Аннотация к образовательному проекту
Лэпбук – современная форма организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста для развития познавательной активности и развития самостоятельности; это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности взрослого и ребенка. Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме.
В такой папке много необходимой систематизированной информации, в том числе, иллюстративной для изучения и закрепления знаний у детей по определенной теме.
Лэпбук предназначен для индивидуальных занятий с детьми дошкольного возраста и занятий группами, может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели, а также использоваться при реализации образовательных областей, предусмотренных основной образовательной программой дошкольной образовательной организации, обеспечивая их интеграцию.
Актуальность: проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста очень актуальна в наше время. Исследования свидетельствуют о значительном снижении познавательной активности детей. У детей недостаточно сформирована потребность в самостоятельном познании окружающей действительности.
Современному ребенку необходимо последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения, а также уметь самостоятельно применять в жизни полученные знания. При взаимодействии с объектами, ребенок лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения.
Развивающаяся педагогика, основанная на требованиях федерального государственного образовательного стандарта к дошкольному образованию, существенно изменила подход к организации образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации.
На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса к созидательной деятельности. Одной из перспективных форм, способствующих решению данной проблемы, является лэпбук.
Цель: Закреплять и обобщать представления детей о временах года.
Задачи:
Образовательные:
— закреплять и систематизировать изученный материал;
— закреплять представление об объектах окружающего мира, о свойствах и
отношениях объектов окружающего мира;
— закреплять умения классифицировать, дифференцировать, сравнивать;
— повторить пословицы, поговорки, приметы о разных времён года.
Развивающие:
— развивать интеллект и речь ребенка;
— развивать звуковую и интонационную культуру речи,
фонематический слух;
— способствовать укреплению здоровья путем дыхательных и двигательных
гимнастик;
— развивать связную, грамматически правильную диалогическую и
монологическую речь.
Воспитательные:
— формировать потребность в общении со взрослыми и сверстниками и
воспитывать культуру общения;
— способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и
саморегуляции собственных действий детей;
— формировать у детей основы безопасного поведения в природе.
Тип проекта: информационный
Срок проекта:
сентябрь – май
Участники проекта:
воспитатели, дети подготовительной группы 6- 7 лет, родители
Возрастная группа:
Дети 6- 7 лет – подготовительная группа
Ожидаемые результаты:
Благодаря этой форме работы дети учатся самостоятельно собирать информацию, проявляют повышенный интерес к содержанию, к самостоятельной работе, замечают изменения в природе.
Воспитанники многое узнают о временах года – осень, зима, весна: составят самостоятельно загадки, запомнят приметы разных времен года, научатся разгадывать и самостоятельно составлять кроссворды, рассказы по картинам.
Работа с лэпбуком позволит разнообразить работу и повысить познавательный интерес у детей. Ну и, конечно, укрепить взаимосвязь с семьями воспитанников нашей группы, благодаря совместному созданию лепбука.
