Авторы:
учитель – логопед Гончаренко Ольга Николаевна
воспитатель Иванова Виолетта Сергеевна
воспитатель Мишина Ирина Олеговна
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 40» г. Гатчина, Россия
ПРОЕКТ «Осень к нам пришла»
(старший дошкольный возраст)
Проблема: несформированность у детей знаний об осени, ее явлениях.
Обоснование проблемы: недостаточный уровень знаний об осени, ее явлениях, дарах осени.
Актуальность проекта: дети по своей сути очень любознательны. Материал, изложенный ниже, сможет расширить знания детей об осени, ее явлениях, ее дарах. Дети смогут ощутить всю красоту и богатство осеннего сезона.
Цель проекта:
1. Познакомить детей с темой «Осень», научить распознавать ее по определенным признакам (холодает, изменение цвета листьев, листопад и т. д.).
2. Способствовать развитию нравственного воспитания, воспитывать бережное отношение к природе, ее явлениям.
3. Закрепить и расширить знания об осени, ее явлениях, о дарах осени (овощи, фрукты, грибы и ягоды, деревья и кусты, перелетные птицы, животные леса).
4. Учить распознавать овощи и фрукты по внешнему виду, характеризовать их вкус; распознавать съедобные и несъедобные грибы и ягоды, определять по виду ствола и листьев деревья и кусты; распознавать перелетных и зимующих птиц, животных нашего леса.
5. Способствовать развитию связной речи, навыков общения со взрослыми и сверстниками.
6. Развивать умение применять полученные знания в повседневной жизни.
Задачи проекта:
Дать детям знания об осени, ее явлениях и дарах, расширять и совершенствовать эти представления в старшем дошкольном возрасте.
Тип проекта: исследовательский, познавательно-речевой.
Вид проекта: долгосрочный групповой.
Сроки реализации проекта: 2 — 2, 5 месяца.
Участники проекта: дети старшей (подготовительной) группы, воспитатели, родители.
Предполагаемый результат проекта:
— Формирование у детей знаний об осени, ее явлениях и дарах, изменениях в жизни животных и птиц, людей.
— Расширить представления детей об осени, ее явлениях и дарах, изменениях в жизни животных и птиц, людей.
— Саморазвитие ребенка.
— Активизация словаря, развитие коммуникативных умений и навыков взаимодействия с окружающими людьми (взрослыми и детьми).
— Совместное творчество родителей и детей. Участие в данном проекте поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания и применять их в различных видах детской деятельности.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
I этап — подготовительный
1. Изучение методической и специальной литературы по теме проекта.
2. Подбор наглядного и демонстрационного материала, стихов, загадок, чистоговорок, пословиц по теме проекта.
3. Подбор технических средств обучения:
— Мультфильмы из серии «Маша и медведь»: «До весны не будить!», «День варенья», «Граница на замке», «Дышите — не дышите», «Витамин роста», «Картина маслом», мультфильм «Приключения Незнайки», мультфильмы по сказкам В. Сутеева «Веселый огород», «Дядя Миша», «Хвосты», «Яблоко».
4. Создание мультимедийной презентации «Осень к нам пришла» тематическими частями: «Осень, признаки осени», «Овощи», «Фрукты», «Люди собирают урожай», «Грибы и ягоды», «Деревья и кусты», «Стало холодно. Перелетные птицы готовятся к отлету», «Стало холодно. Звери в лесу готовятся к зиме».
5. Оснащение развивающей среды:
— Книжный уголок: В. Сутеев «Яблоко, „Под грибом“, русская народная сказка „Вершки и корешки“, Л. Воронкова „Лебеди“.
— Музыкальный уголок: аудиозапись дождя, крики птиц, вой ветра, голоса животных в лесу, диск — презентация „Природа в сопровождении шедевров мировой музыки“.
— Уголок речевого развития: пособия для развития дыхания, мнемотаблицы „Осень“, „Гриб“, „Дождь“, серии демонстрационных картин, репродукции художников: В. Поленов „Золотая осень“, И. Левитан „Золотая осень“, Е. Волков „Октябрь“, Л. Афремов „Осень“, иллюстрации к книгам В. Сутеева.
— Уголок творчества и рисования: трафареты, обводки (овощи, фрукты, грибы, ягоды, листья деревьев, перелетные пиццы, животные нашего леса), книжки — раскраски, гипсовые формочки по теме проекта.
— Театральный уголок: оснащение театра по сказкам „Чиполлино“, „Репка“, „Теремок“, „Гуси — лебеди“, Три медведя».
— Математический уголок: счетный материал «Белочка собирает урожай», «Сажаем морковку (капусту) на грядку», «Сколько птичек в стайке», карточки — задания к «Блокам Дьениша».
— Оформление родительского уголка: информация о проекте, рекомендации по теме проекта, создание альбома — книги «Энциклопедия осени».
— Спортивный уголок: комплексы утренней гимнастики с упражнениями по теме проекта; картотека подвижных игр, физкультминуток.
II этап — основной
1. Коррекционно — развивающие занятия.
Интеграция образовательных областей: Социально — коммуникативное развитие, познавательно — речевое развитие, художественно — эстетическое развитие, физическое развитие.
Здоровье. Физическая культура: проведение физкультурных эстафет в зале и на прогулке.
Коммуникация. Развитие речи. Чтение художественной литературы: Ю. Тувим «Овощи», Л. Толстой «Косточка», Я. Тайц «По ягоды», Дж. Родари «Чиполлино», Н. Сладков «Осень на пороге», чтение стихотворений об осени П. Плещеева, Ф. Тютчева, А.С, Пушкина, А. Толстого, русская народная сказка «Хвосты», Е. Чарушин «Кто как живет?» (заяц, белка, волк). Д. Мамин — Сибиряк «Серая Шейка». Беседа по картине И. Шишкина «Утро в сосновом лесу», И. Левитана «Золотая осень», беседы по теме «В гостях у бабушки и дедушки» (овощи, фрукты), «Путешествие в осенний лес», разучивание стихотворений, загадок, комплексов пальчиковой гимнастики по теме проекта.
Познавательно — речевое развитие, нравственно — эстетическое воспитание: коррекционно — развивающие занятия по темам проекта, воспитание любви к природе, бережного отношения к живым и неживым объектам природы.
Художественно — эстетическое творчество: слушание музыки (звуки дождя, пение птиц в лесу, голоса животных), разучивание песен «Ах, какая осень!», «Рябинки», танца под муз. Тухманова «Тучка», рисование «Золотая осень», «Веточка рябины», «Корзина с фруктами», лепка «Угостим овощами», аппликация «Ежики готовятся к зиме», «Угощение для белочки» (грибочек), коллективная аппликация «Чудо — дерево», пластилинография «Урожай у нас не плох» (овощи).
2. Совместная деятельность взрослых и детей в ходе режимных моментов.
— Утренняя гимнастика, различные физкультминутки и комплексы пальчиковой гимнастики.
— Подвижные игры в зале «Гнездышко» (строимся в круг из четырех человек, взявшись за руки), «Белки на дереве» (упражнения в лазании, ловкости), «Гуси — гуси» и другие.
— Ситуативные беседы, беседы — рассуждения.
— Рассматривание альбомов, иллюстраций, открыток и энциклопедий по теме проекта.
— Чтение рассказов, стихотворений, энциклопедической информации.
— Игровая деятельность: дидактические игры настольно — печатные игры, развивающие игры по теме проекта, внесение специальной одежды и атрибутики в сюжетно — ролевые игры «Магазин», «Повар», «Егерь в лесу», «Осенняя ярмарка»..
3. Самостоятельная деятельность детей в уголках развития.
4. Работа с родителями:
— Знакомство родителей с темой проекта
— Привлечение родителей к созданию альбома — книги «Энциклопедия осени», рекомендации по теме проекта.
— Привлечение родителей к организации маршрута выходного дня в Зоологический музей (в Санкт — Петербурге), в Гатчинский дворец и парк.
— Проведение праздника Осени, с предварительной игрой — драматизацией «У Ванюши в огороде» (для детей младших групп) — показ для родителей и детей.
III этап — заключительный
— Выставка детских работ по рисованию «Золотая осень», лепка «Угостим овощами», аппликация «Ежики готовятся к зиме», коллективная аппликация «Чудо — дерево», пластилинография «Урожай у нас не плох» (овощи), конструирование из природного материала «Ёжики».
— Подведение итогов по реализации проекта через проведение игры — викторины «Эфир телепередачи «Знатоки природы».
— Проведение конкурса среди детей и родителей на лучшую «Энциклопедию осени» (с вручением дипломов).
— Обобщение опыта работы по проекту и представление его на педсовете.
Выводы: участие в проекте позволило детям удовлетворить познавательную активность. Дети заинтересовались темой проекта «Осень и ее дары», совместно с родителями и воспитателями участвовали в проектной деятельности. Дети смогли повысить собственную самооценку, они внесли вклад в общее дело, радовались своим успехам и успехам своих товарищей, ощущали свою значимость в группе.
Дата изменения: 28.09.2014
Дата публикации: 28.09.2014