Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ «Откуда хлеб пришел»

Материалы: засушенные колосья пшеницы; зерна пшеницы и ржи; фотографии с изображением колосьев пшеницы, зерен; карточки из «Детского календаря», на которых изображен процесс превращения зернышка в булочку (карточки предварительно разрезаны); пророщенные зерна пшеницы с небольшими ростками; увеличительные стекла; картинки с изображением сельскохозяйственной техники (трактор, сеялки…).

Предварительная работа: Отгадывание загадок о хлебе; заучивание стихотворений о хлебе, объяснение и заучивание пословиц о хлебе; чтение рассказов М Глинской «Хлеб», М. Пришвина «Лисичкин хлеб». Сравнение пшеничного и ржаного хлеба по цвету, форме, вкусу.

Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям побеседовать о хлебе и рассмотреть фотографии с изображением колосьев пшеницы, а также сами колосья.

Все мы каждый день едим белый и черный хлеб, многие любят сушки, печенье, различные пирожные. А из чего они сделаны? Из муки, которую получают из зерна.

Из зерен пшеницы получают пшеничную муку, а из зерен ржи получают ржаную муку. Чтобы получить из зерен муку, нужно затратить очень много труда: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы.

Ребята, вы хотите узнать, что же это за работа? Выращивать и убирать людям хлеб помогают машины.

Весной, как только оттает и просохнет земля хлеборобы готовят почву к посеву, в поле выходит трактор, которым управляет тракторист.

Тракторами вспахивают землю, рыхлят землю, чтобы не было комков, чтобы проходили воздух, влага и тепло.

Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять!

К трактору прикрепляют сеялки, и те равными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы. Зёрна падают в землю ровно. Поля огромные их можно быстро засеять только с помощью техники.

Идёт время, зёрна прорастают из земли, появляются всходы и вот уже всё поле в золотых колосья Хлебные поля похожи на море. Подует ветер, и колосья качаются, как волны. Хлебное поле еще называют, словом Нива.

Наступает осень. Колосья стали золотыми, созрела рожь, пшеница. Пришла пора убирать урожай. Нельзя медлить: колосья могут осыпаться и зёрна упадут на землю. В поле вышли комбайны, которые срезают колосья, обмолачивают, отделяя зёрна от колосьев. Спешат комбайнеры собрать урожай, пока стоит хорошая погода.

Что же делает комбайн?

Комбайн — срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. Машины везут зерно на ток — это большая открытая площадка, где зерно очищают, просушивают под солнцем.

Потом зерно везут на элеваторы — специальные сооружения для хранения зерна.

Чтобы получить хлеб и другие хлебные изделия, зерно из элеваторов везут на мукомольные заводы или мельницы, где мелют его в муку. Муку в специальных машинах везут на хлебозаводы и в пекарни. Пекари пекут из муки хлеб, батоны, булки. После чего хлеб привозят в магазины специальные машины. В магазинах люди покупают хлеб.

Длинный путь хлеба от поля до нашего стола. Сколько рук прикоснулось к нему, чтобы он стал хлебом!

Воспитатель ставит на стол тарелочки, на которых лежат зерна пшеницы, увеличительные стекла и предлагает их рассмотреть.

Дети рассматривают зёрна, используют лупы, отмечают их форму, цвет, размер, трогают их руками, пробуют на вкус.

Когда — то человек попробовал жевать зёрна, они показались ему очень вкусными.

Затем люди научились растирать зёрна камнями и получать муку, а из муки уже месить тесто. Хлеб был грубым и тяжёлым, не таким вкусным, как сегодня.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть проросшие зерна в прозрачном стакане через увеличительные стёкла. Из зерна вырос зеленый росток, белые ниточки — это корешки.

Воспитатель рассказывает детям, что нужно для того чтобы зерно проросло?

1. Нужно отобрать хорошие целые пшеничные зерна.

2. Насыпать пшеницу в стеклянную или пластиковую посуду и залить ее водой.

3. На дно посуды необходимо положить влажную ткань или марлю, на нее высыпать зернышки

4. Необходимо следить за тем, чтобы пшеница не высыхала и все время находилась в увлажненном состоянии.

5. Примерно через 2-3 дня появятся ростки белого цвета, а сами зерна пшеницы станут мягкими.

6. Затем зернышки можно засыпать землей и полить водой.

7. Ждать пока появятся зеленые ростки.

Дети рассматривают небольшие ростки через увеличительные стекла.

Воспитатель обращает внимание детей, что на столе лежат карточки из «Детского календаря», на которых изображен процесс превращения зернышка в булочку.

Игра: «Что сначала, что потом?»

Воспитатель предлагает каждому ребёнку разложить по порядку картинки с изображениями процесса выращивания хлеба от посева зерна до появления хлеба (зерно — растение — зерно — мука — хлеб).

Дети выкладывают карточки по порядку. Воспитатель вместе с детьми еще раз проговаривает весь процесс производства хлеба.

Воспитатель читает стихотворение и угощает детей хлебом.

«Ешь его, расти и помни

В мире нет труда огромней,

Чтоб на стол к тебе явился

Свежий хлеб»!

Физкультминутка «Зернышки».

Представьте, что вы «зернышки»,

Посадили вас в теплую вспаханную трактором землю. (дети приседают).

Пригревает теплое солнышко, (дети руками показывают солнышко)

Веселый дождик поливает зёрнышки, (дети руками показывают капли дождя)

Появились нежные росточки (вытягивают руки вверх)

Ласковый ветерок вас обдувает, (дети руками показывают, как дует ветер)

Росточки тянутся к солнышку (дети встают, поднимают руки вверх).

Посмотрите друг на друга и улыбнитесь.

Вот и проросли наши зёрнышки.

Автор: Новгородцева Ольга Сергеевна
Должность: воспитатель второй квалификационной категории
Место работы: МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №13»
Месторасположение: город Снежинск, Челябинская область

Дата изменения: 20.02.2015
Дата публикации: 20.02.2015




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *