Рабочая программа «Коммуникативные способности детей, как основа благополучной социализации».
Аннотация
Рабочая программа младшего и среднего возраста направлена на развитие коммуникативных способностей детей, через театрализацию, игру и общение с природой.
Игра обеспечивает позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности. В игре осваиваются правила человеческого общения.
Театрализация
воспитывает у ребенка уважения к себе и к своей деятельности.
формирует этические способы общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.
Предполагает сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.
Развивает партнерские отношения между всеми участниками в процессе совместной деятельности.
Общение с природой развивает наблюдательность, любознательность. Это способствует расширению словарного запаса и развитию коммуникативных способностей детей.
Целевой раздел
Пояснительная записка
Цель:
Формирование коммуникативных способностей детей, как основы их благополучной социализации в окружающем мире.
Реализация данных целей связана с решением следующих задач:
— Развивать положительно-нравственные качества, побуждающие детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе.
— Формировать умение и навыки практического владения выразительными средствами: интонацией, мимикой, жестами, связной речью.
— Развивать творческий потенциал.
— Учить конструктивным способам управления собственным поведением
— Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых в организации.
Принципы и подходы формирования программы:
— Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка;
Принцип научности в изучении природы: формировать представления о законах природы.
Принцип позитивной социализации предполагает сотрудничество со взрослыми и другими детьми
Принцип аффективной-коммуникации — умение делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнером по общению
Принцип деятельности — включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
Принцип индивидуального подхода к каждому ребенку и учета возрастных особенностей: выявить основные особенности малыша
Принцип психологической комфортности-заключается в снятии стрессовых факторов
Принцип регуляционной-коммуникации-умение согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями своих товарищей по общению;
Принцип демократизации-формирует взаимное уважение, такт и терпение во взаимодействии педагогов и воспитанников; вовлечение родителей (родители равноправные участники педагогического процесса).
принцип обучения: учить играя.
Возрастные особенности.
Младшая группа.
(дети четвертого года жизни)
У большинства детей проявления самостоятельности в бытовом и игровом поведении непостоянны; Недостаточно владеют активной, включённой в общение речью; могут обращаться с вопросами и просьбами, многие испытывают серьезные сложности в звукопроизношении, понимают речь взрослых; знают названия окружающих, предметов и игрушек;
Стремятся к общению со взрослыми. Испытывают сложности в подражании взрослым в действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого; часть детей не имеют устойчивых игровых навыков.
Проявляют интерес к сверстникам, но, как правило, не имеют опыта «коллективной жизни».
Проявляют интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, проявляют эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства;
Средняя группа
(дети пятого года жизни)
Дети владеют основными культурными способами деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, театрализации и др.; способны выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
Дети активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, участвуют в совместных играх. Имеют представления о том, что надо договариваться, учитывать интересы и чувства других, способны адекватно проявлять свои чувства, стараются разрешать конфликты
Дети владеют разными формами и видами игры, различают условную и реальную ситуации; имеют представление о разных правилах и социальных нормах, но не всегда им следуют;
Дети достаточно хорошо владеют диалогической речью; могут обращаться с вопросами, за помощью, выражать свои мысли и желания;
Дети проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, интересуются причинно-следственными связями, задают вопросы о явлениях природы и поступках людей; склонны наблюдать, экспериментировать. Обладают начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором живут; знакомы, с произведениями детской литературы, обладают элементарными представлениями из области живой природы, естествознания. Дети способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; планированием; эгоцентричностью познавательной позиции, формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками; дальнейшим развитием образа Я ребенка.
Планируемые результаты освоения Программы
Целевые ориентиры
Вторая младшая группа
Игра:
— Умеет в самостоятельных играх налаживать контакты, взаимодействовать со сверстниками.
— Стремится действовать совместно в подвижных играх, соблюдает элементарные правила.
— Умеет занимать себя игрой, самостоятельной деятельностью.
Театрализация:
— Эмоционально-заинтересованно следит за развитием действия в сказках, драматизациях, сопереживает персонажам.
— Принимает активное участие в обсуждении просмотра спектаклей.
— Умеет проявлять доброжелательность, доброту, дружелюбие по отношению к окружающим.
Общение с природой:
— Проявляет интерес к себе, окружающему предметному и животному миру, природе, задает вопросы взрослым, наблюдает.
— Имеет положительный настрой на правильное взаимодействие с растениями и животными.
— Проявляет эмоциональную отзывчивость на красоту окружающих предметов и объектов природы
Средняя группа
Игра:
— Умеет объединяться с детьми для совместных игр, умеет подбирать предметы и атрибуты для сюжетно-ролевых игр.
— Делает попытки решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.
— Проявляет инициативу и самостоятельность в организации знакомых игр с небольшой группой детей.
Театрализация:
— Эмоционально откликается на переживания взрослых, детей, персонажей сказок и кукольных спектаклей.
— Понимает и употребляет слова, обозначающие эмоциональные состояния.
— Проявляет личное отношение к соблюдению моральных норм.
— Участвует в этюдах для развития необходимых психических качеств, используя музыкальные, словесные, зрительные образы.
Общение с природой:
— Выполняет индивидуальные и коллективные поручения на участке и в цветнике; показывает ответственное отношение к порученному заданию, стремится выполнить его хорошо.
— Проявляет любознательность и интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию (огород на окне, глина и ее свойства).
— С удовольствием наблюдает за птицами (воробей, голубь, синичка), подкармливает их зимой. Делится впечатлениями об увиденном.
— Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (интересуется природными объектами, заботиться о животных и растениях;)
Содержательный раздел
Содержание психолого-педагогической работы
Игра:
На стабилизацию поведения: игры на релаксацию, на развитие психических процессов,
На развитие эмоционально-волевой сферы; игры-фантазии, словесные, игры-миниатюры, дразнилки и обзывалки.
На совершенствования коммуникативных умений: сюжетно-ролевые, подвижные с речевым сопровождением, дидактические, хороводные, коммуникативно-лингвистические, строительно – конструктивные игры
На формирование связной речи: настольно-печатные, игры с предметами, пальчиковые, игры-разминки,
Театрализация:
На устранение внутренней скованности: упражнения на релаксацию, этюды, прослушивание музыкальных произведений, игры-фантазии, миниатюры.
На развитие вербального и невербального общения: игры имитации и пантомима, моделирование и анализ заданных ситуаций, ролевые диалоги, импровизации, пиктограммы
На развитие интеллектуального потенциала:сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы,
На развитие свободного общения и самовыражения: досуговые развлечения, сочинение историй, драматизации, знакомства с различными видами кукол, посещение театров.
Общение с природой:
На сопереживание и сочувствие: обсуждение картин, проблемные обсуждения, эвристические беседы,
На формирование социальных качеств: игровые экологические тренинги, коллективный труд, творческая деятельность, совместные проекты, экспериментирование.
На развитие эмпатии: экскурсии, просмотры видеофильмов, прослушивание звуков природы.
На стимулирование индивидуальных возможностей: игры с природным материалом, , дидактические игры, оформление выставок, проведение опытов
Вторая младшая группа (3-4 года)
Игровая деятельность:
— Учить объединятся в игре с другими детьми, принимать на себя роль, владеть способом ролевого поведения;
— Развивать социальные отношения играющих за счет осмысления профессиональной деятельности взрослых.
— В подвижных играх взаимодействовать со сверстниками, проявлять инициативу
— В играх на релаксацию снимать психоэмоциональное напряжение.
— Способствовать поло-ролевой социализации мальчиков и девочек в игре (возможность выбора соответствующих игрушек, атрибутов, костюмов);
— Учить взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами (мама-дочка, врач-больной)
— Развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной совместной игре.
Театрализация
— Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения (имитация и движения сказочных животных);
— Формировать культуру слушания (радоваться успехам товарищей; терпеливо выслушивать говорящего;)
— В мини-диалогах и этюдах учить произносить фразы, несущие различную эмоциональную окраску, выбирать уровень громкости, понимать, что громкость зависит от конкретной ситуации общения).
— В драматизации учить обыгрывать потешки, песенки, небольшие сказки.
— Разыгрывать импровизации, передающие различные жизненные ситуации (уборка комнаты, сборы в гости, прощание перед разлукой, забота о больном и другие)
— Проводить тренинги мышечного и эмоционального расслабления.
Общение с природой:
— Развивать свободное общение между взрослыми и детьми ( совершать целевые прогулки в лес, в школу, к мемориалу).
— Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе.
— Знакомить с правилами поведения в природе (не ломать ветки, не трогать животных).
— Воспитывать желание общаться друг с другом в уходе за растениями и животными.
— Обращать внимание на разнообразие и красоту растений.
— Поощрять исследовательский интерес, проводить простейшие наблюдения и опыты (с водой, бумагой и т.д).
Средняя группа(4-5 лет)
Игра:
— Учить соблюдать ролевое соподчинение (продавец — покупатель) и вести ролевые диалоги; предлагать новые роли или действия, обогащать сюжет:
— в подвижных играх развивать коммуникативные способности (придумывать варианты игр со сверстниками, комбинировать движения).
— в дидактических играх противостоять трудностям, подчинятся правилам;
— в настольно-печатных играх выступать в роли ведущего, объяснять сверстникам правила игры:
Театрализация
— Продолжать разыгрывать этюды и упражнения на развитие коммуникативных способностей и формирование основных видов эмоцийпри помощи мимики и пантомимики.
— При помощи театральных атрибутов разыгрывать знакомые, небольшие по содержанию, сказки, («Колобок», «Репка», «Два веселых гуся», «Солнышко и дождик»).
— Учить овладевать техникой управления куклами различных видов театра(«би-ба-бо», «пальчиковый», « настольный плоскостной»)
— Формировать умение поддерживать беседу, выражать радостное удовольствие, благодарность в ответ на заботу окружающих, внимание, вежливость к детям и взрослым
— Учить справедливо разрешать возникающие споры и конфликты.
— Продолжать использовать возможности педагогического театра (взрослых) для накопления эмоционально-чувственного опыта, понимания детьми комплекса выразительных средств, применяемых в спектакле.
Общение с природой:
— Формировать элементарные представления о способах взаимодействия с животными и растениями, о правилах поведения в природе (беседы, семейные экскурсии в лес, зоопарк)
— Создавать условия для активной познавательной и экспериментальной деятельности (игры с песком, опыты с водой, семенами).
— Привлекать детей к посильной работе в цветнике и на огороде (посев семян, полив, сбор урожая)
— Продолжать развивать свободное общение между взрослыми и детьми в процессе познавательно-творческой деятельности (создание макетов, мини музеев, украшений и сувениров из природного материала.
— Формировать умение договариваться с помощью воспитателя о распределении коллективной работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания.
Методы, приёмы и средства работы с детьми с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
Игра:
Методы и приемы | средства |
Словесно-образные: Обыгрывание ситуаций, стимулирование индивидуальных способностей, разрешение проблемных ситуаций, налаживание конфликтов между детьми | Сюжетно-ролевые, коммуникативные игры, подвижные с речевым сопровождением. |
Наглядно-действенные: Демонстрация (показ способа действий) | Дидактические,настольно-печатные игры |
Практический: игровые упражнения Элементарный опыт | Игры подражательного характера, сюжетно-ролевые. |
Театрализация:
Методы и приемы | средства |
Словесно-образные: — беседы с элементами диалога, монолога, этические; — ситуативные разговоры — налаживание конфликтов между детьми, -объяснение, совет, внушение | сочинение историй, драматизации, серии сюжетных картинок; проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров, слушанье классической, духовой музыки, чтение литературных произведений воспитателем; рассказы по иллюстрациям |
Наглядно-действенные: —показ, наблюдение, рассматривание, эмоционально-образное стимулирование | показ сказок, фильмов; рассматривание иллюстраций, репродукций картин; театрализация, |
Практические: — Стимулирование индивидуальных возможностей. | Посещение театров, сюжетно-ролевые игры, инсценировки, вечера с родителями, для родителей и детей; |
Общение с природой:
Методы и приемы | средства |
Словесно-образные: обсуждение, вопросы, рассказывание, | чтение литературных произведений воспитателем; беседы с элементами диалога; ситуативные разговоры, эвристические беседы; |
Наглядно-действенные: показ, наблюдение, рассматривание | наблюдения за явлениями и процессами, игры с природным материалом, экскурсии, целевые прогулки, рассматривание иллюстраций, репродукций картин; |
Практические: Эксперименты, поисковая деятельность, проектная деятельность | опыты, изготовление макетов, игры с песком, водой, совместное оформление коллекций из природного материала, коллективный труд , семейные проекты. |
Взаимодействие с семьёй:
Создание развивающей среды:
— участие в субботниках по благоустройству территории;
— помощь в создании предметно-развивающей среды;
— оказание помощи в ремонтных работах.
