Образовательная деятельность по ЛГК. Тема: «Дикие животные»

Оралова Анна Анатольевна
учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 66»
город Магадан

Для детей подготовительной к школе группы комбинированной направленности.

Программное содержание:

Коррекционные задачи:

1. Развивать произвольное внимание, слуховое и зрительное восприятие, координацию движения, вербальное запоминание.

2. Развивать пространственную ориентацию.

3. Развивать общую моторику и мелкую моторику пальцев рук.

Образовательные задачи

1. Уточнить и обобщить знания детей о диких животных.

2. Упражнять в развитии лексико-грамматических категорий:

— образовании притяжательных прилагательных, сложных слов, родственных слов;

— употреблении предлогов (в, за, из, из-за, из-под)- предметы прячутся в цветном изображении;

— согласовании существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.

3. Умение устанавливать количество, последовательность звуков в слове, осуществлять звуковой анализ слова

4. Развитие зрительного восприятия предметов окружающего мира:

— игры с предметами в цветном, контурном изображении;

— игры на соотнесение целого и части предмета;

— игры с разделённым на части изображением предмета.

5. Развитие восприятия пространственных значений

6. Развивать связную речь путем составления простых распространенных

предложений, по сюжету, картинке;

7. Воспитывать нравственные качества

8. Воспитывать бережное отношение природе, животным

Воспитательные задачи:

1. Закреплять стойкий познавательный интерес детей к рассматриваемой, изучаемой теме, через привлечение разнообразного дидактического материала.

2. Воспитывать положительное отношение к зиме, как к прекрасному времени года.

3. Закреплять навыки поведения, продолжать воспитывать внимательное, бережное отношение к природе, животным.

Оборудование:

Помещение (группа или музыкальный зал) должно быть оформлено декорациями, другими пособиями, заранее подготовленными к занятию.

— деревья (елки, еловые шишки, сосны и их шишки, рябина и кисти ягод);

— сугробы;

— пень;

— ширма (для куклы: старичок — Лесовичок);

— звуковые схемы (волк, лиса);

— следы диких животных (на большом ватмане);

— тропинка;

— картина к игре «Кто здесь спрятался?

— сюжетные картины с изображением фрагмента из жизни дикого животного к игре: „Фотографии“ разрезанные на части;

— цветные картинки и в контурном изображении с изображением диких животных и их детенышей.

I. Организационный момент.

Помещение оформлено декорациями по лексической теме: „Зима“.

Звучит музыка Г. Свиридова » Зима«.

Дети входят в зал с логопедом, идут по тропинке, перешагивают через сугробы. На мольберте выложены контурные изображения диких животных.

Логопед:

По заснеженной дорожке мы шагали.

Выше ноги поднимали.

И кого-то повстречали.

Логопед: Ребята, нас в гости к себе в лес пригласил старичок — Лесовичок.

А вот и он. Из-за ширмы выглядывает старичок — Лесовичок. Он загадывает ребятам загадки о диких животных, и за каждый правильный ответ даёт картинку-отгадку с цветным изображением дикого животного.

1. Игра: «Отгадай загадку».

Развитие восприятия предметов окружающего мира: предметы в цветном, контурном изображении.

Лесовичок: — Здравствуйте, ребята!

— Я, старичок — Лесовичок, хранитель леса.

— Очень рад, что вы пришли ко мне в гости, в этот сказочный лесной мир.

— В лесу я живу не один, а со своими друзьями.

— А с какими, вы сейчас узнаете.

— Отгадайте мои загадки, подарю я вам отгадки.

Вот вам конверт с загадками.

Логопед читает загадки, отгадав, дети получают цветные изображения диких животных.

Подходят к мольберту и прикладывают к контурному изображению.

Загадки

Удивительный портной,

Нитки нет ни одной.

И машинки швейной нет,

Но зато иголки есть.

Сколько их? Не перечесть….Ёж

***

Горбоносый, длиннорогий,

Великан ветвисторогий,

Ест траву, кустов побеги,

С ним тягаться трудно в беге.

Коль такого довелось

Встретить — знайте, это…Лось

***

Посмотрите- ка, какая!

Вся горит, как золотая.

Ходит в шубе дорогой,

Хвост пушистый и большой,

В лесу живет, в деревне кур крадет…Лиса

***

Стройный, быстрый,

Весь пятнистый

Рога ветвистые,

Носится весь день

Кто это?….Олень

***

Кто по елкам ловко скачет

И влезает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы?

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке — летом….Белка

***

Угадайте что за шапка

Меха целая охапка,

Шапка бегает в бору,

У ствола грызет кору.

Шапка серая для лета,

Для зимы другого цвета….Заяц

***

В лесу зимой холодной

Он ходит злой, голодный.

На овчарку он похож.

Что ни зуб-то острый нож!….Волк

***

Он в лесу глухом живёт

Неуклюжий, косолапый,

Летом ест малину, мёд,

А зимой сосёт он лапу….Медведь

II Введение в тему

2) Игра: «Загадай загадку»

Логопед: Мы отгадали все твои загадки старичок — Лесовичок.

А теперь, ты отгадай наши!

Дети загадывают загадки, употребляя слова- признаки.

* Косолапый, косматый, неуклюжий, громадный, большой….Медведь.

* Хитрая, рыжая, пушистая, красивая….Лиса.

* Маленькая, пушистая, запасливая, ловкая, шустрая, проворная, озорная…Белка.

* Косой, беззащитный, шустрый…Заяц.

* Горбоносый, длиннорогий, большой, сильный…Лось.

* Серый, злой, голодный, хищный…Волк.

* Стройный, быстрый, пятнистый…Олень.

* Колючий, маленький. …Еж.

Логопед:- О каких животных мы с вами будем говорить?- (О диких, лесных).

Почему их называют дикими? ( Они живут в лесу, человек за ними не ухаживает, они сами себе добывают пищу).

3) Игра: «Подбери зверей к схемам» звуковые схемы.

Логопед: Перед вами звуковые схемы. Вам необходимо отгадать, название какого животного здесь зашифровано?

ЛИСА ВОЛК

1). Назовите согласные звуки в этом слове, гласные.

2). Назовите твёрдые, мягкие.

3). Сколько слогов в этом слове?

4) Игра: » Хитрые вопросы».

Лесовичок: И с этим заданием вы справились, молодцы!

В моем лесу каждый готовиться к зиме по-своему.

А вы, ребята, всё — ли знаете о подготовке лесных жителей к зиме?

Сейчас мы проверим, а кто из вас самый остроумный?

Вот вам конверт с хитрыми вопросами.

Логопед: Мы с ребятами прочитали много познавательных книг о жизни диких животных. Я думаю, мы ответим на все твои вопросы Лесовичок.

Вопросы:

*Почему медведя прозвали косолапый?- (Лапы ставит внутрь, косолапит).

* Что у белки на кончиках ушей?

* Что помогает белке ловко перепрыгивать с дерева на дерево?

* Почему заяц спит с открытыми глазами?- (Чтобы увидеть врагов и быстрее убежать).

* Почему зайца называют косой?- (Потому что у него косые глаза).

* Почему о белке говорят хорошая хозяйка, хлопотунья?- (Она делает запасы на зиму, утепляет свой домик мхом, лишайником).

* Почему волки зимой воют?- (Они предупреждают друг друга об опасности, от голода).

* Что спасает зверей от лютой зимней стужи? — (Пушистая тёплая шерсть).

5). Логопед: А теперь поиграем в игру:

» Что есть у одного, но нет у другого?»-

— Логопед показывает на животного и задает вопрос, ребенок отвечает.

— Что есть у медведя, но нет у лося? (лапы, когти).

— Что есть у лося, но нет у лисы? (рога и копыта).

— Что есть у лисы, но нет у зайца? (пушистый рыжий хвост).

— Что есть у зайца, но нет у оленя? (длинные уши, лапы).

— Что есть у белки, но нет у ежа? (кисточки на ушах, пушистый хвост).

6) Игра: » Влево — вправо»- развитие пространственных представлений.

Логопед: Ребята, а кто из вас самый внимательный?

Назовите животных, которые смотрят влево….., вправо……, прямо?

7). Игра: » Скажи наоборот«- отработка противоположных понятий, уточнение и обогащение представлений о внешнем пространстве.

Лесовичок: Какие вы ребята умные.

— А теперь я вам расскажу о диких животных.

— Правильно я говорю?

у зайца короткие уши-………..

у зайца большой длинный хвост………..

у зайца короткие слабые задние ноги……

заяц медленно ходит…………….

заяц — слабый зверь………………..

3) Игра: «Хищники и травоядные».

Логопед: Как называются животные, которые едят листья и траву? — (травоядные).

— А как называются животные, которые всё грызут?- (грызуны).

— А как называются животные, которые питаются только мясом?- (хищники).

— Есть такие животные, которые питаются всем? — (всеядные).

9) Динамическая пауза

Логопед: Ребята, как хорошо в зимнем лесу!

— Давайте совершим прогулку по лесу…

Мы пришли в зимний лес, сколько здесь вокруг чудес!

Справа березка в шубке стоит, слева елка на нас глядит.

Снежинки в небе кружатся и тихо на землю ложатся.

Вот и зайка прискакал, от лесы он убежал.

Раз- присядка, два — прыжок:

Это заячья зарядка, а лисята как проснуться,

Любят долго потянуться, обязательно зевнуть,

Рыжим хвостиком вильнуть, а бельчата — спинку выгнуть,

И легонечко подпрыгнуть, ну а мишка косолапый,

Широко расставив лапы, то двумя, то всеми вместе

Долго топчется на месте.

Это серый волк рыщет, он себе добычу ищет.

Пролетают снегири , как красивы они!

В лесу тишина и покой.

10) Игра: «Чьи следы?» — игра на соотнесение целого и части.

Логопед: Белым ровным слоем покрыл снег всю землю.

Лесные полянки теперь как гладкие чистые страницы.

А кто это пробежал и оставил свой след?

Медведь — значит это чьи следы?

Заяц-…..,белка…., волк…,птица….

11). Игра: » Кто где спрятался?» — узнавание неполного изображения предметов, употребление предлогов.

Логопед: По следам можно добраться до жилища диких животных…

— Откуда выглядывает хитрая рыжая мордочка? (Мордочка выглядывает из норы).

— А чья эта мордочка?

— Значит, где живёт лиса?

— Чьи рога ломают ветки кустарника?- (лосиные).

— Откуда показались рога?- (из-за куста).

— Откуда выглядывает пушистый хвост?- (из дупла)

— А чей это хвост?- (беличий).

— Значит, где живёт белка?- (в дупле).

— Чьи это уши трясутся от страха?- (заячьи).

— Откуда выглядывают уши?- (из-за куста).

— Чей рев испугал птиц и зверей? (медвежий).

— Откуда выглядывает медвежья морда?- (из-под снега, из берлоги).

— А это чей облезлый хвост выглядывает?- (волчий).

— Откуда он выглядывает?- (из логова).

12). Игра: » Сложные слова«.

Логопед: А теперь поиграем в игру: «Скажи одним словом».

Если у зайца длинное ухо, он какой?

У лисы рыжий хвост, она какая?

У лося длинные рога, он какой?

У ежа короткие лапы, он какой?

У зайца косые глаза, он какой?

У оленя быстрые ноги, он какой?

13). Игра: «Слова- родственники».

Лесовичок: Ребята, а как вы думаете, кому лесные жители расскажут о встрече с вами?

Логопед: Медведь….медведице и медвежатам.

Волк…волчице и волчатам, заяц… зайчихе и зайчатам, ёж… ежихе и ежатам, лось… лосихе и лосятам, олень… оленихе и оленятам.

14). Игра: «Фотографии»- игра с разделённым на части изображением предмета.

Лесовичок:

— Ребята, спасибо, что вы со мной поиграли.

— Я хочу подарить вам на память фотографии, и волшебную корзинку

Логопед: Давайте расскажем, кто изображен на фотографиях?

— Но сначала соберите картинку.

*Медведь спит в берлоге.

*Лиса гонится за зайцем.

*Олень перепрыгивает через ветку.

*Белочка грызет орешки.

*Волк воет на луну.

*Мышка копает норку.

15). Итог:

Логопед: Ребята, а как мы должны относиться к окружающей нас природе, животным, птицам? (Мы должны беречь, любить природу, соблюдать правила поведения в лесу).

Лесовичок: Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте!

Автор: Оралова Анна Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Место работы: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 66»
Месторасположение: город Магадан

Дата изменения: 21.11.2014
Дата публикации: 21.11.2014




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *