за птица? Это Дрозд. Он разгребает лапами верх муравейника, но муравьев он не ест. Садиться, вытягивает в стороны крылья и сидит так минут десять. Многие птицы поступают так же. Муравьи заползают под крылья и быстро вычесывают то, что там скопилось, а заодно опрыскивают тело птицы остро пахнущей кислотой.
«Только вишня расцвела
Прилетела в сад пчела
Ищет мед она „жу- жу!“
жу- жу, жу- жу,
Я на ветке сижу
И звук „Ж“ твержу»
— Кто это? Такое огромное, мохнатое?
Это пчела летит собирать сладкий сок с первых цветов, чтобы у нас был вкусный, очень полезный мед. Пчела тоже ярко окрашена. — Почему?
Она, как бы, говорит: «Не подходи! Ужалю!»
— Давайте все вместе пожужжим, как пчела.
Отгадайте мою загадку: «Дотронуться хотела я руками
До самого красивого цветка
А он, взмахнув своими лепестками
Вспорхнул и улетел под облака» (бабочка)
Бабочка покрыта маленькими чешуйками (её крылышки), если они будут стерты, то она не сможет летать и может погибнуть, они очень важны для неё. А если её взять в руки, то на пальцах остается пыльца.
У бабочки длинный, тонкий, изогнутый хоботок, который она опускает внутрь цветка и пьет сладкий сок. А любит она открытые цветки, чтобы сесть на них и видеть, что происходит вокруг.
— А где дом у бабочки? (где она присядет- там и дом её)
— А где дом у муравья?
— А где дом у пчелки?
Физминутка
Сейчас мы с вами поиграем. Вы будете все бабочками, а я вас буду ловить.
«Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают
В поле бабочки летают
1,2,3,4- полетели, закружились
И в цветочек приземлились.»
— Вы слышите? Издалека приближается другой звук:
«з- з- з»
— Кто же этот звук издает?
Его укусы болезненны и очень долго зудят. Но вообще комары не опасны, но причиняют много неудобств людям и домашним животным.
» Сидит комар на дубочке,
На зеленом листочке.
Он сидит в рожок играет,
Мушек песней забавляет«
Работа с цветной бумагой
Все насекомые очень маленькие и их трудно разглядеть. Да и не всех можно заметить.
Попробуем спрятать листы цветной бумаги на доске.
— Почему насекомые легко прячутся?
Потому что окраска у них такая же, как и цвета тех мест, где они любят находиться.
— Зачем им такая окраска? (для защиты от врагов)
(Кузнечик на зеленой травке, жук на стволе дерева и т. д.)
На доске: «Какой рисунок лишний?»
1. Воробей- птица, остальные насекомые.
2. Муравей ползает, а все остальные летают.
Рассказ
И бабочки и мухи и жуки никогда не бывают «детенышами». Они сразу появляются на свет взрослыми, Бабочка откладывает яйца, много яиц. Часть склевывают птицы, часть унесут муравьи, мухи. Но какая- то часть, все таки уцелеет. Из них то и выйдут гусеницы. Пройдет время и превратится гусеница в куколку, совсем не подвижную с виду. А из куколки появится бабочка. Зашевелится не подвижная куколка, лопнет у неё шкурка на спинке, появятся сначала крылышки, а потом и вся бабочка. Крылья у неё висят, как мокрые тряпочки. Но пройдет час, другой, крылья обсохнут, бабочка зашевелит ими, расправит и вдруг полетит.
А если вы на огороде увидите беленькую бабочку- это привредная бабочка, а если их разведется много, и пропадет ваша капуста. Но это не сама бабочка такая жадная, это её гусеница. Она очень прожорливая, только и делает что ест и растет.
ИТОГ ЗАНЯТИЯ
Вы много сегодня узнали.
Давайте назовем о ком мы сегодня говорили.
Насекомые все разные и по своему красивые.
У них у всех по три ноги с каждой стороны.
— А каких еще насекомых вы знаете?
— Кто из них вреден человеку?
(те кто портит растения, разносит заразу, кусается)
— Кто из них полезен?
(уничтожает вредителей, собирает вкусный мед)
Сейчас я снова прикоснусь к вам волшебной (палочкой) веточкой и вы снова станете мальчиками и девочками.
А давайте мы с вами нарисуем тех насекомых, которые вам больше всего понравились. И эти рисунки я передам старичку- лесовичку. Это будет для него такой подарок.
Дети рисуют, а воспитатель загадывает им загадки.
Автор: Сухорукова Галина Витальевна
Должность: воспитатель
Место работы: «БДОУ г. Омска
«Детский сад № 26 общеразвивающего вида»»
Месторасположение: г. Омск, Россия
Дата изменения: 23.08.2014
Дата публикации: 16.04.2014