Сбор информации, анализ, изучение запросов, мнений, пожеланий родителей:
— анкетирование, опросы;
— анализ данных.
Взаимодействие с родителями по реализации рабочей программы:
— ежедневное общение педагогов с родителями;
— стендовая информация;
— консультативная и методическая помощь по вопросам освоения ребенком рабочей программы
— проектная деятельность;
— размещение консультационных и методических материалов на страничке Детского сада;
— открытые занятия;
— интегрированные занятия (с участием родителей).
Организационный раздел
Предметно-развивающая среда:
Уголок игр:
— Игры для развития психических факторов;
— Настольно-печатные игры;
— Дидактические игры;
— Мозаики.
— Игровые центры для девочек (куклы, посудка, парикмахерская, кухня)
— Игровые центры для мальчиков (стройка, железная дорога, пожарники)
Уголок театральной деятельности:
— Вешалка или сундучок для «нарядов»;
— Маски, костюмы, элементы костюмов,
— Наборы разных видов театра (фланелеграф, настольный театр, куклы би-ба-бо, игрушки и т. д.);
Тематические наборы сказочных персонажей.
— Ширма.
Уголок природы:
— Растения, подобранные по программе в соответствии с возрастной группой;
— Инвентарь для ухода за комнатными растениями (лейки, тряпочки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватель);
— Тематические альбомы;
— Природный материал для конструирования;
— Фартуки;
— Набор для экспериментирования (банки, мелкие предметы из разных материалов, земля, песок, камни, градусники и т. д.);
— природные (желуди, шишки, семена, скорлупа, сучки, спилы дерева, крупа и т.п.);
— неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, древесная стружка, опавшие листья, измельченный пенопласт.
Планирование образовательной деятельности
Рабочая программа «Коммуникативные способности детей как основа благополучной социализации» входит в состав вариативной части программ педагога во второй младшей и средней группе. Перспективное планирование включено в общее комплексно-тематическое планирование согласно объему обязательной и вариативной части «Основной образовательной программы Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Искитимского района Новосибирской области детского сада Родничок» с. Лебедевка»
Психолого -педагогические условия реализации рабочей программы:
Игра:
Изменять или конструировать игровое пространство в соответствии с возникающими игровыми ситуациями.
Способствовать проявлению самостоятельности в организации разнообразных игр на бытовые и сказочные сюжеты.
Создавать игровые ситуации и поддерживать инициативу детей в них.
Театрализация:
Педагог должен внимательно выслушивать детей, понимать их чувства, помогать делиться своими переживаниями и мыслями.
Устанавливать понятные для детей правила взаимодействия
Учить детей при участии взрослого обсуждать важные события со сверстниками при помощи вербального и невербального общения.
Общение с природой:
Учиться на собственном опыте, экспериментировать с различными объектами (песком, водой) и с растениями.
Формировать умение договариваться о распределении коллективной работы на участке и в цветнике. Развивать свободное общение между взрослыми и детьми в процессе познавательно-творческой деятельности.
Скачать Рабочая программа «Коммуникативные способности детей, как основа благополучной социализации»
Автор: Межетская Оксана Михайловна
Должность: воспитатель
Место работы: МКДОУ детский сад «Родничок»
Месторасположение: село Лебедёвка, Искитимский район, Новосибирской области
Дата изменения: 29.04.2018
Дата публикации: 29.04.2018