Образовательные области | Непрерывная образовательная деятельность, образовательная деятельность в режимных моментах. |
Социально-коммуникативное развитие | Беседы, индивидуальная работа с детьми. Общение с детьми в процессе игр, бесед, подвижных игр. Беседа «Опасные грибы» «Мы в лесу» «Береги природу» «Дары осени» «Соблюдение мер безопасности в зимнее время» Сюжетно – ролевые игры: «Путешествие по осеннему лесу» «Зимняя олимпиада» «Магазин новогодних игрушек» Дидактические игры: «Скажи ласково» «Можно — нельзя» «Кто знает?» «Хорошо-плохо» «Сделаем по кругу друг другу подарок», «Потанцуем и найдём волшебные слова» «Кто скорее построит дом» «Ночное путешествие в канун Нового года» Игра-инсценировка «Чьи в лесу шишки?» |
Познавательное развитие | Непрерывная образовательная деятельность: «Морские обитатели, кто они?» «Русских традиции встречи Нового года» Беседа: «Откуда ёлка к нам пришла» Рассказ о возникновении праздника «Новогодней ёлки» Дидактические игры: «Что нам осень подарила» «Четвертый лишний» «Чей силуэт» «Что сначала, что потом» «Чья тень?» «Перелётные и зимующие птицы» «О ком расскажу» Настольно-печатные игры: «Парные картинки» «Узнай, что изменилось» «Найди такую же» «Лото» «Соедини точки» «Разрезные картинки» «Одень куклу по сезону» Словесные игры: «Один-много» «Назови ласково» «Полезное — неполезное» Исследовательская деятельность: «Сравни свой образ жизни зимой и летом» «Засохшие листья» «Что такое удобрение?» «Для чего нужен снег?» определение чистоты снега «Получаем талую воду» «Замораживаем воду» «Получи цветной лед» |
Речевое развитие | Дидактические игры: «Четвертый лишний» «Чей силуэт» «Чья тень?» «Кто здесь живет?» «О ком расскажу» «Одень куклу» (объясни свой выбор) «Времена года» «Собери слово» «Найди приметы зимы» «Найди игрушку на елке по словесным подсказкам» «Какое время года?» «Часть и форма» Составляем загадки и рассказы о каждом времени года (оформление книжек – самоделок) Настольно-печатные игры: «Парные картинки» «Узнай, что изменилось» «Найди такую же» «Лото» «Что изменилось» Словесные: «Опиши (животное, птицу, грибы, листья)» «Отгадай загадку» «Кто, что слышит?» «Найди предмет по описанию» «Назови одним словом» «Кто больше заметит небылиц?» Составляем рассказы по картинам: «Сбор урожая картофеля» «Осенний дождик» «1 сентября» «Игры зимой» по сюжетным картинкам Пальчиковая гимнастика: «Осень» «Осенние листья» «Грибы» «Перелётные птицы» «Осенняя одежда» «Пальчики – братики» «Засолка капусты» «Осенний букет» «Сидит белка» «Овощи» «Фрукты» «Новый год» «Наряжаем ёлку» «Ёлочка» «Подарки» |
Художественно-эстетическое развитие | Аппликация: «Дольки фруктов на тарелке» «Подарки для деда Мороза» «Весенние вестники» Конструирование: Конструирование из бумаги – «Осенний лес» «Осенний листок» «Новогодние сюрпризы» (из бросового материала Изготовление украшений, атрибутов (маски, костюмы, атрибуты с тематикой Нового года) «Новогодний венок» Рисование: «Натюрморт» «Осенний листок» «Чьи следы?» (рисование птиц и животных) «Зимние забавы» «Зимний пейзаж» «Животный мир зимой» «На пороге весна» «Весной в лесу» Лепка: Пластелинография «Необыкновенные листочки» «Снегурочка» «Волшебство на деревьях» Интересные домики для птиц» Музыкальные игры: «Хороводная — огородная» Прослушивание песен: «Проказница осень» сл. и муз. Т. Богач «Осень в гости к нам пришла» сл. и муз. Е. Гомановой «Осень – раз, два, три» сл. и муз. О.Осипова «Осень — чудная пора» сл. и муз. Ю. Верижников Проговаривание песенок, потешек в ходе режимных моментов: «Ты мороз, мороз» Театр Настольный театр «Снегурушка и лиса» Пальчиковый театр «Светофор» «Перчатки» «Снег ложится белый, белый» «Зимний праздник» Разучивание стихотворений и пословиц Чтение художественной литературы: М.М.Пришвин «Начало осени», «Осинкам холодно», «Ветреный день», «Листопад», «Осенний листики», «Последние цветы» и другие. В. Бианки «Синичкин календарь», «Лесная газета» И. С. Соколов-Микитов «Лес осенью», «Лось», «Журавли», «Осень» В. В. Занков «Почему осенью листья деревьев меняют цвет и опадают?» Н. И. Сладков «Ухоронки» Иван Тургенев «Лес осенью», «Осенний день в берёзовой роще» В. Бианки «Синичкин календарь», «Готовятся к зиме», «Елка» К. Чуковского, «Первый снег» И. Соколов-Микитов «Зима в лесу» Е. Явецкая «Зима-рукодельница» К. Зубарева «Зимние праздники», «Новый год в России, или Особенности национального Рождества», «Новогодняя елка» Рассматривание репродукций картин: И. Левитан «Золотая осень» В. Поленов «Золотая осень» К. Коровин «Поздняя осень» «Животные нашего леса» «Зимующие птицы» «Зимние развлечения» Рассматривание репродукций картин И.И. Шишкина, И.И. Левитана, Ф.А. Васильева, И.Э. Грабаря о зиме Иллюстрации и книги по теме: С. Маршак «Двенадцать месяцев» П.Бажов «Серебряное копытце» Н.Никитин «Встреча зимы» М.Пожарова «Заклинание зимы» А.Яшин «Покормите птиц» «Зимние забавы» Видеофильм: «Зима в лесу» Слайды: «Времена года» Рассматривание иллюстраций книги и пересказ сказки В. Одоевского «Мороз Иванович» Беседа — рассуждение с детьми «В гостях у бабушки Арины» (какие бывают сказки) |
Физическое | Подвижные игры: «Хитрый волк и пастух» «Орешки для белочки» «По дорожке на одной ножке» «Волк и овцы» «Сделай фигуру» «Бездомный заяц» «Кто сделает меньше прыжков» «Зимние забавы» (санки, горка, лыжи, клюшки «Встречные перебежки» «Хитрая лиса» «Путешествие в зимний лес» «Парный бег» «Попади в обруч» «Я Мороз – красный нос» «Парный бег» «Ловишки –елочки» «Загони льдинку в ворота» «Два мороза» «Догони свою пару» «Царь – горы» Спортивные игры: «Хоккей» Физминутки «Мы — листики осенние» «Осень пришла» «Ходит осень по дорожке» «Мы дорожки подметаем» «Снеговик пропал» «Собрались мы все в кружок» «Снежная баба» «Снежинки – балеринки» Знакомство со спортивными сооружениями для организации и проведения зимних видов спорта (рассматривание картинок, фото альбом) Ситуативный разговор «Мокрые варежки» Дидактические игры: «Зимние виды спорта» |
Список используемых источников:
1. О.А Воронкевич. Добро пожаловать в экологию. Библиотека программы «Детство». — Санкт- Петербург, Детство — Пресс, 2010.
2. О.В Дыбина.«Неизведанное рядом». М.: Мозаика — Синтез, 2009.
3. В.В.«Зотов Лесная азбука»: книга для воспитателей дет сада и родителей. – Просвещение, 2004.
4. Н. В. Алёшина, Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью — М. : ЦГЛ, 2004.
5. Н. В. Кломина. « Воспитание основ экологической культуры в детском саду» М. : Сфера, 2005
6. Л. П. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми» — Минск : Асар, 1996
7. С. Н. Николаева « Методика экологического воспитания в детском саду» — М. : Просвещение, 2001
8. Е.А. Алябьева «Психогимнастика в детском саду» — М.: ТЦ Сфера, 2008
9. И.Ф. Мулько «Социально – нравственное воспитание детей 5-7 лет» — М.: ТЦ Сфера, 2007
10. Т.А.Шорыгина «Беседы о воде в природе» — М.: ТЦ Сфера, 2008
11.А.Г. Арушанова, Н.В.Дурова и др. «Истоки диалога 5- 7 лет» / Под ред. А.Г. Арушанова — М.: Мозаика-Синтез, 2004
12.О.С Ушакова, Н.В. Гаврилин «Знакомим дошкольников с литературой» — М.: ТЦ Сфера, 2002
13.Л.И. Пензулаева «Физическая культура в детском саду. Система работы в подготовительной школе группе» — М.: Изд.центр Мозаика-Синтез, 2013
14.Н.В. Микляева «Семейный и родительский клубы в детском саду» — М.: ТЦ Сфера, 2012
15.Т.Е. Иванова, Н.Ф. Лагутина «Семейный и родительский клубы в детском саду». Методические рекомендации / Под ред. Н.В. Микляевой. — М.:ТЦ Сфера, 2012. — 128 с
Автор: Михальчук Елена Евгеньевна
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МДОУ «ДЕТСКИЙ САД №16:»
Месторасположение: Пензенская область, г. Заречный
Дата изменения: 09.06.2018
Дата публикации: 09.06.2018