Рабочая программа по патриотическому воспитанию «Люби и знай свой родной край»

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу,

к родной речи — задача первостепенной важности, и нет необходимости

это доказывать.
Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого — с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Академик Д.С. Лихачёв

Введение.

Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста, под влиянием среды, образа жизни и воспитательной работы в семье, в дошкольном учреждении, в школе, в трудовом коллективе.

Формирование представлений о Родине, воспитание патриотических чувств – работа сложная, требующая от нас – воспитателей большой убежденности и вдохновения. Она должна пронизывать этими чувствами весь педагогический процесс, систематически и планомерно на протяжении всего учебного года.

Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке, сестренкам и братишкам, с любви к своему дому, улице, двору, где он живет, детскому саду, посёлку, городу, району. Трудно переоценить в этой связи целенаправленную работу с детьми, которую необходимо проводить по формированию у детей первых чувств гражданственности.

Недаром поэт К. Симонов говорил об этом стихами:

Ты вспоминаешь

Не страну большую,

Какую ты изъездил

И узнал.

Ты вспоминаешь

Родину такою,

Какой ее ты

В детстве увидал…

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания. Формируется система духовных ценностей, отвечающая потребностям современного общества, возрождается интерес к национальной культуре, внимание подрастающего поколения привлекается к проблеме толерантного отношения к представителям других национальностей, люди вновь учатся уважать труд, любить природу и быть небезучастным к судьбе страны.

Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. В связи с этим меняется позиция взрослого: поскольку ни один человек не может представительствовать от лица всей культуры, то он становится соучастником совместного познания окружающего мира.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды — местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона. Дошкольный возраст, как возраст становления личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится чувство патриотизма. Очень важно именно в этом возрасте привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по нравственно-патриотическому воспитанию в условиях дошкольного образовательного учреждения и может быть использована как парциальная.

Общими сферами, определяющими структуру образовательного пространства, является природа, социум, культура. В сферу «природа» входит: неживая природа, животный и растительный мир, экологическая обстановка. В сферу «социум» входит: история региона, народонаселение, материальное производство и хозяйственная деятельность, экономические и социальные отношения. В сферу «культура» входят: язык, искусство, культурно-бытовые обычаи и традиции, образование и наука.

При разработке программы были изучены материалы имеющихся изданий по данной проблеме: программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой, методическое пособие «Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников», под редакцией Микляевой Н.В., методическое пособие «Патриотическое воспитание детей 4-6 лет» авторы Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф., пособие «Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников» авторы Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е.

Целью программы является воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

  • формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, своим близким;
  • формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой Родине селе Каргала и Шегарскому району на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
  • формирование представлений о селе Каргала, воспитание чувства гордости за своих земляков, ответственности за все то, что происходит в районе, сопричастности к этому;
  • формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как столице России;
  • воспитание гражданско-патриотических чувств через изучение государственной символики России, Томской области, Шегарского района;
  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;
  • обеспечение необходимых кадровых, научно-методических, материально-технических условий для реализации программы.

Программа базируется на следующих подходах:

Культурологический подход — подчеркивает ценность уникальности пути развития каждого региона (своего родного края) на основе не противопоставления естественных (природных) факторов и искусственных (культуры), а поиска их взаимосвязи, взаимовлияния.

Территориальный подход — путь от «близкого к далекому» — от любви к детскому саду, к улице, селу, городу, краю к воспитанию любви к родной стране.

Принципы реализации программы: в основу реализации программы положены следующие принципы:

  • принцип гуманизации предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноценного партнера, ориентироваться на общечеловеческие понятия — любовь к семье, родному краю, Отечеству;
  • принцип дифференциации заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном крае, городе, стране, национальных традициях, искусстве и культуре с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы;
  • принцип интегративности реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, школой, краеведческим музеем; в естественном включении краеведческого материала в базовые программы дошкольного образования, когда содержание краеведческого материала определяется с учетом преемственности с начальной школой, интеграции всех видов деятельности при знакомстве с историей и культурой народов, историко-культурными особенностями Шегарского района;
  • принцип уникальности места лежит в основе отбора содержания с учетом региональных особенностей, социокультурного окружения. Территория района рассматривается как универсальная ценность для людей, которые считают ее своей родиной. Этот принцип предполагает изучение специфики природного и культурного наследия, духовных ценностей, историко-культурных, этнокультурных особенностей развития региона (Н. Ф. Винокурова, В.В. Николина);
  • принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: природа родного края, родное село, родная страна, родная культура;
  • принцип наглядности — широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей, репродукций картин местных художников и т. д.;
  • принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;
  • принцип занимательности — изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.

Психологические особенности детей дошкольного возраста

Дошкольное детство — большой отрезок в жизни ребенка. Он занимает по шкале физического развития период времени от трех до семи лет и вносит большой вклад в психическое развитие ребенка. За эти годы ребенок приобретает многое из того, что остается с ним надолго, определяя его как личность и последующее интеллектуальное развитие. С точки зрения формирования ребенка как личности весь дошкольный возраст можно разделить на три части. Первая из них относится к возрасту три-четыре года и преимущественно связана с укреплением эмоциональной саморегуляции. Вторая охватывает возраст от четырех до пяти лет и касается нравственной саморегуляции, а третья относится к возрасту около шести лет и включается формирование деловых личностных качеств ребенка.

Дошкольное детство — важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций. Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что конечно, ему еще недоступно. Он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается игра — самостоятельная деятельность де6тей, моделирующая жизнь взрослых. Изменяется место ребенка в системе отношений, развивается способность к идентификации с людьми, образами героев художественных произведений. Происходит усвоение норм поведения, а также различных форм общения. Ребенок начинает осознавать, что он — индивидуальность.

В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни: ребенок переживает то, что с ним происходит, что его окружает; переживание этого отношения к окружающему составляет сферу чувств и эмоций ребенка. Чувства ребенка — это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает в форме непосредственного переживания.

В дошкольном детстве ребенок осваивает социальные формы выражения чувств. Чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными. Формируются высшие чувства — нравственные, интеллектуальные, эстетические.

У ребенка дошкольника формируются личностные качества, связанные с отношениями к людям. Это в первую очередь внимание к человеку, к его заботам, бедам, переживаниям, успехам и неудачам. Сочувствие и заботливость по отношению к людям проявляются у многих детей дошкольников, причем не только в игровых ситуациях, но и в реальной жизни. К концу дошкольного детства внешние чувства все чаще становятся мотивами поведения ребенка. Посредством чувств происходит регуляция поступков, действий, желаний ребенка сообразно установленным этическим, эстетическим требованиям общества.

Эмоции играют важную роль в регуляции детской деятельности, в становлении ценностных ориентаций и отношений. Результаты деятельности детей и взаимоотношения между ними способствуют актуализации эмоций, сложившихся ранее в опыте ребенка, а также перестройке или возникновению социальных эмоций. Ребенок в дошкольном возрасте постигает значение этических эталонов через рассудочное эмоциональное общение со взрослыми или другим ребенком. Этические эталоны выступают в качестве взаимосвязанных полярных категорий добра и зла. Старший дошкольник во многих случаях уже в состоянии разумно объяснять свои поступки, пользуясь для этого определенными нравственными категориями, а значит, что у него сформировались начала нравственного самосознания и нравственной саморегуляции поведения. Нравственный опыт к детям передается к детям от взрослых и усваивается в процессе общения, наблюдения, подражания.

Таким образом, дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте надо научить быть привязанным к чему-то, кому-то, быть ответственным уже в любом своем, пусть маленьком, деле. Прежде чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он вообще должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, ее красотой и богатством возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Прежде чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется.

Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.

Содержание предметно-развивающей среды

Понятие «среда» буквально означает «середина» — это то, что занимает промежуточное положение и является посредником между взрослым и детским миром, между миром детского сада и окружающим социумом.

На наш взгляд, центральным звеном в развивающей среде ДОУ по ознакомлению с родным краем является центр краеведения. Его создание будет целесообразным при соблюдении конкретных условий.

1. Приоритетность регионального культурного наследия.

В соответствии с этим подобран материал о селе Каргала, Шегарском районе и Томской области, включающий как сведения об историческом прошлом (стенд «Взгляд сквозь столетия»), так и о современном культурном облике края, (стенд «Край мой родной), о знаменитых земляках (стенд «Никто не забыт, ничто не забыто» стенд «Знаменитый председатель»), о природных богатствах края (стенд «Природа родного края»). Содержание отражено фотографиями, макетами, альбомами, специальной литературой. Фотоальбом «Край мой родной» помогает более эффективному знакомству детей с родным селом, районом. Имеются карты, буклеты, наборы открыток, альбомы: «Ветераны В.О. войны», «Ветераны труда», «Труженики тыла», «История села», «История Каргалинской школы» …

В школьном краеведческом музее представлены старинные предметы быта, иконы, исторические документы.

2. Удовлетворение потребностей ребенка в познании родного края.

В соответствии с этим условием представлены карта села, Шегарского района и Томской области, имеются буклеты, наборы открыток, фотоальбомы

3. Диалогичность.

При соблюдении этого условия реализуются разноуровневые диалоги: диалог культур, диалог времен, диалог ребенка с культурой прошлого и настоящего. С этой целью оформлена «музей-изба», где размещены предметы и элементы быта.

Кроме основного центра краеведения (макросреда), оформлены мини-центры краеведения в группах. Предлагаемый в них материал должен в обязательном порядке меняться в зависимости от изучаемых тематических блоков.

Формы реализации программы

Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым темам. Цикл занятий по знакомству с родным селом целесообразно проводить в форме экскурсий по достопримечательным местам малой родины, занятий — путешествий в прошлое, будущее, настоящее. Организуются целевые прогулки, которые помогают детям в условиях активного исследования окружающего мира делать выводы о сезонных изменениях в природе, жизни сельских птиц, об обитателях водоемов и т. д.

Большая роль в реализации программы отводится совместной деятельности воспитателя с детьми, так как воспитание чувств — процесс, который невозможно уложить в жесткие рамки воспитание чувств — процесс, который невозможно уложить в жесткие рамки расписания занятий. Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребенком, в результате и посредством которого формируется такое сложное образование, как чувство любви к Родине. В совместной деятельности воспитатели широко используют дидактические, подвижные, настольные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры с детьми, которые помогают, опираясь на основной вид детской деятельности — игровую, формировать у детей соответствующие программным задачам знания и навыки. В совместную деятельность мы предлагаем включать беседы о родном селе, животных, растениях родного края; рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, организацию выставок предметов детского творчества.

Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, утренники, массовые мероприятия. Мы предлагаем проводить календарно-обрядовые праздники, утренники, развлечения, праздничные концерты ко дню села, Дню Победы.

Программа не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, к уровню развития ребенка, но предполагает активное участие родителей, детей, педагогов в ее реализации.

Содержание программы рассматривается не как информация, предметно предъявляемая ребенку взрослым, а как образы (природы, человека, семьи), развивающие душу, ориентирующие ребенка-дошкольника на ценности и смыслы гражданского образования. Данный подход к определению содержания региональной программы позволяет педагогу и родителю приобщиться к образованию как к искусству жизни вместе с ребенком, постижения его смыслов.

Программа рассчитана на два года и предназначена для работы с детьми в старшей, подготовительной группах детского сада.

Численность детей в группе: 15 человек.

Продолжительность деятельности: 20-30 минут (в зависимости от возраста детей)

Перспективно — тематическое планирование.

Сентябрь.

Тема: «Мой дом – моя семья».

Беседа «Моя семья».

Цель: воспитывать привязанность ребёнка к семье, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи; закрепить умение определять наименование родственных отношений между близкими членами её семьи.

Целевая прогулка «Дом, в котором я живу».

Цель: рассмотреть близлежащие дома.

Сюжетно-ролевая игра «В кругу семьи».

Цель: умение распределять обязанности по дому: убирать игрушки, помогать накрывать на стол и т. д.

Тема: «Давай дружить музей»

Цель: Знакомство со школьным краеведческим музеем, правилами поведения.

Тема: «Что в доме живёт»

Цель: Познакомить с домашней утварью и инструментами крестьянского обихода.

Октябрь.

Тема: «Мой детский сад».

Прогулка «По территории детского сада».

Цель: знакомить детей с участками детского сада; воспитывать желание поддерживать порядок на участках, бережно относиться к оборудованию участков, ухаживать за растениями.

Вечер воспоминаний «История детского сада».

Цель: познакомить детей с историей детского сада.

Художественный труд. Тема: «Подарки сотрудникам детского сада».

Цель: закреплять умение создавать из бумаги объёмные открытки-сувениры для сотрудников детского сада.

Ноябрь.

Тема: «Моё родное село».

Беседа «Из истории села». Экскурсия в школьный краеведческий музей.

Цель: познакомить детей с историей села, его названия; вызвать интерес к своим родным местам, прививать чувство гордости за него.

Музыкально-тематический досуг «Моё село» с презентацией».

Цель: развивать творчество детей, побуждать их к активным самостоятельным действиям.

Тема: «Эх, лапти да лапти мои!»

Цель: познакомить с историей самой древней обувью на Руси.

Тема: «Чудо-прялка»

Цель: Развивать познавательные и творческие способности детей в процессе изучения русской народной культуры через быт, традиции, обряды. Дать представление о значении прялки в русском быте;

Декабрь.

Тема: «Мой край».

Беседа «Мой край родной».

Цель: вызвать у детей интерес к родному краю, гордость за него.

Рассматривание фотоальбома «Предприятия края».

Цель: воспитывать у детей чувство уважения к людям труда, интерес к профессиям.

Презентация «Символика села, района, области».

Цель: знакомить детей с символами Томской области, города Томска и своего родного села: флаг, герб, гимн; формировать элементарные представления о функциональном назначении гимна, герба и флага, о символическом значении цвета и образов, историей их происхождения, значением в современной жизни.

Экскурсия в школьный краеведческий музей: История колхоза «Гигант».

Январь.

Тема: «Город и село» (сравнение).

Беседа «Город Томск».

Цель: закрепить знания о различиях между городом и селом.

Выставка фотографий города и села.

Презентация.

Цель: привлечь родителей к совместной деятельности с детьми и воспитателем по организации фотовыставки.

Февраль.

Тема: «Архитектура села и района».

Презентация альбома «Что я знаю об архитектуре?».

Цель: закрепить представления детей о современных и исторических архитектурных сооружениях села, обратить особое внимание на главный памятник архитектуры – памятник погибшим воинам.

Тема: «Празднование 23 февраля»

Выпуск праздничной газеты «Наши папы – бравые солдаты»

Праздничный досуг к 23 февраля. «Я хочу стать генералом»

Март.

Тема: «Поговорим о маме»

Выставка работ в Доме Культуры.

Тема: «Достопримечательности родного края».

Презентация «Знакомимся с достопримечательностями села».

Цель: закреплять и пополнять знания детей о достопримечательностях родного (памятники, стадион, дом культуры, спортивный центр и др.).

Сюжетно-ролевая игра «Туристическое агентство».

Цель: продолжать учить коллективным играм, правилам добрых взаимоотношений.

Экскурсия в краеведческий музей в отдел боевой славы.

Апрель.

Тема: «Мастера художественного промысла».

Образовательная деятельность. Рисование. Тема: «Любимые узоры».

Цель: закрепить знания детей о декоративно-прикладном искусстве, познакомить с народными промыслами Шегарского района и нашего села.

Экскурсия в краеведческий музей: Знакомство с творчеством Каргалинского художника Дмитриевым А.А.

Май.

Тема: «Этот День Победы…!».

Образовательная деятельность: Тема: «Воин — освободитель земли Русской».

Цель: продолжать работу по воспитанию патриотизма у старших дошкольников; воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.

Целевая прогулка к памятнику погибшим воинам в ВОВ.

Цель: рассказать детям о том, как люди чтят память о героях, защищавших Родину.

Участие в митинге в память погибшим воинам

Участие в акции Бессмертный полк» в селе Каргала.

Ожидаемый результат.

Развитие интегративных качеств соответствующих возрасту «Имеющий первичные представления о себе, семье, государстве, малой Родине, мире и природе»:

  • Домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);
  • Место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);
  • Место проживания: посёлок, район, город, область; предприятия родного посёлка и их значимость; символику посёлка, достопримечательности; крупные города области, а также находить их на карте; природоохранные мероприятия;
  • Свою нацию, язык, традиции (должны гордиться своим народом, его достижениями); столицу нашей Родины – Москву (знать историю, достопримечательности, несколько крупных городов страны и показывать их на карте России, флаг, герб, гимн России);
  • Представителей других национальности, населяющих нашу Родину (уважать их культуру и традиции);
  • Природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);
  • Название планеты, на которой мы живем.

Перечень необходимых для осуществления воспитательно – образовательного процесса программ, технологий, методических пособий.

Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание:

Нормативно-правовой базой для разработки Программы является:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой, разработанная в соответствии с ФГОС.
  • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2011г. №2562).
  • Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения «Каргалинская ООШ» (утвержден от 02.04.2013 г.).
  • ФГОС дошкольного образования (приказ № 1155 Минобрнауки РФ от 17.10.13 г, действует с 01.01.2014 г)
  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13)
  • «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования». Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08. 2013 г. № 1014;
  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».
  • Система работы «Патриотическое воспитание дошкольников» Н.В.Алёшиной.
  • «Мы живём в России» Н. Г. Зеленовой, Л.Е.Осиповой.
  • «Патриотическое воспитание детей 4-6 и 6-7 лет» Н.Г.Комратовой, Л.Ф. Грибовой и др.
  • «С чего начинается Родина?» под редакцией Л.А. Кондрыкинской.
  • «Мой родной дом» под редакцией Т. И. Оверчук.
  • Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой.
  • «Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников», под редакцией Микляевой Н.В.

Скачать — Рабочая программа по патриотическому воспитанию «Люби и знай свой родной край»

Автор: Полякова Лариса Владимировна
Должность: воспитатель первой категории
Место работы: МКОУ «Каргалинская ООШ»
Месторасположение: село Каргала, Шегарский район, Томская область

Дата изменения: 20.03.2018
Дата публикации: 20.03.2018




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *