1. Обеспечение преемственности между ДОУ и школой по формированию предпосылок учебной деятельности в рамках внедрения ФГОС дошкольного образования и ФГОС общего начального образования.
«…Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком ранее»
В.А. Сухомлинский
Школа и детский сад — два смежных звена в системе образования. По определению Д.Б.Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст — это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Но переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Если ребенок оказывается не подготовленным к школьным занятиям, в классе он испытывает дискомфорт, так как здесь меняется его социальная позиция, ребенок включается в особый режим.
Именно поэтому необходимо в любом дошкольном учреждении, обеспечивать необходимую подготовку детей к обучению в школе, осуществляя принцип преемственности со школой.
Преемственность является двусторонним процессом, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность ребёнка и формируются его фундаментальные личностные качества — те достижения, которые служат основой для успешного обучения в школе.
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» ключевым стратегическим приоритетом непрерывного образования при осуществлении преемственности обозначено — формирование умения учиться, который включает в себя не только умение обучаться в течение всей жизни в школе и после школы, но и необходимость начать целенаправленное развитие ребенка в более раннем возрасте. Решение данного направления отражается в ФГОС начального общего образования, где одним из приоритетных задач является освоение детьми универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных).
Решение данной задачи возможно при условии обеспечения преемственности детского сада и школы, где детский сад на этапе дошкольного возраста осуществляет личностное, физическое, интеллектуальное развитие ребенка, а также формирует предпосылки учебной деятельности, которые станут фундаментом для формирования у младших школьников универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
С 1 сентября 2010 года в соответствии с приказом МО и науки РФ № 655 в дошкольном образовательном учреждении введены Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В свою очередь в школах с 01.09.2011г. вводятся Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования.
В дошкольных учреждениях были разработаны основные общеобразовательные программы дошкольного образования. Включен раздел, описывающий содержание образовательной работы педагога с детьми по основным направлениям развития ребенка, представленных в Концепции непрерывного образования в соответствии с образовательными областями.
Разработан и включен в структуру образовательной программы раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования», в котором описываются интегративные личностные качества, необходимые знания, умения и навыки, а также универсальные предпосылки учебной деятельности на каждом возрастном этапе дошкольного возраста (раннем, младшем, среднем, старшем), также описаны планируемые итоговые результаты на выходе ребенка из образовательного учреждения перед поступлением в школу (портрет выпускника ДОУ), что позволяет отслеживать качество организуемой педагогической работы с детьми.
В структуру образовательной программы имеется «Преемственность ДОУ и школы», в котором определены цели и задачи преемственности, выделены показатели и критерии «портрета выпускника» детского сада, определены критерии сформированности предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС.
Новым подходом в образовательной программе стала реализация содержания основной общеобразовательной программы на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса. Данный принцип позволяет педагогу «интегрировать содержание программы в различные виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, двигательной, познавательно-исследовательской и др.), что способствует формированию у ребенка целостной картины мира с учетом возрастных особенностей, повышать качество освоения программного материала». Внедрение данного принципа расширяет возможности педагогов активно использовать при организации образовательного процесса проектный метод обучения и воспитания, который позволяет развивать познавательный интерес у детей, формировать умения принимать и сохранять цели и задачи предлагаемой познавательно-исследовательской деятельности, искать способы их решения.
Это в свою очередь «способствует формированию универсальных предпосылок учебной деятельности». При этом образовательный процесс строится с учетом основной формы работы с детьми и ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте — игры.
Таким образом, новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей, обозначенные в вышеуказанных нормативных документах требуют нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.
Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами дошкольного учреждения, школы и родителями воспитанников.
Организация работы по преемственности детского сада со школой осуществляется по трем основным направлениям:
— методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев «портрета выпускника»), поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы и др.);
— работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);
— работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).
Таким образом, новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей, введение ФГОС дошкольного образования требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.
2. Упражнение «Модель выпускника»
Педагоги делятся на две группы. Каждой группе раздаются листы и фломастеры.
Задача: составить портрет выпускника детского сада в соответствии с новыми требованиями к основной общеобразовательной программе дошкольного образования, требованиям ФГОС дошкольного образования. Затем представитель каждой группы представляет свой портрет выпускника.
Вопрос: Перечисленные вами характеристики можно ли отнести к интегративным качествам, которые должны быть сформированы у выпускника ДОУ? Какие из них отображают конкретные интегративные качества?
На магнитной доске крепится картинка с изображение ребенка и подбираются интегративные качества (приложение 1).
На экране монитора слайд со сравнительной характеристикой выпускника ДОУ и начальной школы.
Задание: необходимо найти общие характеристики.
3. Анализ сформированности интегративных качеств на примере героев детских мультфильмов
Какие интегративные качества наблюдаются у героев мультфильмов? Какие интегративные качества у героев сформированы недостаточно?
(мультфильмы: «В стране невыученных уроков», «Коля, Оля и Архимед», «Федя Зайцев».)
4.Упражнение «Мозговой штурм»
Педагоги разделены на три группы: детский сад, школа, родители, социум. Каждый педагог вытягивает карточку с представителем каждой группы.
1 группа «Детский сад»: заведующий, методист, медсестра, воспитатель, логопед, психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования (ИЗО), инструктор по физической культуре.
2 группа «Родители»: родители
3 группа «Социум»: специалисты школы, городской библиотеки, музыкальной школы, спортивной школы, центр внешкольного развития, автошколы, дворца культуры.
Задание: сформулировать конкретные действия каждого специалиста по созданию условий, способствующих формированию интегративных качеств выпускника ДОУ.
Каждый представитель группы информирует о конкретных предложениях. Представители других групп могут дополнять.
— «…Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей.
— Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера…
— Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений…»
В.А. Сухомлинский
5. Упражнение «Продолжи предложение»
Предпосылки учебной деятельности….
Автор: Шевченко Виктория Владимировна
Должность: заместитель заведующего по методической и воспитательной работе
Место работы: МБДОУ «Детский сад № 49 «Радуга»
Месторасположение: поселок Краснобродский, Кемеровская область
Дата изменения: 19.10.2014
Дата публикации: 19.10.2014