Рабочая программа для первой младшей группы

Программа первой младшей группы «Рыбки» разработана на основе общеобразовательной программы детского сада «Родничок» с. Лебедёвка в соответствии с:

  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО, приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155)
  • Законом Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 №273 — ФЗ
  • Конвенцией о правах ребёнка 1989г.
  • Письмом Минобрнауки России Департамента государственной политики в сфере общего образования от 13.01.2014 № 08 -10
  • «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». Утвержденные от 29.05.2013г №28564 2.4.1.3049 – 13
  • Письмом Министерства образования от 09.08.2000 г. №237/23-16 «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы».
  • Приказом Минобрнауки России от 08.04.2014 N 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 12.05.2014 N 32220).

В основе обязательной части программы лежит примерная основная образовательная Программа дошкольного образования А. Г. Асмолов Е. Г. Юдина, А. Н. Поддъяков, И. Е. Федосова, В. К. Загвоздкин, Л. В. Свирская, А. С. Русаков, а также Э. Ф. Алиева, Н. В. Тарасова, О. А. Карабанова, О. Р. Радионова, П. Д. Рабинович, одобренная 20 мая 2015г. решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Использованы фрагменты из примерной общеобразовательной Программы дошкольного образования «От рождения до школы » под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Цели Программы.

  1. Проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности.
  2. Развитие взаимопонимания и сотрудничества между участниками образовательного процесса обеспечивающие разнообразие мировоззренческих подходов, способствующие реализации права детей дошкольного возраста на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивающие развитие способностей каждого ребенка.
  3. Формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Задачи Программы:

  • Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
  • Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса.
  • Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром.
  • Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
  • Формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности.
  • Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей.
  • Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
  • Обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.
  • Обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Принципы и подходы к формированию Программы:

1. Поддержка разнообразия детства.

Использование многообразия социальных, личностных, культурных, языковых, этнических особенностей, религиозных и других общностей, ценностей и убеждений, мнений для обогащения образовательного процесса.

Образовательная деятельность с учетом региональной специфики, социокультурной ситуации развития каждого ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей, ценностей, мнений и способов их выражения.

2. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. Самоценность детства – понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот этап является подготовкой к последующей жизни. Этот принцип подразумевает полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного детства),обогащение (амплификацию) детского развития.

3. Позитивная социализация ребенка предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми, направленного на создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире.

4. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей. Такой тип взаимодействия предполагает базовую ценностную ориентацию на достоинство каждого участника взаимодействия, уважение и безусловное принятие личности ребенка, доброжелательность, внимание к ребенку, его состоянию, настроению, потребностям, интересам. Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частью социальной ситуации развития ребенка в организации, условием его эмоционального благополучия и полноценного развития.

5. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Этот принцип предполагает активное участие всех субъектов образовательных отношений – как детей, так и взрослых – в реализации программы. Каждый участник имеет возможность внести свой индивидуальный вклад в ход игры, занятия, проекта, обсуждения, в планирование образовательного процесса, может проявить инициативу. Принцип содействия предполагает диалогический характер коммуникации между всеми участниками образовательных отношений. Детям предоставляется возможность высказывать свои взгляды, свое мнение, занимать позицию и отстаивать ее, принимать решения и брать на себя ответственность в соответствии со своими возможностями.

6. Сотрудничество Организации с семьей. Сотрудничество, кооперация с семьей, открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в образовательной работе являются важнейшим принципом образовательной программы.

Сотрудники Организации должны знать об условиях жизни ребенка в семье, понимать проблемы, уважать ценности и традиции семей воспитанников. Программа предполагает разнообразные формы сотрудничества с семьей, как в содержательном, так и в организационном планах.

7. Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование детей, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей для обогащения детского развития. Программа предполагает, что Организация устанавливает партнерские отношения не только с семьями детей, но и с другими организациями и лицами, которые могут способствовать обогащению социального и/или культурного опыта детей, приобщению детей к национальным традициям (посещение театров, музеев, освоение программ дополнительного образования), к природе и истории родного края; содействовать проведению совместных проектов, экскурсий, праздников, посещению концертов, а также удовлетворению особых потребностей детей, оказанию психолого — педагогической или медицинской поддержки в случае необходимости (центры семейного консультирования и др.).

8. Индивидуализация дошкольного, появления индивидуальной траектории развития каждого ребенка с характерными для данного ребенка спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и возрастно-психологические особенности. При этом сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, разных форм активности. Для реализации этого принципа необходимы регулярное наблюдение за развитием ребенка, сбор данных о нем, анализ его действий и поступков; помощь ребенку в сложной ситуации; предоставление ребенку возможности выбора в разных видах деятельности, акцентирование внимания на инициативности, самостоятельности и активности ребенка.

9. Возрастная адекватность образования. Этот принцип предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей. Важно использовать все специфические виды детской деятельности (игру, коммуникативную и познавательно-исследовательскую деятельность, творческую активность, обеспечивающую художественно-эстетическое развитие ребенка), опираясь на особенности возраста и задачи развития, которые должны быть решены в дошкольном возрасте. Деятельность педагога — мотивирующая и должна соответствовать психологическим законам развития ребенка, учитывать его индивидуальные интересы, особенности и склонности.

10. Развивающее вариативное образование. Этот принцип предполагает, что образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учетом его интересов, мотивов и способностей. Данный принцип предполагает работу педагога с ориентацией на зону ближайшего развития ребенка (Л.С. Выготский), что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей ребенка.

11. Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей. В соответствии со Стандартом Программа предполагает всестороннее социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей посредством различных видов детской активности. Деление Программы на образовательные области не означает, что каждая образовательная область осваивается ребенком по отдельности, в форме изолированных занятий по модели школьных предметов.

Между отдельными разделами Программы существуют многообразные взаимосвязи.

12. Инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения целей Программы. Программа оставляет за Организацией право выбора способов их достижения, выбора образовательных программ, учитывающих многообразие конкретных социокультурных, географических, климатических условий реализации Программы, разнородность состава групп воспитанников, их особенностей и интересов, запросов родителей (законных представителей), интересов и предпочтений педагогов и т.п.

Часть Программы, формируемая педагогическим коллективом МКДОУ Искитимского района Новосибирской области с. Лебедёвка детский сад «Родничок» (далее вариативная часть) представлена рабочей программой:

«Краеведение как средство приобщения дошкольников к ценностям малой Родины, как средство нравственно – патриотического воспитания»

Цель: Формирование у каждого ребенка привязанности к малой Родине, преданности ей, ответственности за нее, желание трудиться на ее благо, беречь ее и умножать богатства.

Построение образовательного процесса на краеведческом материале позволяет решать следующие задачи нравственно – патриотического воспитания дошкольников:

  • Развивать эмоционально – ценностное отношение к семье, дому, детскому саду, улице, селу, краю, стране.
  • Формировать интерес, доброжелательное отношение к прошлому и настоящему своего села, к его культурному наследию.
  • Воспитывать чувство гордости за своих земляков.
  • Формировать умение ориентироваться в природном окружении, учить чувствовать природу любить ее.

Формировать эмоциональное восприятие природы средствами художественной литературы, музыки, изобразительного…

Читать статьи полностью (скачать)

Автор: Ускова Светлана Алексеевна
Должность: воспитатель
Место работы: Детский сад «Родничок»
Месторасположение: с. Лебедевка, Искитимский район, Новосибирская обл.

Дата изменения: 05.10.2016
Дата публикации: 05.10.2016




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *