ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ДЕЗОРЦЕВОЙ ЕЛЕНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ МАДОУ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА- ДЕТСКИЙ САД №272» Г.ПЕРМИ.
Тема: Профилактика развития эмоциональной сферы дошкольников — «Радуга эмоций»
Содержание:
- 1. Пояснительная записка.
- Проблема .
- Актуальность .
4. Цель.
- Задачи.
- Новизна.
- Принципы.
- Методические средства.
- Ожидаемый результат:
- Диагностика на начало года.
11.Продукты проекта.
12.Этапы.
- Диагностика на конец года.
14. Отчёт. - Заключение.
- Список литературы.
Пояснительная записка.
Роль эмоций в жизни ребёнка.
Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Страх, испытываемый ребенком, например, при виде большой собаки, побуждает его предпринять определенные действия, чтобы избежать опасности. Ребенок грустен или разгневан — значит, у него что-то не в порядке. Ребенок радуется, выглядит счастливым — значит, в его мире все хорошо. Эмоции ребенка — это «послание» окружающим его взрослым о его состоянии.
Дети 3—5 лет уже в состоянии распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние сверстников и выразить свое отношение к ним, т. е. ребенок-дошкольник отлично понимает, что его друг расстроен, обижен или испуган, а его соперник, например, разгневан. Благодаря этому эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей.
Детские эмоции влияют и на будущее поведение человека. Кроме того, эмоции являются источником радости и страдания, а жизнь без эмоций — как положительных, отрицательных — пресна и бесцветна.
Психологи попытались определить и классифицировать эмоции. Оказалось, что люди различают шесть основных эмоций — радость, грусть, гнев, удивление, отвращение и страх. Исследования показали, что каждая эмоция имеет свое мимическое выражение, однако одни распознаются легче, другие — труднее.
В младшем и среднем дошкольном возрасте дети очень эмоциональны. Эмоции у них выражаются более бурно и непосредственно по сравнению со взрослыми, придавая их ни особую выразительность. Одна причин возникновения тех или к переживаний ребенка — его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми. Когда взрослые ласково относятся к ребенку, признают его права, а сверстники хотят с ним дружить, он испытывает эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение.
Эмоции выполняют оценочную роль, побуждают человека к деятельности, влияют на накопление и актуализацию его опыта.
При изучении эмоциональных явлений психологи разделяют их в зависимости от того, какое место занимают они в регуляции поведения и деятельности. К первой группе относятся настроения — более или менее длительные эмоциональные состояния, обязующие исходный фон жизнедеятельности. Ко второй — чувства: устойчивые эмоциональные отношения к определенному человеку или предмету. К третьей — собственно эмоции, реализующие психическое отражение и состояние организма.
Тема проекта: Профилактика развития эмоциональной сферы дошкольников — «Радуга эмоций»
Тип проекта: педагогический.
Продолжительность: долгосрочный (октябрь2015 — апрель 2016).
Участники проекта: Дезорцева Е. В. Воспитатель средней группы.
Целевая группа: дети средней группы.
Проблема:
По данным психологов в последние годы увеличивается число детей с нарушениями психоэмоционального развития.
Актуальность.
- Активное включение детей в игровую деятельность будет способствовать их эмоциональному развитию;
- ребенок с развитыми эмоциями легче преодолевает эгоцентризм, лучше включается в учебнопознавательные ситуации, успешнее самореализуется в деятельности.
Поэтому в дошкольных учреждениях необходимо проводить целенаправленную профилактическую и коррекционную работу, направленную на развитие эмоциональной сферы личности дошкольников, так и возник проект «Радуга эмоций .
Цель проекта: Развитие и укрепление эмоционально-личностной сферы дошкольников.
Задачи:
- научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих людей;
- дать представление о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слова);
- совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.
Новизна.
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста является приоритетным в системе дошкольного воспитания в силу своей особой значимости в социальном развитии ребёнка, приобщение его к активной целенаправленной деятельности, определяющей как психоэмоциональное самочувствие ребёнка, так и успех любой деятельности.
В современной отечественной психологии часто используются понятие «эмоциональный комфорт», «эмоциональное развитие».
Данный опыт является творческим преобразованием современных подходов к вопросу эмоционального развития дошкольников и возможности активного включения их в педагогический процесс.
Принципы.
Работая с детьми по данной программе, я руководствуюсь следующими принципами:
- Не навязывайте себя никому, в том числе и детям, с которыми вы хотите заниматься. Если по каким-то причинам детям не понравилось занятие, значит, отложите его до лучших времен, и попробуйте понять, что вы сделали не так.
- Остановитесь – если не знаете, как воздействовать. В процессе занятий с детьми могут возникнуть трудности, устранить которые сразу не получается. Проигнорируйте это событие, продолжайте вести занятие так, как будто ничего не произошло.
- Исключите неприязнь к детям и свои отрицательные эмоции на момент ваших занятий с ними.
- Соблюдайте принцип равенства и сотрудничества с детьми. Помните, что вы взрослый, потому что ведете занятие, во всем остальном вы такой же участник, как дети. Вы так же ползаете с ними по полу, показываете различные эмоции, рисуете. Вы – образец того свободного творческого поведения, которому невольно подражают и к которому тянутся дети.
- Не фиксируйте внимание на неудачах, не делайте замечаний, даже если вы искренне желаете в этот момент что-то исправить, кому-то помочь, кого-то больше подбодрить. Избыток вашего внимания или отрицательная оценка способны нарушить эмоциональное благополучие ребенка, а значит – навредить ему.
- Давайте качественные оценки, если не можете удержаться от них. На занятиях не бывает правильных и неправильных действий, здесь у всех все получается, все проявляют себя, как могут и как хотят, не боясь заслужить порицание, осуждение.
- Не сравнивайте детей с кем-либо в невыгодном свете, не ставьте никого в пример. Помните, что здесь главное — не результативные достижения, а внутренняя свобода, эмоциональное благополучие.
- Используйте разные формы несловесной поддержки ребенку – улыбку, поглаживание по голове, обнимание за плечи и т д.
В занятиях используются следующие методические средства.
- Ролевые игры, которые основываются на понимании социальной роли человека в обществе
- Психогимнастические игры, основывающиеся на теоретических положениях социально- психологического тренинга.
- Релаксационные методы — использование упражнений, основанных на методе активной нервно-мышечной релаксации.
- Использование эмоционально-символических методов — групповое обсуждение различных чувств: радости, гнева,..; направленное рисование, т.е. рисование на определенные темы.
- Коммуникативные упражнении, при которых происходит тренировка способностей невербального воздействия детей друг на друга.
- Игры, направленные на развитие воображения: вербальные игры, невербальные игры, «мысленные картинки”.
Ожидаемый результат.
- Создать комплект методических разработок по профилактике нарушения и коррекции эмоционально-личностной сферы дошкольников.
- Дети должны знать:
— радость, удивление, страх, гнев, горе, интерес;
— о существовании индивидуальных особенностей своих и своих сверстников.
- Дети должны уметь:
— понимать и описывать свои желания и чувства;
— осознавать и описывать свои физические и эмоциональные ощущения;
— воспроизводить выразительные позы и движения;
— уступать друг другу в конфликтных ситуациях;
— передавать заданное эмоциональное состояние при помощи мимики, пантомимики
Диагностика на начало года.
В качестве основного метода, позволяющего выявить особенности эмоционального развития и оценить эмоциональное состояние ребенка, я использовала проективный рисуночный тест. Этой методикой могут успешно пользоваться как специалисты-психологи, так и воспитатели, которые, наблюдая ребенка каждый день, имеют возможность тщательно исследовать его поведение в реальных жизненных обстоятельствах.
С целью подтверждения практикой теоретических положений мной была организована работа с использованием проективного рисуночного метода для выявления эмоциональных особенностей дошкольников: “Рисунок семьи”.
Для установления причин эмоционального неблагополучия детей важно определить ситуации или объекты, вызывающие негативные, болезненные переживания. В этом случае целесообразно проводить вместе с тестированием детей и анкетный опрос родителей или других близких ребенку людей с целью выявления психологического микроклимата в семье.
Результаты, полученные с помощью проективных методик, нашли свое подтверждение при работе с родителями, с использованием теста родительского отношения. В данном типе родительских отношений у наших испытуемых преобладают такие тенденции, как:
- восприятие своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым;
- проявление родителями равнодушия по отношению к своему ребенку, досады, раздражения, обиды;
- низкая оценка способности детей;
- существование значительной психологической дистанции;
- проявление авторитарности;
- установление определенных рамок поведения.
Общий вывод: Анализ информации, полученной с помощью исследования, дал следующую картину эмоциональной сферы детей в условиях семьи:
- аффективные связи и конфликтные тревожные отношения с близкими родственниками;
- эмоциональная озабоченность ребенка по поводу семейной ситуации;
- эмоциональная разобщенность;
- чувство непреодолимого страха, небезопасности;
- депрессивность, чувство неполноценности в семейной ситуации;
- недостаточная практика общения с ребенком;
- чувство отверженности;
Анализируя выше сказанное, можно отметить, что проведение диагностических срезов позволило нам выявить уровень тревожности и оценить внутреннее отношение ребенка к определенному типу ситуаций.
Результаты диагностического анализа свидетельствуют о неблагополучии развития эмоциональной сферы дошкольников и о необходимости ее коррекции.
Продукт проекта:
- 4 дидактических игры: «Театр- настроение», «Лото настроение», «Зоопарк настроений», кубики «Эмоции»
- Картотека игр, этюдов и упражнений для развития эмоциональной сферы.
- Презентация проекта для родителей: «Радуга эмоций».
- Консультации для родителей:
— «Роль эмоций в формировании у дошкольников свойств личности».
— «Признаки психо- эмоционального напряжения».
— «Как снять напряжение после детского сада».
— «Развитие эмоциональной сферы».
— «Как родителям вести себя с обидчивым ребёнком».
- Собрание для родителей.»Что такое эмоции? Роль эмоций в развитии и жизни ребёнка.»
- Анкетирование родителей: «Выявление представлений об особенностях эмоционального развития ребёнка».
Этапы проекта
Подготовительный этап:
— выбор темы, цели, задачи;
— поиск необходимых материалов для реализации проекта;
— составление перспективного плана;
— изготовление настольно — печатных игр;
— создание картотеки игр, этюдов и упражнений для развития эмоциональной сферы
— диагностика.
— анкетирование родителей.
— составление перспективного плана.
Основной этап:
— Беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями, чувствами.
— Словесные, настольно-печатные и подвижные игры.
— Рисование эмоций.
— Проигрывание этюдов.
Заключительный этап:
— Презентация для родителей «Радуга эмоций».
Диагностика на конец года.
- Дети научились понимать свое и окружающих людей эмоциональное состояние;
- Имеют представление о способах выражения собственных эмоций;
- Умеют управлять своими эмоциями и чувствами.
Отчет по проекту.
В средней группе реализуется проект «Радуга эмоций».
Проект – педагогический, долгосрочный. Реализован в рамках ДОУ.
На первом этапе для достижения наилучшего результата необходима организация совместной деятельности воспитателя и родителей, родителей и детей. Поэтому, я прежде всего изучила отношение родителей к проблеме эмоционального воспитания. С этой целью я провела анкетирование родителей, которое показало, что из 30 семей серьёзно к этой проблеме относятся всего 5. По результатам анкетирования приглашала на консультации, беседы, где родители знакомились с результатами педагогического наблюдения. Эти формы работы позволили мне вместе с родителями понять причины трудностей в эмоциональном развитии ребёнка и их специфики, выяснить особенности социальной ситуации формирования личности ребёнка, найти возможности помочь ему.
Основной этап. Успешно проходили интересные занятия с детьми, дети закрепили знания об эмоциях, охотно участвовали в этюдах, для выражения с помощью мимики и пантомимики, определённых эмоций. Была создана непринужденная психологическая атмосфера, положительный эмоциональный фон. На занятии были использованы упражнения на релаксацию, которые позволяло детям расслабиться, устранять беспокойство, возбуждение, скованность, восстановить силы, увеличить запас энергии.
Итогом занятия послужило рисование смайликов « Мир эмоций», которое украсило приёмную группы.
Так же была создана картотека игр и упражнений, направленная на знакомство с эмоциями человека, осознания своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций других детей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.
В ходе заключительного этапа был выпущен коллаж «Эмоции в нашей жизни», приготовлена презентация проекта «Радуга эмоций», с которой познакомились родители и педагоги ДОУ.
Заключение
Таким образом, можно сделать следующий вывод: развитие ребенка теснейшим образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются “индикатором” состояния ребенка, с другой стороны сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.
Все без исключения эмоции полезны, если мы осознаем их и “ладим” с ними, то тогда мы сможем ими управлять. Но если мы прячем их за “ширму”, они, во-первых, будут недоступны, когда понадобятся, ведь мы их не одолеем, если подведет “ширма”, прорвись они – нам, же и повредят.
Поэтому, в первую очередь необходимо развивать эмоциональную сферу, а потом благодаря развитому направлять свою деятельность в другие сферы.
Литература
- Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. “Я хочу”. Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. Изд. “ВИРТ” Кишинев. “Дорваль” СПб.,1993.
- Ганичева И.В.Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5–7лет). – М.: Книголюб, 2004.
- Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. М.: Айрис-пресс, 2004.
- Крюкова С.В. , Слободяник Н.П.Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Практическое пособие. – М.: Генезис, 2000.
- Кряжева Н.Л.Развитие эмоционального мира детей. Екатеринбург: У – Фактория, 2004.
- https://festival.1september.ru/articles/586463/
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2011/05/31/konsultatsiya-dlya-roditeley-chto-takoe-emotsii-rol
- https://biofile.ru/bio/21211.html
Название: Профилактика развития эмоциональной сферы дошкольников «Радуга эмоций»
Номинация: Детский сад, Методические разработки , Проектная деятельность, Средняя группа
Автор: Дезорцева Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Место работы: МАДОУ «ЦРР — детский сад №272»
Месторасположение: Пермь
Дата изменения: 05.05.2016
Дата публикации: 05.05.2016